Во-первых, эта программа полностью реализуется в онлайн-формате, но она отличается от привычного дистанционного обучения. Цель программы — сформировать специалиста, готового к удаленной работе в финансовых организациях. В современном мире распределенные офисы стали реальностью и требуют новых навыков. Поэтому можно учиться в НГУЭУ из любого города, совмещая обучение с работой в офисе, на фрилансе и другими обязанностями. Студенты начинают получать предложение от работодателей уже в первые месяцы после поступления на программу. Обучение основано на кейсах от крупных финансовых компаний, что помогает не только получать важные сегодня навыки, но и выстраивать свою сеть профессиональных связей. Уже получено предварительное согласие от «Финам», Росфинмониторинга и ряда банков.
Во-вторых, программа создана, чтобы готовить студентов не только к сегодняшним потребностям рынка, а к будущему. Основное внимание в ней уделяется Future-Ready Skills, то есть навыкам готовности к будущему, адаптации к изменениям и способности становиться сильнее в кризисных ситуациях. Преподаватели университета обучат работать в условиях неопределенности, быстро реагировать на вызовы, поддержат лидерские качества и предпринимательский подход.
Мы поговорили с руководителем программы, доцентом кафедры финансового рынка и финансовых институтов Тамарой Поповой о новой программе и об онлайн-образовании в НГУЭУ в целом.
— Тамара Александровна, какие дисциплины включены в программу?
— Студенты познакомятся с главными направлениями финансового сектора. Дисциплины знакомят с банковскими и инвестиционными продуктами, страхованием, кредитованием, обслуживанием клиентов, конкурентным анализом и управлением рисками. Есть ряд уникальных дисциплин, которые не встречаются в программах экономического бакалавриата других вузов. Они посвящены глобальным рынкам, корпоративной культуре финансовых компаний, инструментам срочного рынка, математическому моделированию и прогнозированию, а также взаимодействию с инвесторами.
— В каких отраслях они пригодятся в дальнейшем?
— Мы выбрали 4 специфических ниши для усиленной подготовки: финансовое консультирование, корпоративное кредитование, рынок ценных бумаг и страхование. Студенты могут получить микростепени по одной или нескольким из указанных направлений. Но для нас важно формировать кросс-функционального специалиста, поскольку многие профессии будущего сейчас неизвестны. Мы закладываем мета-навыки, которые позволят легко менять специализацию.
— Поделитесь воспоминаниями, а как вообще начиналось в НГУЭУ электронное обучение?
— Отдельные онлайн-курсы в университете используются больше 10 лет, но настоящим испытанием стала пандемия и стихийный перевод в дистанционные формат всех очных групп. Мы шли путём проб и ошибок. Я искала способы поддерживать вовлеченность студентов, но их реакцию на нововведения невозможно предсказать, они каждый раз удивляют. Я не сразу научилась этому радоваться. Помню занятия на самых разных платформах, с одной группой я работала в Discord, эта платформа создана для геймеров. Весь процесс был и остается бесконечным экспериментом: мы придумываем решения, тестируем и оцениваем результат.
— И к каким моделям пришли?
— Я постоянно обучаюсь онлайн. Поэтому ориентировалась на свой опыт, что мне нравится как студенту, что мне комфортно как преподавателю. Полуторачасовые монологи — это испытание для онлайн-студента. Дома атмосфера отличается от аудитории, много отвлекающих факторов. Преподавателю тоже некомфортно часами рассказывать «черным квадратикам», а ни одна система пока не выдерживает десятки слушателей с включенными видео. Поэтому я стала записывать короткие видео с нужным материалом, которые студенты могут просматривать, когда им удобно. Качество таких «постановочных» съемок гораздо выше, чем запись вебинара. В области финансового рынка эти материалы можно использовать несколько лет, пока они не потеряют актуальность. А в классических дисциплинах, как высшая математика — практически бессрочно.
— Но если весь курс можно вот так оцифровать, нет ли опасений, что когда распространится онлайн-образование, классические преподаватели вузов окажутся не востребованы?
— Почему вы думаете, что в онлайне преподаватели не нужны? Обучение не возникает само по себе. Нельзя просто подключить студента к курсу и ожидать, что обучение начнется. Это было бы удобно, но на практике невозможно научиться хорошо что-нибудь делать руками или головой без обратной связи. Согласна, сейчас много доступной информации, и это изменило главные задачи преподавателя. Сейчас их две.
Первая — это определение структуры. То есть, что важно изучить. Я делала запросы в ChatGPT по дисциплинам, в которых я эксперт. У него пока получается довольно слабый вариант, который не учитывает многих важных аспектов. Хорошая структура дисциплины для меня — это отражение картины мира конкретного автора.
Вторая задача еще важнее — это обратная связь. Студент что-то сделал, и важно сказать: «Вот здесь получилось хорошо, продолжай». Удивительно, но это часто забывают. Но что точно делает любой преподаватель — это рекомендации: «Если сделаешь так, будет лучше». Неважно, в каком пространстве я это делаю: в Moodle, Zoom, WhatsApp или в аудитории. Главное — обратная связь и результат в виде новых способностей. Все измеряется результатом.
Есть дисциплины, где заучивание без тренировки бессмысленно. Например, студент после курса по бизнес-коммуникациям умеет договариваться с коллегами или близкими. Это не потому, что он посмотрел видео, а после опыта переговоров, разбора ошибок и отработки новых стратегий.
Как я представляю идеальную систему: есть разработанный электронный курс, который можно сравнить с дорогой. А преподаватель в контактной работе, удаленно или очно, помогает быстрее пройти этот путь. Поэтому я все время думаю: как помочь студентам справляться без меня. Создаю скринкасты, инструкции, шпаргалки, чек-листы. И в то же время стараюсь, чтобы моё присутствие добавляло ценность — чтобы обучение происходило быстрее, глубже и эффективнее.
— В чем отличие вузовских курсов онлайн от обычных от электронных платформ?
— Так называемая «доходимость» массового онлайн-курса составляет около 3%. То есть из 100 человек только трое завершают обучение. В университете такого быть не может. Я думаю, индустрия онлайн курсов предлагает не обучение, а образ желаемого будущего. Человек ощущает, что он приблизился к этому образу сразу после оплаты, а само обучение уже не существенно. Для университета заказчик — это не только студент и его родители. В первую очередь, это государство и работодатели. И они не примут образ в качестве результата. В апреле к нам обратятся банки, попросят студентов на собеседования, и если их не устроит качество — они выразят недовольство. Финансовые компании активно участвуют в жизни НГУЭУ и, конечно, ждут от нас квалифицированных соискателей на свои вакансии.
— Есть ли отличия по смысловому наполнению курсов?
— Да, главные отличия— системность и глубина. Онлайн-курсы обычно нацелены на какие-то прикладные навыки, мы тоже можем создавать такие курсы. Сейчас с управлением дополнительного образования НГУЭУ разрабатываем короткий видеокурс из 15 роликов под конкретную задачу. Без академического подхода, без рефлексии — только инструкции: как выбрать брокера, открыть счет. Это полезно, но это не образование, тем более высшее.
В подлинном образовании преподаватель ставит перед собой воспитательную задачу, а студент проходит через трансформацию личности. У меня мурашки, когда я думаю об этом: на наших глазах люди меняются, осваивают новые типы мышления, это невероятно! Я понимаю, почему руководители крупных компаний приходят преподавать в университет. Сопричастность к развитию чужих умов завораживает. Потребность в этом опыте находится на самой вершине пирамиды Маслоу.
У НГУЭУ есть онлайн курсы, размещенные на onschool.nsuem.ru, там можно быстро освоить востребованные навыки.
Но программа «Финансовая экономика» — это другой уровень. Это полноценное высшее образование, которое не только формирует навыки, но и развивает личность.
Будущие (анонсы), Учебная деятельность, Для будущих студентов и слушателей, Для СМИ, Работодателю