Стратегическая задача любого российского вуза – выбрать правильное направление развития в международном сотрудничестве. Есть два пути: остаться национальным, самобытным университетом и работать только в России, либо попытаться понять, какие сильные и слабые стороны есть у зарубежных вузов, и встроиться в международное образовательное сообщество. НГУЭУ выбрал второй путь и уверенно по нему идет. Основная задача заключается в том, чтобы студенты всего мира знали наш университет и воспринимали его как учебное и научное заведение, где можно получить качественное образование и встретить единомышленников.
Если раньше мы только пытались понять, какие из иностранных вузов могут быть нашими партнерами, и чем мы можем быть полезны, хотели дружить со всеми и заключили порядка 150 договоров с университетами разных стран, то сегодня мы выделили принципиальные направления сотрудничества.
Во-первых, это взаимодействие со странами БРИКС. Например, мы давно и плодотворно сотрудничаем с университетами Китая. Сложились прочные отношения и с индийским образовательным центром Aptech – наши студенты имеют возможность проходить их программы в рамках дополнительного образования. Кроме того, сейчас завязываются контакты с одним из ведущих университетов Индии.
Нельзя не упомянуть, что НГУЭУ является одним из лидеров среди вузов России по сотрудничеству с университетами ЮАР, и мы хотим развивать это направление, стать экспертным центром по бизнес-образованию с Южно-Африканской Республикой. И мы очень надеемся, что в скором будущем удастся простроить взаимодействие с вузами Бразилии.
Второе направление международного сотрудничества, которое мы активно развиваем – это обучение студентов из стран ближнего и дальнего зарубежья. В этом году в университете можно встретить студентов из Мали, Колумбии, Южной Кореи, к нам приезжают студенты из стран СНГ. Обучение в НГУЭУ становится все более престижным для иностранных студентов.
Третье направление – выстраивание адресных контрактов с вузами и понимание, в чем наш интерес. Например, возможность получения двойных дипломов. Прежде всего, стоит вспомнить проект с университетом прикладных наук в городе Кобург (Германия), с Государственным университетом штата Нью-Йорк.
Но перечисленное – это только одна сторона вопроса. Одновременно с этими программами мы стараемся погружать студентов НГУЭУ в международную среду, в том числе в рамках проекта «внеучебные траектории». В прошлом учебном году мы отработали технологию проведения скайп-сессий с профессорами из разных стран: США, Германии, Франции, ЮАР, Индии, Китая. В этом году подобная практика продолжится. Студент должен иметь возможность учиться у ведущих профессоров мира, где бы они ни находились! Для этого мы формируем новую инфраструктуру, появляются дополнительные возможности для выстраивания взаимоотношений с вузами мира. Это наша стратегическая задача. А для иностранных студентов, которые хотят учиться именно у нас, развиваем различные формы дистанционного образования. В частности сейчас мы находимся на этапе презентации наших программ для студентов Китая. По нескольким направлениям наши преподаватели прочитали небольшие лекции, эти ролики переведены на китайский язык, и в скором времени их будут смотреть китайские студенты.
Для более эффективного сотрудничества с зарубежными вузами нам необходимо определиться, как мы можем работать с иностранными студентами. Пока это чаще авторские курсы, но если мы хотим, чтобы иностранных студентов в нашем университете стало больше, чтобы студенты «нархоза» чаще выезжали на стажировки, нужно разработать и постоянно совершенствовать специальную систему: как встречать, принимать, учить, общаться.
И конечно, наши преподаватели и студенты должны заговорить на английском языке. Наша цель – появление нескольких программ в магистратуре на английском языке, ведь пока их отсутствие сдерживает приток иностранных студентов. Мы изучаем опыт других вузов по развитию этого направления, обсуждаем этот вопрос, и в течение этого учебного года планируем подготовить такие программы, а в следующем – уже их запустить.
Лента новостей, Международное сотрудничество, Блог ректора