НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ "НИНХ" (НГУЭУ)
Контакты и реквизиты
Сведения об образовательной организации
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ "НИНХ" (НГУЭУ)
Eng 中文 De
Контакты и реквизиты
Версия для слабовидящих
Сведения об образовательной организации
Eng 中文 De
priemc@nsuem.ru, +7 (383) 2-110-500 — приёмная комиссия
Сведения об образовательной организации
  • Университет
    • Новости и анонсы
    • Факты и цифры
    • Структура
    • "Точка кипения"
    • Документы
    • Закупки
    • Вакансии НГУЭУ
    • СТОП коррупция
    • Фирменный стиль
    • 3D-тур
  • Образование
    • Организация учебного процесса
    • Образовательные программы
    • Расписание
    • Дополнительное образование
    • Научная библиотека
    • Профессионалы
    • Архив ВКР
    • Качество образования
    • Целевое обучение
    • Лицензирование образовательных программ
  • Наука
    • Объявления
    • Организация научной работы
    • Информация для аспирантов
    • Прикрепление (соискательство)
    • научные предложения университета
    • Научные семинары
    • Диссертационные советы
    • Научные школы
    • Издания НГУЭУ
    • Научные лаборатории
    • Внеучебные траектории
  • Трудоустройство
  • International
  • Медиа
  • Контакты и реквизиты
  • Сведения об образовательной организации
  • Главная
  •  > 
  • Университет
  •  > 
  • Новости

Выпускники кафедры психологии НГУЭУ востребованы в МЧС

08.07.2015
В структуре регионального отделения МЧС России по Новосибирской области будет создана психологическая служба, куда в качестве специалистов ждут работать выпускников НГУЭУ, обучающихся по направлению «Психология».
О том, куда ещё могут устроиться обучающиеся по направлению «Психология» (профиль «Психофизиология»), какие возможности перед ними открываются, рассказывает заведующий кафедрой психологии социально-гуманитарного факультета НГУЭУ Виктор Васильевич Колышкин.

Выпускники кафедры психологии НГУЭУ востребованы в МЧС

— Много ли в России вузов, которые готовят именно психофизиологов?

— Психологов с профилем «Психофизиология» готовят в основном только в европейской части России, а за Уралом и до самого Дальнего Востока такой профиль есть только в нашем вузе. Так что это – редкая специализация, поэтому она пользуется большим спросом у работодателей.

— Где могут работать ваши выпускники?

— Как показывает практика, если студент успешен в учебе, то он обязательно после окончания вуза трудоустроится по профессии. Лучшие наши выпускники работают в психоневрологических диспансерах, различных кадровых агентствах и в отделах по работе с персоналом, в службах занятости, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, в различных образовательных центрах, которые проводят психологическое консультирование физических лиц и организаций. Немало ребят работают в службах, которые помогают прийти в норму человеку, оказавшемуся в экстремальных, стрессовых ситуациях или пережившему такие ситуации.

Вообще, наши выпускники разлетелись по многим городам России. Вот недавно узнал, например, что одна из них в Санкт-Петербурге организовала собственное консалтинговое агентство со специализацией по решению именно психологических проблем. Есть и те, кто успешно трудоустроился за рубежом.

Если говорить о профессиях, то наши выпускники работают психологами, психофизиологами, клиническими психологами, специалистами по оценке состояния человека, профилактике различных психических отклонений, реабилитации людей со стрессовыми расстройствами и т.д.

А выпускник-бакалавр, который думает в дальнейшем заняться еще и преподавательской деятельностью, может продолжить учебу по своему направлению в магистратуре университета, по профилю «Психология экстремальных состояний».

— Вы сказали о клинических психологах. Разве их подготовка – это не прерогатива медицинских вузов?

— После получения высшего медицинского образования человек становится врачом-психологом по медицинской психологии. Наши выпускники – психофизиологи со значительным уклоном в клиническую психологию. В их профессиональные компетенции входит оценка, диагностика, прогнозирование, профилактика и коррекция функционального состояния организма человека, его пограничных состояний. И это ещё не всё. Они занимаются психодиагностикой и подготовкой трудовых коллективов, формированием и психологическим сопровождением спортивных команд и других микрогрупп, адаптацией, профилактикой, реабилитацией работников МЧС и людей, пострадавших от чрезвычайных ситуаций.

— Да уж, чрезвычайные ситуации подстерегают современного человека сплошь и рядом. И природа «обижает» – наводнения, землетрясения, пожары. Да и, как говорится, человеческий фактор преподносит сюрпризы… Как они сказываются на состоянии человека и как ваши выпускники помогают бороться с ними?

— Любые экстремальные ситуации приводят вначале к психоэмоциональному напряжению, а затем – и к ярко выраженному стрессу. А это уже не просто отклонения в состоянии здоровья, но и так называемые «пограничные состояния». Так как это ещё не явная патология, она выпадает из поля зрения врачей, занимаются ею именно психофизиологи. Вообще, парадоксально, но факт – специалистов, которые оценивают и прогнозируют состояние организма человека, находящегося в экстремальных состояниях, в России нет. Вот именно по этой причине наша кафедра и заполнила эту, в общем-то, свободную нишу по подготовке таких кадров.

Не секрет, например, что для современного руководителя характерно состояние эмоциональной напряжённости, которое проявляется самыми различными конфликтными ситуациями и стрессом. По этой причине возникает следующий парадокс: при свободных местах на руководящие должности (главным образом, нижнего и среднего звена) нет желающих их занять. И это свидетельствует о проблеме профотбора и подготовки кадров на эти должности. Решать её тоже могут именно психофизиологии, наши выпускники.

Что касается техногенных катастроф, то, к сожалению, пока человек не научился предотвращать их. Мы можем только ликвидировать последствия этих катаклизмов, в том числе проводить работы по оказанию психологической помощи людям, пострадавшим и выжившим в зоне бедствия, выводя их из посттравматического стресса. Это состояние по статистике наблюдается у 20% людей, перенёсших те или иные бедствия и тех, кто ликвидировал их последствия. И задача именно психофизиологов помочь тем, кто страдает от посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Вообще, структура МЧС (особенно за Уралом) испытывает острую нехватку специалистов, знающих методы оценки психического (психофизиологического) состояния человека, попавшего в экстремальные условия среды, и методы управления этим состоянием. Наша кафедра выпускает таких специалистов.

— Правильно ли я вас поняла, что МЧС России рассматривает выпускников кафедры психофизиологии НГУЭУ как своих потенциальных сотрудников?

— Да, МЧС заинтересовано в наших выпускниках. Недавно я участвовал в конференции по психологии экстремальных состояний, которую проводило региональное отделение МЧС России по Новосибирской области. И на конференции было озвучено, что этим летом в её структуре появится и психологическая служба. Думаю, что в ближайшее время мы подпишем договор о взаимовыгодном сотрудничестве. На первых порах наши студенты теоретически будут изучать проблемы, с которыми сталкивается коллектив (в том числе и посттравматическое стрессовое расстройство, и синдром эмоционального выгорания, и др.), чтобы проанализировать их в курсовых и дипломных работах. По сути, они будут заниматься своим первым психологическим консультированием. Кстати, мы планируем плотно сотрудничать и с Институтом физиологии и фундаментальной медицины СО РАН. И это говорит об уровне подготовки наших выпускников.

— Это всё теория. А как же практика?

— По большинству дисциплин, изучаемых на нашей кафедре, — их у нас более 60 — предусмотрены лабораторные работы. Что это, если не практика? Закуплены современные и дорогие компьютерные программы Центра психофизиологического прогнозирования и здоровья – суперсовременные компьютерные диагностирующие системы. И будущие специалисты овладевают навыками практического использования современных психофизиологических методов, включая компьютерную полиграфию, многомерное шкалирование исследований активности нейронов и суммарной активности мозга. В основе обучения студентов-психофизиологов – практикумы, которые начинаются буквально с первого семестра. Их главная черта – ориентация на активное участие студентов в экспериментах, то есть реализация принципа «обучение через исследование». Полученные знания выпускники могут использовать и в научных исследованиях. В НГУЭУ есть аспирантура по психофизиологии, и после окончания нашего вуза можно поступить на этот третий уровень высшего образования. А самые различные практики студенты кафедры проходят уже с 1 курса не только в нашем Центре психофизиологического прогнозирования и здоровья, но и в таких учреждениях, как клинические центры и диспансеры, структуры МЧС и МВД, агентства по подбору, оценке и управлению персонала, учреждения по диагностике и подготовке трудовых коллективов, спортивных команд, социально-психологические центры, службы занятости и пр.

— Какими личными качествами должны обладать люди этой профессии?

— В первую очередь, эти специалисты должны обладать огромным желанием помочь людям, попавшим в самые различные неблагоприятные жизненные ситуации. И мы ждём именно таких студентов. Но сразу предупреждаем: учиться у нас трудно - но интересно.

Собкор газеты «Наша академия» Ксения Леус


Лента новостей, Для будущих студентов и слушателей
1/1
  • 08.06.2025 «Ректорский прием» для ректора: вспомним достижения за 2024-2025
  • 06.06.2025 Эксперт НГУЭУ посетил Всероссийский семинар-совещание психологов в Москве
  • 05.06.2025 НГУЭУ принял первых абитуриентов СПО в этом учебном году
  • 04.06.2025 Дети сотрудников НГУЭУ проявили себя на «Минуте славы»
  • 03.06.2025 День ветеранов таможенной службы в НГУЭУ
  • 03.06.2025 Впервые премию «Знание» присудят лучшим просветителям регионов
  • 02.06.2025 Безграничные возможности студентов НГУЭУ: призовые места в «Абилимпикс-2025»
  • 30.05.2025 Два проекта НГУЭУ стали победителями предпринимательской программы «Я в деле»
  • 30.05.2025 В НГУЭУ обсудили подвиг Великой Победы и акценты его позиционирования в истории, политике и воспитании
  • 29.05.2025 Первый вузовский рейв: Soft Party от Фабрики Soft Skills
  • 28.05.2025 Результаты Федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата и специалитета – 2025
  • 28.05.2025 «Путь русских побед» — встреча студентов с бардом и просветителем Алексеем Грачевым
  • 28.05.2025 Новая победа НГУЭУ: Денис Обуховский вошел в состав Президиума Совета проректоров при Минобрнауки России
  • 28.05.2025 Ректорский прием НГУЭУ–2025
  • 27.05.2025 В НГУЭУ прошел турнир памяти сержанта Дмитрия Илюхина
  • 27.05.2025 Бизнес-клуб НГУЭУ взял «серебро» в рейтинге лучших клубов Новосибирска
  • 27.05.2025 Крупнейший инвестиционный форум Сибири отметил работы студентов НГУЭУ
  • 27.05.2025 «Земельное право на современном этапе»: эксперты подтвердили необходимость новой образовательной программы НГУЭУ
  • 27.05.2025 «Золотой фонд НГУЭУ — 2025»: новые имена и успехи
  • 26.05.2025 НГУЭУ заключил соглашение с Сибирским таможенным управлением о сотрудничестве по подготовке специалистов
  • Личный кабинет студента
  • Выборы ректора
  • Обратная связь
  • Обращения граждан и организаций
  • Политика конфиденциальности
  • Сведения о доходах руководителя
  • Раскрытие информации
  • Сведения о доходах руководящего состава
  • Безопасность и антитеррор
  • Пожарная безопасность
  • Полезные ссылки
    • Министерство образования и науки Российской Федерации
    • Министерство просвещения Российской Федерации
    • Российское образование (Федеральный портал)
    • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
    • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
    • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
    • Справочно-информационный портал «Русский язык»
    • Энциклопедии, словари, справочники
    • Портал информационной поддержки ЕГЭ
    • Русская виртуальная библиотека
    • Наука и образование против террора
    • Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет
    • Правовой портал «Нормативные правовые акты в Российский Федерации
    • Подключение к личному кабинету на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу
    • Инструкция по работе с ПО Veyon
  • Наука и университеты