О том, куда ещё могут устроиться обучающиеся по направлению «Психология» (профиль «Психофизиология»), какие возможности перед ними открываются, рассказывает заведующий кафедрой психологии социально-гуманитарного факультета НГУЭУ Виктор Васильевич Колышкин.
— Много ли в России вузов, которые готовят именно психофизиологов?
— Психологов с профилем «Психофизиология» готовят в основном только в европейской части России, а за Уралом и до самого Дальнего Востока такой профиль есть только в нашем вузе. Так что это – редкая специализация, поэтому она пользуется большим спросом у работодателей.
— Где могут работать ваши выпускники?
— Как показывает практика, если студент успешен в учебе, то он обязательно после окончания вуза трудоустроится по профессии. Лучшие наши выпускники работают в психоневрологических диспансерах, различных кадровых агентствах и в отделах по работе с персоналом, в службах занятости, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, в различных образовательных центрах, которые проводят психологическое консультирование физических лиц и организаций. Немало ребят работают в службах, которые помогают прийти в норму человеку, оказавшемуся в экстремальных, стрессовых ситуациях или пережившему такие ситуации.
Вообще, наши выпускники разлетелись по многим городам России. Вот недавно узнал, например, что одна из них в Санкт-Петербурге организовала собственное консалтинговое агентство со специализацией по решению именно психологических проблем. Есть и те, кто успешно трудоустроился за рубежом.
Если говорить о профессиях, то наши выпускники работают психологами, психофизиологами, клиническими психологами, специалистами по оценке состояния человека, профилактике различных психических отклонений, реабилитации людей со стрессовыми расстройствами и т.д.
А выпускник-бакалавр, который думает в дальнейшем заняться еще и преподавательской деятельностью, может продолжить учебу по своему направлению в магистратуре университета, по профилю «Психология экстремальных состояний».
— Вы сказали о клинических психологах. Разве их подготовка – это не прерогатива медицинских вузов?
— После получения высшего медицинского образования человек становится врачом-психологом по медицинской психологии. Наши выпускники – психофизиологи со значительным уклоном в клиническую психологию. В их профессиональные компетенции входит оценка, диагностика, прогнозирование, профилактика и коррекция функционального состояния организма человека, его пограничных состояний. И это ещё не всё. Они занимаются психодиагностикой и подготовкой трудовых коллективов, формированием и психологическим сопровождением спортивных команд и других микрогрупп, адаптацией, профилактикой, реабилитацией работников МЧС и людей, пострадавших от чрезвычайных ситуаций.
— Да уж, чрезвычайные ситуации подстерегают современного человека сплошь и рядом. И природа «обижает» – наводнения, землетрясения, пожары. Да и, как говорится, человеческий фактор преподносит сюрпризы… Как они сказываются на состоянии человека и как ваши выпускники помогают бороться с ними?
— Любые экстремальные ситуации приводят вначале к психоэмоциональному напряжению, а затем – и к ярко выраженному стрессу. А это уже не просто отклонения в состоянии здоровья, но и так называемые «пограничные состояния». Так как это ещё не явная патология, она выпадает из поля зрения врачей, занимаются ею именно психофизиологи. Вообще, парадоксально, но факт – специалистов, которые оценивают и прогнозируют состояние организма человека, находящегося в экстремальных состояниях, в России нет. Вот именно по этой причине наша кафедра и заполнила эту, в общем-то, свободную нишу по подготовке таких кадров.
Не секрет, например, что для современного руководителя характерно состояние эмоциональной напряжённости, которое проявляется самыми различными конфликтными ситуациями и стрессом. По этой причине возникает следующий парадокс: при свободных местах на руководящие должности (главным образом, нижнего и среднего звена) нет желающих их занять. И это свидетельствует о проблеме профотбора и подготовки кадров на эти должности. Решать её тоже могут именно психофизиологии, наши выпускники.
Что касается техногенных катастроф, то, к сожалению, пока человек не научился предотвращать их. Мы можем только ликвидировать последствия этих катаклизмов, в том числе проводить работы по оказанию психологической помощи людям, пострадавшим и выжившим в зоне бедствия, выводя их из посттравматического стресса. Это состояние по статистике наблюдается у 20% людей, перенёсших те или иные бедствия и тех, кто ликвидировал их последствия. И задача именно психофизиологов помочь тем, кто страдает от посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Вообще, структура МЧС (особенно за Уралом) испытывает острую нехватку специалистов, знающих методы оценки психического (психофизиологического) состояния человека, попавшего в экстремальные условия среды, и методы управления этим состоянием. Наша кафедра выпускает таких специалистов.
— Правильно ли я вас поняла, что МЧС России рассматривает выпускников кафедры психофизиологии НГУЭУ как своих потенциальных сотрудников?
— Да, МЧС заинтересовано в наших выпускниках. Недавно я участвовал в конференции по психологии экстремальных состояний, которую проводило региональное отделение МЧС России по Новосибирской области. И на конференции было озвучено, что этим летом в её структуре появится и психологическая служба. Думаю, что в ближайшее время мы подпишем договор о взаимовыгодном сотрудничестве. На первых порах наши студенты теоретически будут изучать проблемы, с которыми сталкивается коллектив (в том числе и посттравматическое стрессовое расстройство, и синдром эмоционального выгорания, и др.), чтобы проанализировать их в курсовых и дипломных работах. По сути, они будут заниматься своим первым психологическим консультированием. Кстати, мы планируем плотно сотрудничать и с Институтом физиологии и фундаментальной медицины СО РАН. И это говорит об уровне подготовки наших выпускников.
— Это всё теория. А как же практика?
— По большинству дисциплин, изучаемых на нашей кафедре, — их у нас более 60 — предусмотрены лабораторные работы. Что это, если не практика? Закуплены современные и дорогие компьютерные программы Центра психофизиологического прогнозирования и здоровья – суперсовременные компьютерные диагностирующие системы. И будущие специалисты овладевают навыками практического использования современных психофизиологических методов, включая компьютерную полиграфию, многомерное шкалирование исследований активности нейронов и суммарной активности мозга. В основе обучения студентов-психофизиологов – практикумы, которые начинаются буквально с первого семестра. Их главная черта – ориентация на активное участие студентов в экспериментах, то есть реализация принципа «обучение через исследование». Полученные знания выпускники могут использовать и в научных исследованиях. В НГУЭУ есть аспирантура по психофизиологии, и после окончания нашего вуза можно поступить на этот третий уровень высшего образования. А самые различные практики студенты кафедры проходят уже с 1 курса не только в нашем Центре психофизиологического прогнозирования и здоровья, но и в таких учреждениях, как клинические центры и диспансеры, структуры МЧС и МВД, агентства по подбору, оценке и управлению персонала, учреждения по диагностике и подготовке трудовых коллективов, спортивных команд, социально-психологические центры, службы занятости и пр.
— Какими личными качествами должны обладать люди этой профессии?
— В первую очередь, эти специалисты должны обладать огромным желанием помочь людям, попавшим в самые различные неблагоприятные жизненные ситуации. И мы ждём именно таких студентов. Но сразу предупреждаем: учиться у нас трудно - но интересно.
Собкор газеты «Наша академия» Ксения Леус
Лента новостей, Для будущих студентов и слушателей