Проблема развития науки в Российской Федерации – одна из самых обсуждаемых тем. Реформа Академии наук, создание Федерального агентства научных организаций прямо не затрагивает вузы, но приводит к возможности усиления роли университетов в проведении фундаментальных и прикладных исследований. Перенос центра исследований в университеты – одна из задач реформы Академии наук.
В отличие от сотрудников Академии наук, для которых занятие наукой является основной задачей, преподаватели вузов, прежде всего, преподают, а затем (как говорили прежде, во второй половине дня) занимаются наукой. Поэтому нужно сделать так, чтобы у преподавателей была возможность и хорошо преподавать, и иметь время и желание заниматься наукой.
Пока мы видим, что преподаватели стремятся получить как можно больше нагрузки. Несколько лет назад, когда не было ограничений на количество часов для преподавателей, нормой было «закрытие» трех-четырех ставок в учебном году только в НГУЭУ. А еще и «подработки» в других вузах. Понятно, что при такой интенсивности ни о каком занятии наукой не могло быть и речи.
Ситуацию с научными исследованиями нужно срочно менять. Что уже сделано и что будем делать?
Во-первых, следует оценить научный потенциал НГУЭУ. Этот потенциал определяется известными учеными, как в России, так и за рубежом. Наш золотой фонд составляют доктора наук, профессора, подготовившие значительное количество кандидатов наук, имеющие труды, значение которых подтверждается научным сообществом, в том числе через индексы цитирования. Называю только несколько ученых, понимаю, что этот список не является полным. К таким ученым относятся Олег Альбертович Донских, Мария Васильевна Удальцова, Александр Арсеньевич Шапошников, Владимир Васильевич Глинский, Галина Михайловна Тарасова, Светлана Ивановна Сотникова, Дмитрий Олегович Серов и другие. Мы должны создавать условия для формирования научных школ в университете, пока их пять, актуальной задачей является создание научных школ по гуманитарным наукам и юриспруденции. Работа диссертационного совета, создание новых диссертационных советов, поддержка научных журналов – все это необходимые условия для формирования научного потенциала университета. Требуется разработка дорожной карты, как по работе научных школ, так и по вовлечению преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов в научную деятельность.
Во-вторых, следует совершенствовать систему подготовки кадров высшей квалификации. В прошлом году мы открыли проект «докторант», позволяющий кандидатам наук, которые пишут диссертации на соискание ученой степени доктора наук, получать внутренние гранты и иные формы поддержки. В этом году мы проводим эксперимент для аспирантов. Поступившие аспиранты, при их активном обучении в аспирантуре, по итогам аттестации могут получить грант, который покроет 90% стоимости обучения за год. На мой взгляд, это сказочные финансовые условия для подготовки диссертации. Следует также организовать проведение семинаров для аспирантов по технологии написания диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.
В-третьих, следует «расшевелить» студентов и создать условия для занятия наукой. Для этого открыта внеучебная траектория «Наука и аналитика». Студенты, которые выбрали эту траекторию, будут иметь возможность прямого общения с известными учеными и изучать технологию проведения научных исследований: как правильно описать научную проблему, как работать с научной литературой, как написать научную статью и т.д. Мы ждем активных студентов и надеемся, что Совет обучающихся НГУЭУ также не останется в стороне от вовлечения студентов в научную жизнь университета.
В-четвертых, разработана система стимулирования преподавателей, которые активно занимаются наукой. В эффективном контракте преподавателя есть специальных раздел, позволяющий получать деньги при достижении определенных показателей. Впервые для всех преподавателей введен показатель стимулирования – значение индекса Хирша. Это означает, что появилась возможность перераспределения загрузки преподавателя с учебного процесса на научную деятельность. Кроме того, развивается система выделения внутренних грантов научным коллективам и отдельным ученым.
В-пятых, следует подумать о создании реальных научных лабораторий. В настоящее время, в НГУЭУ существуют научные лаборатории, однако требует оценки эффективность их деятельности. Будет проведен аудит научных лабораторий, и по его итогам принято решение о поддержке или закрытие лаборатории. Руководство университета ждет предложений от кафедр и отдельных преподавателей и сотрудников об открытии новых научных лабораторий.
Помимо названного, НГУЭУ должен выполнять заказы внешних партнеров. Пока некоторые кафедры «закомплексованы» – люди не привыкли работать с внешней средой. Надо стремиться к тому, чтобы нас выбирали как экспертов, консультантов, давали поручения, чтобы мы делали квалифицированные работы. И, кстати, так пополняли бюджет НГУЭУ.
Лента новостей, Ректор, Блог ректора