В НГУЭУ завершилась конференция «Основы российской государственности: развитие». Вуз, являющийся опорно-методическим центром проекта «ДНК России», подводит итоги практической работы более 100 научно-педагогических работников из Новосибирской, Томской, Омской областей, Алтайского края, Республики Алтай и ряда других субъектов Российской Федерации, а также формирует комплекс мероприятий, направленных на дальнейшее развитие курса «Основы российской государственности».
О докладах первого дня мы писали ранее. Основополагающим выступлением второго дня был доклад заместителя руководителя Центра воспитания и развития личности РАО Туяны Дугаровой. Она рассказала о подходах выстраивания воспитательной работы в рамках образовательного процесса.
Далее весь день группы активно работали над разработкой путей развития ОРГ в системе высшего образования, а вечером представили итоговые презентации. Предложения охватывали различные направления: методы подачи информации, содержательную специфику курса и другие аспекты.
— Мы сейчас защищаем нечто большее, чем просто знания по какому-то направлению деятельности. Мы защищаем по большому счету образ жизни, — подчеркнул заведующий кафедрой региональной экономики и управления НГУЭУ Владимир Мельников.
Для повышения интереса студентов предложено создать банк коротких видео, которые легче воспринимать и интегрировать в учебный процесс. Источниками таких материалов могли бы стать как организаторы курсов, так и сами учащиеся — возможно, через проведение межрегионального конкурса творческих работ. Также прозвучало предложение внедрять в обучение реальные кейсы и примеры, сравнивать освещение событий в различных странах, проводить тренинги по информационной гигиене и обсуждать угрозы антиинтеллектуализма.
В части содержательной специфики обсуждались изменения в отдельных разделах программы. Например, акцентировалось внимание на важности правильного употребления терминов, таких как «русский» и «российский», «традиционные» и «духовные» ценности. Дискуссии велись вокруг регионального профиля: важно учитывать местные особенности, чтобы вовлечь студентов, однако это не должно уходить в сторону от основных целей курса. Кроме того, участники предложили изучать ценности на основе текстов русской литературы, историософии и философии, а также идей классиков евразийства. Важно показать уникальность российского общества на фоне других цивилизаций и культур. Наконец, поднимались вопросы адаптации содержания для разных категорий учащихся: очников, заочников и иностранных студентов.
Возможные дополнения к курсу включают темы осознанности в культурном, общественном и профессиональном контекстах, мотивации и карьерной навигации. Актуальны проблемы современности и глобальные вызовы. Также необходимо связывать курс с профессиональными навыками выпускников, учитывая цели их развития в контексте региона, страны и мира в геополитическом аспекте.
Также обсуждалась необходимость внедрения модульного принципа подготовки преподавателей. Они нуждаются в каких-либо формах постоянного взаимодействия, например, постоянных методических семинарах и стажировках, конкурсах профессионального мастерства, системе наставничества или постоянно действующем семинаре на базе опорного курса. Неоднократно озвучивалась идея неких экскурсий или стажировок в органах власти как для преподавателей, так и для студентов. Педагоги признают, что их знания о государственных и муниципальных процессах недостаточны, и хотели бы глубже понять ожидания властей от граждан и общественных организаций.
В итоговых докладах представлялись различные варианты организации внеаудиторной работы, формирования глоссария и хрестоматии, исключения дублирования со школьными курсами, а также подбора ссылок на сайты с актуальными данными, необходимыми для реализации дисциплины.
В работе конференции принял участие ректор НГУЭУ Павел Новгородов. Он обратил внимание на необходимость отражения в курсе ОРГ вопросов регионального развития.
— Без сильных регионов не будет государственности, – отметил ректор.
В комментариях к итоговым докладам он согласился с идеей о том, что вопросы государства необходимо рассматривать в том числе через призму малой родины, а также поделился опытом участия НГУЭУ в развитии кадрового обеспечения регионального развития, в том числе в рамках сетевой программы совместно с МГИМО.
— Курс ОРГ должен регулярно обновляться, чтобы отражать изменения в государстве и международной политике, сохраняя при этом основное ядро, основные ценности страны. С помощью каких технологий — это вопрос, работа над этим будет продолжена в рамках опорно-методического центра, — отметил проректор по научной работе и дополнительному образованию НГУЭУ Дмитрий Куницын, подытоживая работу конференции.
Завершением конференции стало выступление заместителя министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольги Петровой. Смысл его она позже повторила в своем телеграм-канале:
— Очередная окружная конференция по развитию курса «Основы российской государственности» завершается в Новосибирске. Она проходила на площадке Новосибирского государственного университета экономики и управления, где два года назад мы вместе с коллегами стартовали первые обсуждения нового курса.
Сегодня мы продолжаем эту работу на новом этапе. Как уберечь студента от деструктивных последствий информационной войны, как сформировать ценностный каркас, который надежно защитит наших ребят? Эти вызовы стоят перед нами прямо сейчас. И мы точно с ними справимся. Потому что вместе нам все по плечу.
Благодарю ректора вуза Павла Анатольевича Новгородова и всех коллег за помощь, поддержку и активное участие в решении важных государственных задач. Вместе мы – сила!
Прошедшие, Научная деятельность, Конференции, семинары, олимпиады