Всегда интересно встречаться с теми, кто после вуза к теории добавил практику; взял хороший старт; за несколько лет успел заработать деловую репутацию. Владимир Соловьёв относится к числу именно таких выпускников нархоза. В НГУЭУ он приобретал знания по прикладной информатике в экономике. И затем употребил их в дело, причем, с творческим подходом. Сегодня Владимир Александрович внедряет в жизнь такие IT-системы, о которых во время его учёбы даже не слышали. Их попросту не было! И занимается не информатикой в экономике, а, скорее, экономикой в информатике.
– Владимир, каков Ваш деловой статус сегодня?
– Сейчас мы с товарищами занимаемся бизнесом в сфере информационных технологий и информационной безопасности. Я – коммерческий директор компании AXXTEL. В компании отвечаю за продажи.
– Бесстрастная статистика утверждает, что только 5 % людей на планете занимаются коммерцией успешно. Что ещё кроме таланта продавца, по-Вашему, для этого нужно?
– Профессионализм. Бытует такое мнение, что любой человек, который занимается менеджментом и продажами, может работать в любой сфере, независимо от того, какое у него профильное образование. Я рискну с этим не согласиться! Пусть человек контактирует с заказчиками, занимается продажами, заключением договоров… Однако с теми людьми, кто в теме, кто разбирается в предмете и может поддержать разговор, – с такими людьми общаться приятнее. К ним у заказчика больше доверия!
– Вы нашли работу сразу после защиты диплома?
– Задолго до этого! Дело в том, что я начал работать уже после окончания первого курса, с 18 лет. И первая моя работа была профильная: в IT-компании, занимавшейся распространением справочно-правовых систем. Тогда ещё интернет-каналы были развиты не так как сейчас, скорость – небольшая. И наиболее популярными считались, да и сейчас считаются, системы «Консультант» и «Гарант». (Обе системы разработаны в Москве, у них есть региональная сеть партнёров, которые занимаются продажей и сопровождением этих продуктов – прим. ред). И вот в одну из таких компаний я устроился курьером. Там выпускался собственный журнал для главных бухгалтеров. Месяца три я доставлял этот журнал по назначению, а потом, когда пришёл в очередной раз к одному из клиентов компании, услышал: «Странно, вот Вы появляетесь регулярно, приносите журнал. А парня, который ставит обновление, мы не видели уже полтора месяца. Передайте это своему руководству». Я передал. И тут мой руководитель задаёт мне вопрос: «А сам-то обновить систему сможешь? – Смогу – Ну, тогда и забирай этого клиента и занимайся им». Таким образом, я плавно перебрался в отдел информационного сопровождения. Наверное, был на неплохом счету, потому что в один прекрасный день, когда руководитель отдела уволился, мне предложили занять его место. Так на пятом курсе я стал руководителем отдела. Поэтому после диплома вопрос «Куда пойти работать?» явным образом не стоял. Другое дело, что справочно-правовые системы – это довольно узконаправленная деятельность. И мне, конечно, хотелось после окончания учёбы – глаза горели – стать настоящим профессионалом в области информационных технологий. Поэтому буквально через три месяца после окончания вуза я уволился и пошёл работать уже по специальности – заниматься непосредственно тем, чему учили.
– А почему Вы после школы оказались в нархозе?
– Я заканчивал школу в 2000-м году. И собирался поступать в медицинский, так как мои родители, оба, врачи. Но, как ни парадоксально, как раз потому, что они врачи, в мед поступать мама и папа мне отсоветовали. За два года до окончания школы я задумался над тем, кем быть и чем в жизни заниматься. Посидел, подумал, решил, что мне всё-таки ближе экономика.
И уж если выбирать для себя профессию, то вуз абсолютно точно должен быть по выбранной профессии профильный. Выходило, или НГУ, или нархоз. Но если сравнивать эти два вуза, то получатся, что студенты нархоза имеют возможность погрузиться в практические вещи, не только в фундаментальную теорию. И я обратил свой взор на нархоз. А уже в стенах вуза обнаружил, что в списке факультетов есть очень интересный для меня!
– Как назывался тогда Ваш факультет?
– Сначала это были «Информационные системы в экономике», потом факультет переименовали, и когда уже поступал я (факультет был молодой, наш набор – третий), то название было такое: «Прикладная информатика в экономике». Затем на базе факультета создали Институт прикладной информатики и IT, который стал готовить студентов по нескольким направлениям. Сейчас это информационно-технический факультет.
– А кем Вы больше себя ощущаете сейчас? «Айтишником» или экономистом?
– Дело в том, что нархоз я заканчивал два раза. В 2005-м получил базовое образование - инженерно-экономическое. В дипломе у меня так и записано: экономист-информатик. А в 2010-м прошёл ещё обучение и получил диплом Президентской программы подготовки управленческих кадров по направлению «Финансовый менеджмент». Сейчас я уж и не знаю, кто я, но в 2005-м был больше «айтишником». Мой трудовой стаж – почти 13 лет. Первое место работы – ЗАО «Альтер», где я занимался «Консультантом». Второе – это компания «Сити Групп», барнаульская фирма, в Новосибирске был отдел разработки программного обеспечения. Третье место – строительная компания ПТК 30. И дольше всего я проработал в федеральной компании «Софтлайн» (продажа программного обеспечения – прим. ред). Это и самое ценное место работы, с точки зрения опыта, благодаря которому стал возможным наш с друзьями собственный бизнес.
– Как Вы минимизируете риски в период общего кризиса?
– У нас сложилась неплохая ситуация за счёт того, что продукты и решения, которые продвигает наша компания, – это во многом отечественные разработки. И мы практически не подвержены валютным рискам. То, что мы покупаем у производителей за рубли, – за рубли же и продаём. И поскольку в нашем портфеле – такова стратегия компании – основные направления связаны либо с повышением эффективности, либо с информационной безопасностью, то, получается, мы на коне. В кризис эти решения как никогда актуальны!
– В каком-то смысле Вы - в вашем секторе - занимаетесь импортозамещением?
– Мы шли по этому пути, когда это слово было мало кому знакомо.
–То есть Ваша компания чувствует себя достаточно уверенно?
– Ну, по крайне мере, на ближайшие полгода – абсолютно. А дальше?.. Тот молодец, кто первым заметил, что условия бизнеса поменялись. И успел раньше других перестроиться.
Кроме того, компания AXXTEL на сегодняшний день – это «компания правильного размера». Я бы так назвал. С одной стороны, это не совсем уж маленькая компания в 2 – 3 человека, которая работает с очень ограниченным числом заказчиков. По такой компании ударяет любая негативная ситуация, не говоря уже о полномасштабном кризисе в экономике. Риски тут очень велики. Крупная компания – там другая история. Там много народа, который нужно «накормить». При этом крупные игроки рынка рассчитывают на большие бюджеты заказчиков, которые сами не уверены, то ли останутся на рынке, то ли уйдут. По-моему, очень важно быть «компанией правильного размера», чтобы тебе, с одной стороны, не нужны были «звездолёты» для выживания, а, с другой – ты был бы в силах те деньги, которые заказчики планируют вкладывать, у них забрать. Чтобы у тебя была ресурсная база, люди, кредиты, договоры с поставщиками. И важно в этот «коридор» вписаться. На мой взгляд, мы в него попадаем. А как будет дальше – время покажет! Время меняется – и мы вместе с ним!
Интервью и комментарии, Для будущих студентов и слушателей, Для СМИ