В последнее время мы много говорим о том, что наши студенты, наши выпускники должны быть подготовлены к работе в бизнесе и в органах государственного управления. Эта проблема существовала всегда, ее актуальность возрастает, но она может решаться по-разному. Идеальный вариант, когда преподаватели университета имеют опыт работы в бизнесе. Такие люди у нас есть, но их не очень много. У большей части преподавателей сложилась педагогическая карьера: после школы они сразу поступили в вуз, затем в аспирантуру, стали кандидатами и докторами наук и остались преподавать в университете. Нельзя сказать, что это плохо, но эти люди обладают в большей степени теоретическими знаниями, а этого недостаточно, нужно иметь опыт практической деятельности. Как его получить? Я уже говорил, что при желании преподавателя, НГУЭУ готов организовать стажировку в бизнес-структурах по профилю курсов штатного преподавателя.
Для решения проблемы сочетания теоретических и прикладных знаний мы пытаемся перестроить процесс обучения студентов. Мое мнение – довольно большое количество курсов можно отдать преподавателям-практикам. Сделать это можно двумя способами: либо создать на предприятиях базовые кафедры и готовить специалистов, исходя из конкретных потребностей. Например, такой проект есть с банком ВТБ24. Либо привлечь людей, которые хотят преподавать, но не готовы вести длительные курсы. Я сам преподаю уже 20 лет и знаю, что прочитать семестровый курс – очень сложная задача, требует много сил и времени, ведь нужно не только знать материал, но и структурировать его. При этом важны не только знания, но и умение подать материал, увлечь аудиторию, найти контакт со студентами. Нужно подготовить методические пособия, при проведении занятий использовать активные формы обучения. Многие готовы прочитать короткие курсы, вести семинарские занятия в паре с университетским лектором-теоретиком. Подобный опыт есть у меня: я читаю лекции на потоке, в котором семь групп, и в каждой группе свой семинарист-практик, например, Евгений Попов – один из лидеров компании «БрокерКредитСервис». Получается очень удачный симбиоз практиков и теоретиков.
Летом на сайте университета была опубликовано объявление, в котором НГУЭУ призвал желающих специалистов из бизнеса и органов государственного управления преподавать в университете. В результате было заполнено более 100 анкет! С предпринимателями, чиновниками, готовыми включиться в учебный процесс, мы провели очень интересную встречу, и я с радостью отметил: люди стремятся с нами сотрудничать, потому что видят – в университете кипит жизнь, мы меняется. Кто-то начал преподавать с начала учебного года, кого-то мы пригласим во втором семестре, а кто-то включится в работу в качестве бизнес-тренера, наставника на внеучебных траекториях. Среди них как выпускники «нархоза», так и выпускники других вузов. Главное – эти люди понимают, что не все наши курсы читаются на должном уровне, и они готовы помочь исправить ситуацию.
Мы уже получаем обратную связь от студентов и видим положительную реакцию: они очень рады, что есть возможность пообщаться с носителями знаний о реальной жизни, в которую им предстоит окунуться. Например, целый курс ведет Вячеслав Анатольевич Маркелов – президент Новосибирской торгово-промышленной палаты. Я считаю, что у студентов есть уникальная возможность пообщаться со специалистом очень высокого уровня. Очень ценно, когда человек, владеющий уникальными знаниями, готов помочь вузу и донести эти знания до студентов.
Естественно, когда штатные преподаватели будут читать этот блог, у них возникнет вопрос: а что с нами будет? Приходят какие-то люди извне, забирают нашу нагрузку, а как нам-то работать? Во-первых, у нас есть ограничения по нагрузке: штатный преподаватель имеет возможность работать на ставку или полставки и еще 300 часов сверху. На самом деле, это огромная нагрузка, если ее выполнять так, как предусмотрено стандартами. То есть на кафедрах есть резерв нагрузки. Кроме того, есть еще виды деятельности, по которым нет ограничений – можно работать на программах дополнительного образования, в Бизнес-колледже. И я также надеюсь, что часть преподавателей включится в научную работу, о чем мы говорили в прошлый раз. Тогда у них будет дополнительный доход от научной работы, они повысят свой потенциал, у них появится возможность для защиты кандидатских и докторских диссертаций, и личная карьера начнет продвигаться.
Думаю, мы находимся на правильном пути и привлечем в университет очень интересных людей. Уровень образования повысится, а значит, повысится и конкурентоспособность наших выпускников.
Лента новостей, Ректор, Блог ректора