01.08.2016
Учебная деятельность, Международное сотрудничество, Интервью и комментарии, Новости подразделений, Для будущих студентов и слушателей
Первокурсники 2016 года, поступившие на направление «Зарубежное регионоведение», в качестве второго языка смогут выбирать не только китайский или японский, но и корейский. О том, какие перспективы откроются перед студентами-регионоведами с введением в программу этого языка, и о преимуществах направления в целом рассказывает заведующий кафедрой мировой экономики, международных отношений и права Денис Борисов.
— Денис Алексеевич, с чем связано введение корейского языка в учебный план регионоведов?
— Мы шагаем в ногу со временем, расширяя возможности нашего вуза и, соответственно, его выпускников. Направление «Зарубежное регионоведение» в НГУЭУ традиционно было ориентировано на Азиатско-Тихоокеанский регион. Поначалу, когда еще я поступал в этот университет, студенты изучали японский язык, потом появился китайский и с этого года — ура! — корейский. Это связано с развитием торговых отношений между Россией и Республикой Корея: введен безвизовый режим, Корея не поддержала антироссийские санкции — все свидетельствует о том, что связи с этой страной будут развиваться. К тому же, если обратиться к региональной специфике, Республика Корея активно работает в Новосибирской области. В частности, в Новосибирске открыто представительство организации КОТРА — аналог торгово-промышленной палаты. Наша кафедра имеет опыт сотрудничества с КОТРА — студенты проходили практику в этой организации, мы общались с ее руководителями, и они высказали пожелание, что хорошо бы ребятам изучать еще и корейский язык.
— С Китаем и Японией все более-менее понятно: точки соприкосновения в экономической, культурной и других сферах есть, работа ведется уже несколько лет. Взаимодействие с Республикой Корея пока не так очевидно для широкого круга людей, в числе которых — абитуриенты и их родители. Расскажите, по каких направлениям Россия и Новосибирская область сотрудничают с Кореей? Где смогут себя проявить выпускники?
— Да, действительно, эти возможности пока не так очевидны, мы как раз их несем в массы, пропагандируем. Если говорить о том, что есть сейчас, — то это медицинские услуги, уровень которых ничуть не хуже, чем в Европе, а цены несопоставимо ниже. Второе направление — торговля, потребительские товары. Третье — автомобилестроение, на новосибирском рынке уже представлено много корейских компаний. Вообще, потенциал взаимоотношений между Россией и Кореей еще не раскрыт полностью, реализован лишь мизерный его процент.
— То есть, по сути, введение корейского языка в программу — это игра на опережение?
— Отчасти да.
Подготовка специалистов, которые будут понимать и изучать этот рынок, находить перспективные направления, — это, в общем-то, государственная задача. Но выпускники будут востребованы не в какой-то далекой перспективе: потребность в кадрах есть уже сейчас и знание корейского языка станет серьезным конкурентным преимуществом.
— Каким образом организована языковая подготовка студентов?
— Они изучают два языка: один из восточных (по выбору) и английский. При этом основным является восточный язык — именно его студенты будут сдавать в конце обучения. Стоит отметить, что они получают также общие академические знания по истории, культуре страны, ее политическом и экономическом устройстве.
— Есть ли возможность выезжать на стажировки за границу?
— Да. Например, студенты, изучающие китайский язык, традиционно обучаются в университетах Даляня, Синьцзяна или Муданьцзяна один семестр, а некоторые — год. Многие возвращаются с собственными бизнес-проектами и желанием побыстрее приступить к их реализации. По японской линии у нас есть опыт сотрудничества с Саппоро.
Интересно, что одна выпускница этого года во время стажировки нашла себе спутника жизни, вышла за него замуж и, получив диплом, уехала в Японию. Я это к чему рассказываю — это тоже показатель уровня нашей подготовки: она смогла прекрасно влиться в другую культурную среду.
На корейский язык мы только начинаем набор, поэтому опыта академических обменов и стажировок с вузами этой страны еще нет, но мы будем работать над этим. Например, корейские вузы дают серьезную магистерскую подготовку, которая признается и западными, и восточными компаниями. Так что это перспективное направление.
— Регионоведов в Новосибирске готовят уже давно, но до сих пор нет четкого понимания, чем будет заниматься человек, получивший диплом по этому направлению. Можете пояснить?
— У нас подготовка ведется по четырем направлениям. Первое — информационно-аналитическая деятельность, то есть, это анализ рынков, определение точек роста, краткосрочные и долгосрочные прогнозы. Это может быть аналитика не только для какой-то компании, но и для СМИ. Второе направление — бизнес: наши выпускники работают торговыми представителями, специалистами по внешнеэкономической деятельности. Львиная доля студентов, особенно китаистов, оседают в компаниях ВЭД-агентах, они анализируют рынки, формируют заказ, сопровождают сделки. Третье направление — работа в исполнительных органах государственной власти и силовых структурах (от последних есть запрос, хотя он и не афишируется в открытых источниках). Это также аналитика с учетом специфики госучреждения. И четвертое — это преподавательская деятельность. Наши выпускники получают хорошие языковые знания, многие начинают преподавать языки с упором на практическое применение в конкретной сфере.
Например, наша выпускница Инга Ручкина открыла языковую школу, выиграла конкурс и сейчас обучает сотрудников Сбербанка. Кто-то становится бизнес-тренером. Возможностей масса.
— Направление «Зарубежное регионоведение» есть в нескольких новосибирских вузах. В чем преимущество НГУЭУ?
— Мы одними из первых в Новосибирске начали подготовку студентов по направлениям «Международные отношения» и «Регионоведение». Поэтому у нас уже есть большой опыт в этой сфере, многие преподаватели кафедры имеют научные степени, наработана серьезная практическая база — мы активно сотрудничаем с компаниями, которые ведут бизнес в Китае, Корее, Японии, а также с нашими выпускниками, которые готовы предоставлять места практики и трудоустройства студентам.
Важное преимущество — непрерывность процесса обучения. У нас есть бакалавриат «Зарубежное регионоведение», магистратура «Международные отношения» и аспирантура «История внешней политики и международных отношений».
Этого ни один из наших конкурентов предложить не может. Плюс у нас серьезная языковая подготовка.
Учебная деятельность, Международное сотрудничество, Интервью и комментарии, Новости подразделений, Для будущих студентов и слушателей