Идеальный университет — это когда мы учим студентов так хорошо, что они становятся успешными конкурентоспособными специалистами, и за нашими выпускниками выстраивается очередь работодателей. Для этого необходимо ответить на три вопроса: кто учит? как учит? чему учит?
Кто учит? В предыдущей записи моего блога я уже поднимал эту тему. Преподаватели должны быть носителями современных идей, понимать современные технологии, быть проводниками новаторских подходов к обучению студентов. Речь идет об отношении к своей работе. Или «я стараюсь учить хорошо», или «я достаю лекции, написанные от руки 10 лет назад, и зачитываю».
Как учит? Наша задача — создать современную инфраструктуру, в том числе через внедрение технологий электронного обучения. Современные технологии позволяют учиться тогда, когда удобно или когда есть возможность. Находясь в Новосибирске, я могу изучать курс известного профессора, который живет в любой точке мира. Для этого нужны средства технической коммуникации, и мы стараемся их внедрять, создавая электронную систему обучения. Мы приучаем наших студентов и преподавателей общаться дистанционно. Многие так и делают, но не все. Мне постоянно задают вопросы студенты, почему преподавателю нельзя прислать электронный текст, почему он не может ответить на электронное письмо и т. д. Действительно, почему?
И самый принципиальный вопрос: чему учим? Сейчас появляется потребность в новых профессиях, а также в новом содержании привычных специальностей. Еще в прошлом году мы начали дискуссию в этом направлении, попытались изменить учебные планы, выявить актуальные направления развития. Пока был пройден только первый этап, и в этом году стоит следующая задача: на каждой кафедре необходимо понять, какие разделы включает обучение по той или иной специальности и в чем их особенность, что устарело, а без каких знаний выпускник не может быть признан квалифицированным специалистом. Например, НГУЭУ был лидером среди вузов города в подготовке оценщиков. На наших студентов уже в начале учебного года был спрос со стороны компаний, которые занимаются оценочной деятельностью. То есть НГУЭУ реально выполнял заказ бизнеса. К моему удивлению, когда я вернулся работать в НГУЭУ, дисциплины по оценке стоимости бизнеса, недвижимости и т. д. вообще не читались. В этом учебном году мы восстановили дисциплину «Оценка стоимости бизнеса», пробел в знаниях бакалавров экономики ликвидируем. Но все ли потребности бизнеса мы знаем? Государственные стандарты предусматривают очень большую свободу университету, и если раньше указания, что преподавать, «спускались» сверху, а возможность читать дополнительные курсы у вуза была совсем небольшой, то сейчас все по-другому: университет волен выбирать дисциплины самостоятельно. Необходимо использовать эту возможность, формировать программы либо под потребности конкретных предприятий, используя заказ бизнеса, либо«учить для всех».
Но если выбирать второй путь, мы должны понять для себя, какими компетенциями будут обладать выпускники, и создавать курсы под эти компетенции. Очевидно, что и здесь без ориентира на потребности рынка не обойтись. Поэтому нам необходимо будет привлекать преподавателей-практиков, а также активно развивать потенциал уже работающих сотрудников НГУЭУ. Чем больше в университете будет пытливых преподавателей, тем лучше. Администрация вуза таких преподавателей обязательно поддержит. В частности, мы можем использовать наши контакты с бизнес-сообществом и органами государственной власти, и, например, организовывать стажировки преподавателей, было бы желание! Всем — и преподавателям, и студентам — нужно учиться!
Когда я сам был студентом НГУ, нам говорили: «Невозможно предугадать будущее и стать специалистом в решении какой-то конкретной задачи». Нужно научиться принципам и технологии решения задач, которые перед вами встанут. С одной стороны, жизнь очень быстро меняется, но есть некие общие принципы и приемы, которым и нужно учить. Именно это я имею в виду, когда говорю, что мы должны готовить «инженеров бизнеса» — людей, которые знают технологии предпринимательства, его организацию, базовые принципы работы компаний на рынке. И когда человек столкнется с конкретной задачей на реальном предприятии, он, обладая такими компетенциями, сможет решить любой кейс.
Нужно честно признать: НГУЭУ находится в самом начале пути к идеальному университету. Долгое время в нашем вузе не было дискуссии о том, куда должен идти «нархоз». Поэтому складывалось успокаивающее ощущение, что все всех устраивает. Но я давно работаю в НГУЭУ, знаю потенциал его сотрудников и уверен, что университет достоин большего. Главное — мы должны все вместе определить современный, прорывной вектор развития НГУЭУ и развиваться по выбранному направлению, оставаясь в тренде современных тенденций. То есть, мы должны определить стратегию развития вуза. Этот вопрос будет обсуждаться на заседании ученого совета НГУЭУ в сентябре 2015 года.
Важно подчеркнуть, что нам нужно динамично развиваться. Уже в этом учебном году университету предстоит определиться с новой структурой кафедр, выявить лидеров среди профессорско-преподавательского состава, понять потенциал каждого сотрудника и дать возможность проявить себя всем, а также привлечь новых креативных преподавателей.
Приглашаю к дискуссии на тему «Кто учит? Как учит? Чему учит?».
Свои комментарии и предложения вы также можете отправить редактору газеты «Наша Академия» Юлии Тороповой ( y.a.toropova@nsuem.ru). Самые интересные мнения будут опубликованы в рубрике «Пусть говорят».
Лента новостей, Блог ректора