1. Донских, О. А. Возможность «сибирской философии» / О. А. Донских // Идеи и идеалы. – 2020. – Т. 12, № 1, ч. 1. – С. 77-80.
Отзыв на статью Н.С. Розова «Сибирская философия перед интеллектуальным вызовом: преодолеть “провинциализм” и “туземство”». Отмечается провинциализм сибирской философии. Провинциализм может формировать у провинциалов чувство неполноценности – тогда это провинциализм негативный. Однако есть и другая сторона провинциализма: сознание неиспорченности, укорененности в своей национальной культуре – это провинциализм позитивный. Провинциализм негативный вполне преодолим, но остается открытым вопрос: может ли быть реализован хоть в какой-то мере провинциализм позитивный? Я думаю, что он может быть реализован лишь в том случае, если искреннее любопытство сибирских философов окажется направленным в сторону бесконечных пространств Сибири как политического и культурно-географического понятия. Здесь можно говорить и об определенном типе человека, и о соответствии между местообитанием и менталитетом, и т. д. А уровень значимости соответствующей философии будет определяться лишь уровнем осмысления и представления.Только в этом случае «философия в Сибири» сможет стать «сибирской философией».
Ключевые слова: сибирская философия, туземство, провинциализм негативный и позитивный, столичность, Сибирь.
2. Макарова, Н. И. «Честь и достоинство» матери в голландском искусстве конца XVII – начала XVIII в. / Н. И. Макарова // Идеи и идеалы. – 2020. – Т. 12, № 1, ч. 2. – С. 248-256.
Проблема достоинства женщины-матери обсуждается на материале двух картин голландского художника Арента де Гелдера (1645–1727): «Эдна поручает Товии Сарру» (около 1690 г., Лейденская коллекция, Нью-Йорк) и «Анна приветствует Товию и Сарру» (около 1705 г., Музей монастыря Святой Екатерины в Утрехте). Их тематика связана с книгой Товита, созданной в Палестине во II в. до н э. В католичестве и православии эта книга входит в состав Ветхого Завета, в протестантизме и иудаизме она причисляется к апокрифическим сочинениям. Центральную роль в этих картинах играют матери – Эдна и Анна, что является нехарактерным для произведений голландских художников, обращавшихся к книге Товита. Думается, что интерес к этим женским образам со стороны Арента де Гелдера связан с сопоставлением текстов книги в Вульгате 1592 г. и в голландской Библии, опубликованной в 1637 г. и основанной в части книги Товита на Септуагинте. В тексте Вульгаты, там, где есть разница между поведением и чувствами отца и матери, подчеркивается близость позиции супругов, т. е. чувства и поступки отцов семейства разделяют и их жены. В тексте же Септуагинты, наоборот, в нескольких местах есть противопоставление поведения мужчин и женщин. Внимательное чтение Библии в Голландии XVII в. было продиктовано идеей реформаторов о том, что каждый верующий должен читать Писание и толковать его в меру своего понимания. Изображение ветхозаветных персонажей в этот период приобрело большую популярность в изобразительном искусстве. Трактовка библейских сцен и отдельных образов отличалась непосредственностью восприятия и индивидуальным подходом к раскрытию темы произведения.
Ключевые слова: Арент де Гелдер, голландское искусство, книга Товита, образы женщин в искусстве.
3. Новиков, А. В. Развитие финансового рынка как драйвер роста экономики России / А. В. Новиков, И. Я. Новикова // Идеи и идеалы. – 2020. – Т. 12, № 1, ч. 2. – С. 319-352.
В статье анализируется финансовый рынок как драйвер роста экономики России. Проблема ускорения роста является ключевой проблемой для формирования устойчивого развития страны. В научной литературе и в рекомендациях представителей бизнеса и органов государственного и муниципального управления обсуждаются методы и мероприятия ускорения экономического роста. Одним из таких направлений является поиск и обоснование механизмов, источников и инструментов, позволяющих ускорить экономический рост. Признанным механизмом привлечения инвестиций как необходимого условия финансирования роста является финансовый рынок. В свою очередь, реализация национальных проектов, согласно Указу Президента РФ от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», требует анализа источников их финансирования, включая не только бюджетное финансирование, но и финансовые инструменты внешнего рынка капитала.
В статье приведено описание национальных проектов, их структура по объему финансирования, и выделены бюджетные и внебюджетные источники финансирования Определено место и роль внебюджетных источников финансирования, в том числе через инструменты внешнего рынка капитала. Подчеркнуто, что полноценное использование инструментов финансового рынка возможно только при условии создания нормативной и правовой базы участников рынка (эмитентов, инвесторов, финансовых посредников, инфраструктуры, органов регулирования) и определения статуса финансовых инструментов. Показана созданная нормативно-правовая база, выделены направления ее совершенствования. Эти направления содержатся в документах Правительства и Банка России. В том числе исследовано, что Банк России выбрал траекторию формирования финансового рынка, направленную на повышение значимости в рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума, заменив прежние целевые установки по формированию в России международных финансовых центров. Фактически Банк России заменил идею формирования финансового центра идеей формирования индустрии финансовых услуг. Авторы статьи обосновывают точку зрения, что финансовый центр может и включать индустрию финансовых услуг, и выполнять иные функции, связанные с концентрацией участников финансового рынка.
Ключевые слова: национальные проекты, механизмы, источники, инструменты финансирования инвестиций, финансовый рынок, участники финансового рынка, правовое обеспечение, международный финансовый центр.
4. Баликоев, В. З. Региональное неравенство и стратегическое планирование в российской экономике в свете теории общественного выбора / В. З. Баликоев // Идеи и идеалы. – 2020. – Т. 12, № 1, ч. 2. – С. 387-404.
В свете теории общественного выбора анализируются и критикуются долгосрочные стратегии и планы развития экономики России и усиливающееся региональное неравенство. Подтверждается вывод о том, что власть и политика становится ходовым товаром, которым выгодно торговать.
Ключевые слова: общественный выбор, бюрократическое чиновничество, региональное неравенство, стратегии развития, власть и политика.
5. Перов, А. А. О возможности применения свёрточных нейронных сетей к построению универсальных атак на итеративные блочные шифры / А. А. Перов, А. И. Пестунов // Прикладная дискретная математика. – 2020. – № 49. – С. 46-55.
Ключевые слова: блочный шифр, машинное обучение, нейронная сеть, статистический анализ, атака-различитель, криптоанализ, block cipher, machine learning, neural network, statistical analysis, distinguishing attack, cryptanalysis
6. Эзрох, Ю. С. О роли института старост академических групп в российской высшей школе / Ю. С. Эзрох // Высшее образование в России. – 2020. – Т. 29, № 1. – С. 51-65.
Институт старост академических групп - вспомогательный инструмент организации образовательного процесса в высшей школе, традиционный для России, но практически не используемый за рубежом. В статье на основе эмпирических данных освещено его современное состояние, сформулированы ключевые проблемы функционирования и обоснованы меры по их преодолению. Цель - формирование комплекса обоснованных научно-практических мер по совершенствованию образовательного процесса в российской высшей школе путём развития института старост академических групп. Методология и методы. На основе разработанной автором анкеты был проведён опрос студентов по поводу функционирования института старост академических групп в одном из российских экономических университетов. Общее списочное число студентов, которым было предложено принять в нём участие, - 238 человек (12 академических групп); фактическое число респондентов - 193 (81%). Форма проведения анкетирования - анонимная, дистанционная, электронная, на безвозмездной основе. Результаты и научная новизна. Сформулирован ряд ключевых проблем функционирования института старост академических групп в России на современном этапе: а) отсутствие должного взаимодействия между деканатами и старостами; б) отсутствие у старост реальных полномочий; в) недостаток кандидатов на роль старосты; г) отсутствие в отечественных университетах систем по привлечению студентов с высокими организационными способностями к выполнению функций старост, по формированию кадрового резерва старост, сопровождению деятельности старост, в том числе на основе развития их личных и деловых качеств. Предложен ряд рекомендаций: а) закрепить статус института старост академических групп как вспомогательного инструмента организации образовательного процесса в целях конкретизации задачи улучшения его функционирования; б) активизировать взаимодействие организационно-воспитательных подразделений деканатов со старостами академических групп; в) наделить советы старост дополнительными полномочиями в части рассмотрения отдельных вопросов, связанных с реализацией учебного процесса; г) создать реально действующую систему отбора, подготовки и сопровождения деятельности старост академических групп; д) повысить уровень материальной и нематериальной мотивации старост. Практическая значимость. Обоснованные в статье рекомендации могут быть использованы в России и за рубежом на государственном и локальном уровнях в целях совершенствования образовательного процесса в высшей школе.
Ключевые слова: воспитательная работа в вузе, староста академической группы, институт старост, микроклимат в студенческих группах, headmen of academic group, institute of headmen, educational work, student performance, student group microclimate.
7. Суханова, Н. П. Принципы антипедагогики и современные задачи образования / Н. П. Суханова // Alma mater (Вестник высшей школы) . – 2020. – № 2. – С. 24-27.
Исследовано развитие педагогики в связи с эволюцией философской мысли. Акцентируется внимание на одном из ключевых принципов антипедагогики — принципе спонтанной автономии ученика. Анализируется основная цель антипедагогики, состоящая не в воспитании, а поддерживании, видении во взрослом человеке друга и партнера по отношению к ребенку в противовес авторитету и наставничеству. Сделан вывод о том, что антипедагогика подготовила почву для восприятия современных задач образования, отвечающих вызовам времени, среди которых — формирование способности человека к органичному существованию в обществе в ситуациях неопределенности, двусмысленности, полярности точек зрения.
Ключевые слова: философия, постмодернизм, образование, культура, общество, педагогика, антипедагогика.
8. Думнова, Э. М. Социопространственная идентичность как результат идентификационных практик глобализирующегося социума: синергетический подход / Э. М. Думнова // Идеи и идеалы. - 2020. - Т. 12, № 2. - С. 83-95.
В статье рассматривается проблема устойчивости национального менталитета в условиях глобализации и, как следствие, обновление механизмов и результатов конструирования идентичности, возникновение ее новых видов. Представлено методологическое обоснование исследования данной проблемы, основой которого выступает авторская концепция социопространственной идентичности, позволяющая выявить некоторые имманентные характеристики процесса формирования идентичности. Отмечается, что идентичность является результатом функционирования ментальных структур на разных уровнях социальной организации, т. е. национального менталитета и ментальностей. Выделение различных видов идентичностей весьма условно. Жизненное пространство характеризуется многослойностью и мозаичностью и содержит множество факторов-детерминант как ментальных структур, так и идентичности. Совокупность данных факторов формирует синтезированную единую идентичность, обозначенную как социопространственная идентичность. Немаловажным обстоятельством, трансформирующим идентичность, представляется преодоление национальных границ в процессе ее формирования. Конструирование идентичности рассматривается с позиций синергетического подхода, позволяющего выявить закономерности социокультурных процессов в условиях нелинейного развития, отражающего неравновесность социальной системы и ее компонентов. Рассмотрены факторы-детерминанты трансформации идентичности, в числе эндогенных – ментальные структуры общества, детерминирующие идентичность различных видов в процессе своего функционирования; этнический состав населения; формирование гражданского государства как альтернативы национальному. Основными экзогенными факторами выступают глобализация и миграция, а также глокализация. Данные факторы детерминируют разнонаправленные тенденции в процессе конструирования идентичности, что отражено посредством анализа современного социально-философского дискурса формирования постнациональной идентичности (Б. Андерсон, У. Бек, З. Бауман, Дж. Деланти, К. Кэлхун, Ю. Хабермас). Дети мигрантов, рожденные в принимающей стране, являются носителями социопространственной идентичности, предполагающей гибкость и слоистость. Уникальность социопространственной идентичности состоит в ее многогранности, вмещающей разные виды идентичности.
Ключевые слова: социопространственная идентичность, менталитет, миграция, глобализация, нелинейное развитие, диаспора, аккультурация.
9. Коковин, И. С. Историография проблемы рецепции идей западноевропейского просвещения в России XVIII в / И. С. Коковин// Идеи и идеалы.- 2020. Т. - 12, №2. - С. 214-228.
В статье рассматриваются проблемы историографии рецепции русским культурным пространством элементов европейских идей, характерных для западноевропейского просвещения в XVIII в. Автор анализирует истоки, основные этапы и пути формирования историографии рецепции идей западноевропейского просвещения. Отмечено, что ее становление неразрывно связано с процессом формирования государственной культуры, национальной идеологии. В историческом контексте исследуются взгляды В.О. Ключевского, П.Н. Милюкова, С.Ф. Платонова и других российских и советских историков на особенности процесса восприятия русским интеллектуальным пространством просветительских идей. Подчеркивается, что с распадом марксистской исследовательской парадигмы произошел качественный скачок в развитии историографии русского просвещения, что, однако, не привело к возникновению цельной концепции процесса рецепции идей западного просвещения в России. Показаны различия объяснительных конструкций в российской, советской и постсоветской историографии. Отмечено нарастание в настоящее время потребности в создании цельной реконструкции процесса рецепции во всех областях гуманитарного знания. Автор считает, что сложившиеся в среде гуманитариев историографические стереотипы делают невозможным переход на новый уровень историописания проблемы, среди них дискретность осознания историками проблем рецепции идеологем западного просвещения и отсутствие в их исследованиях элементов анализа культурных предпосылок процесса формирования русского просвещения. Отмечается непонимание того факта, что возникновению нововременных идеологем на русской почве должен был предшествовать процесс сложения терминологического инструментария. Делается вывод о том, что дореволюционная, советская и постсоветская историографическая традиция не содержит цельной реконструкции процессов трансформации ментального пространства, подготовивших восприятие русской культурой идей европейских просветителей. В массиве отечественного историописания наличествуют лишь отдельные элементы, которые могут стать основой нового исторического подхода. Делается вывод, что для развития историографии проблемы необходимо создать междисциплинарную комплексную парадигму исследования, затрагивающую лингвистические, культурно-исторические и политикоидеологические аспекты проблемы.
Ключевые слова: Просвещение, историография, терминологический инструментарий, историографическая традиция, нововременные идеологемы, Русское просвещение, рецепция идей.
10. Суханова Н.П. Научная школа в вузе: профессиональное становление исследователя / Н. П. Суханова // Наука и школа. – 2020. – № 2. – С. 39-45.
В современной системе образования разрабатываются стратегии развития научного потенциала вузов, в свете чего актуализируются вопросы, связанные с упорядочением работы научных школ в вузах, масштабным подключением учащихся к исследованиям научных школ. Рассматривается феномен научной школы в качестве действенного мобильного резерва на пути увеличения в вузе научной составляющей. Заостряется внимание на многозначности понятия научной школы и отсутствии единого концептуального подхода в отношении определения данного понятия. Делается акцент на философских исследованиях феномена научной школы. Анализируются критерии успешности научной школы. Особое внимание обращается на преемственность поколений в научной школе и значимость личных контактов учителя и ученика. Научная школа прекратит свое существование, если не будет пополняться новыми кадрами, взращивание молодых ученых есть важнейшая задача современной высшей школы. Обнаруживается существенное отличие научной школы от научного коллектива. Значение научной школы в профессиональном становлении исследователя показывается на примере теории социальных эстафет М. А. Розова. Делается вывод: научные школы являются неотъемлемой частью образования; успешное существование научных школ требует дальнейшего их изучения и комплексного науковедческого подхода.
Ключевые слова: образование, наука, научная школа, традиции, научное направление, научная деятельность, теория социальных эстафет.
11. Быстренко, В. И. Конституция Российской Федерации: традиции и инновации для развития образования / В. И. Быстренко, В. Г. Ярославцев // Вестник педагогических инноваций. – 2020. – Т. 58, № 2. – С. 5-14.
Конституционные проблемы сегодня стали особенно актуальны для России. От их решения во многом зависит развитие образования, творческого потенциала граждан, формирование «человеческого капитала» современной России. Это является одним из важнейших условий совершенствования государственного механизма управления, его эффективности, результативности процессов строительства социального государства. В настоящей статье, сравнивая все предшествующие Конституции России, мы выявляем сложившиеся конституционные традиции, чем они объясняются, есть ли общее в обстоятельствах принятия ныне действующей Конституции РФ и обсуждаемых сегодня поправках к ней. Статья написана на основе опубликованных материалов. Анализируя Конституции, авторы делают вывод о наличии сложившихся за сто лет традиций в конституционном процессе, о сохранении дуализма конституционных ценностей и реальной практики. Авторы считают, что предлагаемые поправки будут способствовать развитию и сохранению государства, если изменится отношение и власти, и народа к Конституции и законам, принимаемым в стране. Конституция должна стать не только декларацией о прекрасных намерениях, но и основным законом, который должен выполняться всеми в равной мере.
Ключевые слова: конституция, поправки в конституции, президент, съезд советов, выборы, социальное государство, Федеральный договор, развитие образования.
12. Ezrokh, Y. S. Problems of establishing the practice of remote identification of clients in the Russian banking system (economic aspects) / Y. S. Ezrokh // St. Petersburg University Journal of Economic Studies. – 2020. – Vol. 36, № 2. – P. 266-286.
The article analyses the economic aspects of establishing the practice of remote client identification by Russian credit institutions. Developing such practices is necessitated by the permanent digitization of the interaction between subjects of banking relations. The article presents the results of an analysis of the economic aspects of remote client identification by banks in developed and developing countries. The research reveals the theoretical and practical peculiarities of the banking biometric identification system currently functioning in Russia. On the basis of this analysis, the author identifies economic reasons for the lack of motivation of most Russian banks to develop new practices. The author advances several robust proposals to overcome these problems and minimize the economic risks of applying remote client identification systems in Russia, taking into account the positive and negative experiences of foreign countries.
Keywords: biometrics, video-identication, ubs, client identication, cybercrime, online identication, fintech, economic risks of remote identication, биометрия, видеоидентификация, единая биометрическая система, идентификация клиента, киберпреступление, онлайн-идентификация, финтех, экономические риски удаленной идентификации
13. Ковалев, В. А. Моделирование оптимального сочетания видов риска при однократном принятии решения в предпринимательской деятельности / В. А. Ковалев, А. И. Пестунов // Вестник НГУЭУ. – 2020. – № 2. – С. 271-281.
Проведен анализ задачи формализации принятия однократного (неповторимого) решения при риске в предпринимательской деятельности в случае альтернатив с отрицательными исходами (потерями), из которых какая-либо одна не имеет опасных последствий. Рассмотрены постановка задачи моделирования подмножеств альтернатив как вариантов сочетаний видов рисков и особенности выбора оптимального варианта альтернативы. Предложена математическая модель, которая может использоваться для формального обоснования выбора альтернативы на ранних стадиях принятия однократного (неповторимого) решения при риске в практике предпринимательской деятельности.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, управление рисками, однократное решение, неповторимое решение, сочетание видов риска, risk management, entrepreneurship, decision-making, one-time decision, non-repeated decision.
14. Суханова, Н. П. Антипедагогика в отражении философской рефлексии / Н. П. Суханова // Проблемы современного образования. – 2020. – № 2. – С. 9-14.
Технологизация и цифровизация оказывают влияние на общественную жизнь и культуру в целом, происходит массовизация культуры. Рассматривается неизбежность наступления эпохи постмодерна с его опорными принципами, в числе которых плюрализм, релятивизм, мозаичность и разнородность. Философия постмодерна представляет мир как множество фрагментов, устойчивых связей между которыми не наблюдается. Анализируется влияние постмодернистских принципов на педагогику и формирование антипедагогики. Концепция антипедагогики в радикальной форме отвергает ценность и значимость воспитания и образования. Акцентируется внимание на критическом отношении антипедагогики не только к воспитательным и образовательным методам, но также к обществу потребления. Подвергается критике технократический подход, у обучаемого должно сложиться верное представление демократического общества, а преподаватели должны быть широко мыслящими людьми, способными шагнуть за рамки преподаваемого предмета. Реализация постмодернистских принципов приводит к увеличению и насыщению образовательного пространства, к выстраиванию субъект-субъектного взаимодействия педагога и ученика. Делается вывод о том, что отдельные идеи антипедагогики органично существуют в современной системе образования, однако представляется утопичной идея теоретиков антипедагогики о том, что надежный и верный путь изменения образовательной системы есть разрушение этой системы.
Ключевые слова: образование, педагогика, антипедагогика, философия, постмодернизм.
15. Эзрох, Ю. С. Банковские кешбэк-программы в России: современное состояние, накопленные проблемы и пути их решения / Ю. С. Эзрох // Финансы и бизнес. – 2020. – Т. 2, № 2. – С. 114-132.
В статье комплексно рассматриваются экономические аспекты применения российскими банками кешбэк-программ лояльности: представлены теоретико-экономические основы их функционирования, определены отличия в экономической сущности кешбэк-программ банков и иных торгово-сервисных предприятий. Осуществлена типологизация видов актуальных банковских кешбэк-программ (7 классификационных групп: I уровень - 26 видов, II уровень - 11 подвидов). С учетом накопленного в развитых зарубежных странах опыта сформулированы восемь ключевых проблем применения отечественными банками кешбэк-программ на современном этапе: 1) необязательность размещения правил кешбэк-программ в свободном доступе; 2) изменяемые без индивидуального уведомления условия функционирования кешбэк-программ; 3) разногласия между клиентами и банками при начислении повышенного кешбэка из-за путаницы в MCC-кодах; 4) разногласия между клиентами и банками из-за неодинакового подхода к классификации торговых операций по категориям, предусматривающим повышенное вознаграждение; 5) гиперактивное стимулирование клиентов к осуществлению спонтанных покупок, увеличивающих их долговую нагрузку; 6) наличие значительного числа ограничений и исключений в условиях кешбэк-программ; 7) неадекватное понимание сущности кешбэк-программ рядом клиентов; 8) злоупотребления со стороны отдельных клиентов. Обоснованы практические предложения по минимизации негативного проявления выявленных проблем.
Ключевые слова: банковские карты, дебетовые карты, кредитные карты, злоупотребления клиентов, лояльность клиентов, cashback, mcc-код, bank cards, debit cards, credit cards, customer abuse, customer loyalty, cashback mcc code
16. Мельников, В. В. Как и почему растут издержки при госзакупках в РФ / В. В. Мельников, Г. П. Литвинцева // ЭКО. – 2020. - № 3. – С. 30-43.
Статья посвящена оценке издержек организации государственных и муниципальных закупок на примере заказчиков Новосибирской области. Поскольку распространенный подход к оценке издержек, связанный с учетом продолжительности регламентированных этапов закупочных процедур с последующим агрегированием микроданных для макроуровня, не всегда представляется корректным для регуляторов, в работе одновременно предлагаются два сопоставимых подхода к оценке: традиционный процедурный и финансовый. В рамках последнего издержки рассчитываются как часть финансовых потоков, напрямую относящихся к организации и проведению закупочных процедур (затраты на оплату труда сотрудников, непосредственно занятых в осуществлении закупочной деятельности, их переподготовку и организацию рабочих мест). Величины издержек сопоставляются с размерами полученной экономии бюджетных средств как официальным показателем успешности закупочной деятельности. Полученные результаты убеждают в нецелесообразности использования критерия бюджетной экономии при государственных закупках для оценки эффективности контрактной системы. С этой точки зрения концепция контрактной системы нуждается в существенной доработке.
Ключевые слова: государственные закупки; публичные закупки; государственная контрактная система; экономия бюджетных средств; эффективность закупок; издержки
Полный текст статьи (доступ по паролю к East View)
17. Мельников, В. В. Культура как фактор эффективности бюджетных расходов в контрактной системе РФ: эмпирический анализ / В. В. Мельников, И. Н. Карелин // Journal of Institutional Studies. – 2020. – Т. 12, № 3. – С. 83-100.
Статья посвящена влиянию культурных факторов на эффективность расходов в контрактной системе РФ. Показаны различные способы учета роли неформальных институтов в экономическом развитии в рамках общественных наук. Обозначены факторы культуры, выявленные в результате международных эмпирических исследований, способные оказывать влияние на экономическую эффективность. Предложен алгоритм проведения оценки влияния неформальных институтов на показатель бюджетной эффективности закупок продукции для общественных нужд. Проведен корреляционный анализ факторов институциональной среды и относительной экономии бюджетных средств в контрактной системе РФ за 2011-2019 гг. Делаются выводы об эффективности регуляций, связанных с электронизацией закупок, с точки зрения снижения негативного влияния культурных факторов на эффективность закупочной деятельности, а также важности уточнения регулятором понятия «эффективность государственных закупок».
Ключевые слова: культура; государственные закупки; контрактная система; институциональная среда; эффективность.
18. Васильева, Г. М. Немецкий язык в международном культурном пространстве / Г. М. Васильева // Идеи и идеалы. – 2020. – Т. 12, № 3, ч. 2. – С. 314-336.
В статье рассматриваются факторы, обусловившие интерес к немецкому языку в разных регионах мира. Выявляется роль немецкого языка в развитии международных социокультурных контактов, гуманитарной сферы, в формировании мирового образовательного пространства. Исследуется практический опыт овладения немецким языком, достижения и проблемы конкретных наций в этой области. В работе рассмотрена практика использования немецкого языка в языковой политике ряда стран, освещаются сложности межкультурного взаимодействия, международные исследовательские проекты в этносоциальной динамике. В статье представлен социально-антропологический подход к рассмотрению языковой ситуации в разных странах. Комментируются институциональные аспекты распространения немецкого языка. Обосновывается значимость мультилингвизма как средства межкультурного образования. Хотя хронологические рамки статьи охватывают первые десятилетия XXI в., в историческом аспекте, неизбежно обращение к более ранним периодам. Системный подход позволяет установить логическую взаимосвязь и взаимозависимость этих периодов, проследить изменения в статусе официального языка Германии. Данная проблематика является не только лингвистической, но историко-культурной.
В статье анализируются проблемы, связанные с изучением немецкого языка в ряде стран. Среди них Великобритания, где другие языки имеют меньшую степень социального престижа и вытесняются из языкового пространства. Франция, которая, наряду с Германией, всегда находилась на оси европейского строительства, продолжает политику продвижения своего национального языка на международный уровень. Но при этом Франкофония является движением за культурное многообразие. Рассматривается ситуация в Бельгии и Швейцарии – этнически неоднородных и многоязычных федеративных государствах, где немецкий язык является одним из официальных. Обращение к опыту Испании и Республики Корея продиктовано тем, что граждане этих стран участвовали в восстановлении Германии после Второй мировой войны.
Вопросы, связанные с реализацией языковых прав личности, определяют национальные и политические процессы, образовательную и культурную политику. Обучение на нескольких языках формирует представление о том, что мультиязычное общество – эталон модели коммуникации.
Ключевые слова: глобальное образование, немецкий язык, система преподавания языков, принципы Совета Европы, программы сотрудничества
19. Удальцова, М. В. Социальный прогресс в зеркале образования / М. В. Удальцова, Е. А. Абрамова // Идеи и идеалы. – 2020. – Т. 12, № 3, ч. 2. – С. 392-406.
Статья посвящена вопросам социального прогресса и условиям его осуществления, основным из которых является образование. Формулируется актуальность исследования социального прогресса сегодня, когда усиливаются неопределенность и риски устойчивого развития в мире. Актуализируются социальное осознание будущего всем обществом и осмысленные действия большого числа людей в направлении становления инициативной и самостоятельной личности, осознающей себя творцом собственной жизни. Показывается роль знаний, приобретаемых из различных познавательных систем: науки, культуры, искусства, литературы и т.п. и расширяющих познавательные возможности человека и возможности его творчества. В образовании должны «сублимироваться» все знания, приобретаемые из разных познавательных систем, оно должно стать цивилизационным институтом, миссия которого состоит в преобразовании мира в направлении социального прогресса. Рассматриваются риски формирования подобного института, в числе которых образовательное неравенство по качеству и доступности образования. Делается вывод, что современное российское образование служит не социальному прогрессу и даже не рынку, а финансовому капиталу.
Ключевые слова: социальный прогресс, образование, человеческое развитие, цивилизационный институт, качество образования, доступность образования, человеческий капитал
20. Донских, О. А. К железному веку прогресса (Образ экономической жизни в русской поэзии XVIII-XIX вв.) / О. А. Донских // Идеи и идеалы. – 2020. – Т. 12, № 3, ч. 2. – С. 231-259.
В статье на материале произведений отечественных поэтов XVIII – XIX вв. представлено отношение к разным аспектам экономической жизни. Жестко различавшаяся по жанрам поэзия в целом не отражала специфику экономических отношений. Исключение составляли лишь сатирические произведения, авторы которых критиковали, в первую очередь с моральной стороны, отдельные аспекты обыденной жизни, в частности, практику откупов. Тем не менее, поэты не обходились без замечаний по поводу социально-экономического разделения общества на отдельные группы, значения определенных властных решений для развития хозяйства страны и, конечно, по поводу роли денег и торговли в развитии общества в целом и в конкретной человеческой жизни. В отдельных стихотворениях можно найти любопытные указания на международную торговлю, развитие которой, особенно в царствование Екатерины II, привело к тому, что некоторые поэты приветствовали прогресс и даже характеризовали это время как золотой век. Показано, как меняется оценка эпохи в XIX в., как золотой век трансформируется в железный. Возрастает роль экономических и социалистических теорий в жизни общества. Поэт XIX в. спускается с позиции внешнего наблюдателя на грешную землю и с ужасом обнаруживает себя во власти денег и соответствующих интересов. Это производит негативное влияние на мораль, подчиняя денежным отношениям все человеческие стремления и огрубляя душу. Рассматриваются споры по поводу прогресса между лириками и нашими вполне прямолинейными западниками. Определенный итог общественной ориентации на чисто экономические отношения и связанной с ней техническим прогрессом подводит Александр Блок в поэме «Возмездие».
Ключевые слова: русская поэзия, притчи, золотой век, железный век, промышленное развитие, прогресс, деньги, торговля
21. Мачульский, В. Ф. Кадры в логистике / В. Ф. Мачульский // Логистика сегодня. – 2020. – Т. 3, № 93. – С. 208-218.
На основе своего практического опыта автор разделяет менеджеров-логистов на разные типы в зависимости от среды, из которой они вышли, и стиля логистической деятельности, анализирует их характерные недостатки и способы организации работы. Вниманию читателей предлагается оптимальный портрет руководителя департамента логистики.
Ключевые слова: логистика, кадры, менеджер службы логистики, руководитель службы логистики, логистическая система
22. Быстренко, В. И. Инновации и инновационные технологии в преподавании истории в вузе: опыт, проблемы и задачи современного этапа / В. И. Быстренко, В. Г. Ярославцев // Вестник педагогических инноваций. – 2020. - № 3 (59). – С. 70-77.
Образование - одна из приоритетных задач современной России. Проблемы совершенствования процесса обучения, повышения качества, методов оценки эффективности обсуждаются на разных площадках профессиональным и научным сообществом. Однако недостаточно представлены проблемы преподавания одного из важнейших предметов в вузе - истории. В статье обобщается опыт инноваций в преподавании истории в экономическом вузе за последнюю треть века, применения информационных технологий сегодня, раскрываются проблемы и задачи времени, усложненного пандемией. Авторы делают вывод, что в современных условиях для внедрения инноваций в содержание дисциплины «История» в вузе, применения информационных технологий в образовании необходима основательная профессиональная подготовка преподавателей, которые способны критически оценивать материалы интернета, совершенствовать методику предоставления заданий студенту. Необходимо формирование профессионального сообщества не просто ученых-историков, а ученых - преподавателей истории, готовых идеологически четко и взвешенно дать материал студентам, понимая их особенности.
Ключевые слова: история, инновации, образовательная политика, электоральные курсы, дистанционное обучение.23. Вранчан, Е. В. Освоение заимствованных политических терминов в русском языке и языковая мода / Е. В. Вранчан // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 4 (83). – С. 405–408.
В статье рассматривается проблема языковой моды как фактора, влияющего на процесс освоения заимствованных политических терминов в русском языке. Особое внимание уделяется специфике употребления таких политических терминов, как «консенсус», «толерантность», «стабильность», которые в определенный период актуализируются, переходя в разряд модных. Данное исследование основано на результатах анализа материала словарей и дневниковых записей из цифрового архива Центра изучения эго-документов «Прожито». В ходе исследования был применен метод лексикографического анализа языкового материала и метод контент-анализа. Изученный материал свидетельствует о том, что показателем современности политических терминов является не столько их новизна, сколько повышенное социальное внимание к реалиям, обозначаемым этими терминами. При изучении заимствованных политических терминов в момент перехода в разряд модных слов установлено возрастание частотности употребления этих слов, а также расширение их значения и переход из профессиональной сферы в область повседневной коммуникации. Анализ материала позволяет сделать вывод, что сфера политической лексики характеризуется динамичностью и быстротой реагирования на любые изменения в обществе. Таким образом, изучение особенностей освоения заимствованных политических терминов в русском языке дает возможность оценить социально-политическую обстановку в обществе.
Ключевые слова: политические термины, заимствование, языковая мода, модные слова.
24. Эзрох, Ю. С. Российский рынок легкового такси: проблемы и государственное регулирование / Ю. С. Эзрох // Экономическая политика. – 2020. – Т. 15, № 4. – С. 138-163.
Отечественный рынок легкового такси на современном этапе характеризуется значительным масштабом и динамикой (по вкладу в ВВП, количеству занятых), а также существенной ролью в обеспечении транспортной доступности. Однако на рынке существует ряд проблем, отражающих сравнительно низкий уровень его развития. Автор полагает, что проблемы во многом обусловлены недостатком государственного регулирования, и дает несколько стратегических рекомендаций. Методологическая база исследования включает теоретические положения стратегического менеджмента, современных концепций государственного управления. По результатам исследования выявлено пять групп проблем функционирования рынка легкового такси в современной России: размывание ответственности перед потребителями за осуществление таксомоторной услуги и перекладывание ее с системообразующих субъектов рынка такси на менее стабильных участников; невысокий уровень развития материальной основы рынка легкового такси — автотранспортного парка (проблема наиболее остро стоит в нестоличных регионах); отсутствие эффективно действующей контролирующей и развивающей трудовые ресурсы инфраструктуры рынка такси; низкий уровень личной безопасности водителей и пассажиров такси; невысокая собираемость налогов, обусловленная непрозрачностью рынка и трудностью осуществления эффективного налогового контроля. Меры, предлагаемые автором, затрагивают условия и правила страхования гражданской ответственности перевозчиков, включают ужесточение требований к предельному возрасту автомобиля, финансовое стимулирование закупки новых автомобилей, ускоренное развитие налогового режима «самозанятость». Для обеспечения безопасности водителей и пассажиров такси предлагается адаптировать к отечественным реалиям опыт, накопленный в США. Результаты исследования могут быть использованы в ходе дискуссии о концепции государственного регулирования рынка легкового такси, пока отсутствующей в России.
Ключевые слова: проблемы такси, таксомоторные услуги, контроль такси, надзор за такси, частный извоз.
25. Мачульский, В. Ф. Учебная подготовка логистов / В. Ф. Мачульский // Логистика сегодня. – 2020. – № 4. – С. 306–312.
На основе своего практического опыта автор рассматривает существующую систему подготовки будущих специалистов в области логистики на уровнях высшего и среднего профессионального образования. В статье также проанализирована издаваемая в Российской Федерации логистическая литература, предложена ее классификация.
Ключевые слова: типаж логиста, подготовка логистических кадров, академическое образование, теоретическая и прикладная логистика, узкоспециализированная логистика, логистическая периодическая печать
26. Новиков, А. В. Финансовое развитие и экономический рост: анализ подходов к проблеме / А. В. Новиков, И. Я. Новикова // Идеи и идеалы. – 2020. – Т. 6, № 4, ч. 2. – С. 251-266.
В статье рассматриваются дискуссионные вопросы о соотношении экономического роста и финансового развития. И зарубежные, и российские авторы имеют противоположные точки зрения на соотношение экономического роста и финансового развития. В статье утверждается, что финансовое развитие для развивающихся стран является фактором экономического роста. Приведен обзор подходов, доказывающий влияние финансового развития и его механизма – финансового рынка – на экономический рост. Для иллюстрации этого вывода проанализированы исследования, направленные на изучение теоретических аспектов оценки соотношения уровня развития финансового рынка и экономического роста. Исследовано формирование методических основ оценки влияния уровня развития финансового рынка на экономический рост; выявлены инструментальные методы, позволяющие количественно измерить уровень развития финансового рынка и экономический рост; проанализированы рекомендации, позволяющие разработать меры по усилению значимости финансового рынка для ускорения экономического роста страны.
Ключевые слова: экономический рост, финансовое развитие, индикаторы уровня развития финансового рынка; глубина, доступность, стабильность и эффективность финансового рынка; финансовый форсаж.
27. Суханова, Н. П. Наука и образование в российском обществе: проблемы взаимовосприятия / Н. П. Суханова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. – 2020. – № 4 (837). – С. 173-183.
В статье рассматриваются проблемы формирования российской науки и образования. Наука анализируется как социальный институт, для успешного функционирования которого необходимо наличие особого культурного климата, когда профессиональная научная деятельность является объектом положительной общественной оценки. Показана взаимосвязь становления науки и систематического образования в российском обществе, влияние традиционных ценностей на их восприятие. В результате исследования установлено, что перемены в отношении общества к науке и образованию происходят во второй половине XIX столетия, социокультурная среда обитания становится благоприятной и способствующей росту научных достижений и просвещению.
Ключевые слова: наука; образование; культура; российское общество; социальный институт; ценности.
28. Эзрох, Ю. С. Геймификация как форсайт-тренд в маркетинговом продвижении розничных банковских продуктов и услуг / Ю. С. Эзрох // Банковское дело. – 2020. – № 5. – С. 23-29.
Высокая актуальность исследования геймификации в банковской сфере обусловлена игнорированием современными кредитными организациями накопленного создателями компьютерных игр опыта по привлечению геймеров и их монетизации, а также увеличением числа клиентов, предпочитающих гейм-взаимодействие традиционным формам. Цель статьи - формирование концептуальных основ использования геймификации в маркетинговом продвижении розничных банковских продуктов и услуг. Сформулирована дефиниция термина «бизнес-геймификация в банковской сфере»; обоснована целесообразность использования элементов бизнес-геймификации в банковской сфере; классифицированы основные виды бизнес-геймификации в банковской сфере; представлен форсайт-прогноз в области исследования, включающий в себя ряд направлений банковских гейм-стратегий. Практическая значимость - возможность использования российскими и зарубежными банками предложенной классификации и форсайт-прогноза при разработке стратегий маркетингового продвижения розничных продуктов и услуг.
Ключевые слова: the interaction of banks and customers, the future of banks, the use of games in the banking service, взаимодействие банков и клиентов, будущее банков, использование игр в банковском сервисе
29. Эзрох, Ю. С. О Развитии квазибанковского института краудлендинга в России: экономические проблемы и пути их решения / Ю. С. Эзрох // Банковское дело. – 2020. – № 7. – С. 50-57.
Становление квазибанковского института краудлендинга способно придать определенный импульс экономическому развитию России, что обусловлено в том числе: недофинансированием субъектов малого и микробизнеса, отсутствием у них ликвидного залога для обращения за банковскими кредитами вкупе с высокими требованиями к заемщикам со стороны банков и сверхвысоким уровнем процентных ставок у микрофинансовых организаций. Цель статьи - поиск возможностей усиления положительного экономического влияния от функционирования института краудлендинга в России. Результаты и научная новизна: выявлены ключевые проблемы развития института краудлендинга в России (высокий уровень процентных ставок по займам, недостаток инвесторов, слабая корреляция между кредитными рейтингами и дефолтами заемщиков, неполное использование возможностей по снижению кредитных рисков беззалогового финансирования, отсутствие ответственности краудлендинговых платформ за осуществление кредитного скоринга, риски дистанционного рассмотрения крупных кредитных заявок, слабая постановка работы с просроченной задолженностью, риски для недостаточно финансово грамотных инвесторов), а также сформулированы стратегические подходы к их преодолению. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования государственного регулирования национальных институтов краудлендинга в России и за рубежом.
Ключевые слова. Direct lending, P2B lending, кредитование малых компаний, высокорискованные инвестиции.
30. Вранчан, Е. В. Особенности освоения англоязычных заимствованных экономических терминов в русском языке / Е. В. Вранчан. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2020. – № 8. – С. 114–117.
Цель исследования – выявить факторы, влияющие на семантическое освоение англоязычных заимствованных понятий в сфере экономики. Исследование основано на результатах опроса, в ходе которого было проанализировано изменение значений англоязычных заимствованных экономических терминов. Научная новизна исследования заключается в выработке собственного подхода к определению качества освоения иноязычных заимствований профессиональным экономическим сообществом. В результате проведенного исследования доказан тезис о том, что освоение заимствований в русском языке происходит под влиянием нескольких факторов, которые в своей совокупности влияют на переход заимствованных терминов из профессиональной сферы в корпус общеупотребительной лексики.
31. Волкова, А. С. Изменение подходов к использованию человеческих ресурсов под воздействием цифровых технологий / Д. С. Константинова, М. М. Кудаева, Ю. А. Масалова // Креативная экономика. – 2020. – Т. 14, № 8. – С. 1491-1506.
Актуальность темы, рассматриваемой в данной статье, обусловлена широким распространением и внедрением в практическую деятельность организаций и общества цифровых технологий, которые в современных условиях оказывают прямое воздействие на характер использования человеческих ресурсов в экономике. В статье рассмотрена трансформация трудовых отношений, обусловленная изменением характера и содержания труда, требований к профессиональным умениям и навыкам работников, происходящая в условиях глобального научно-технического прогресса и формирования цифровой экономики. Показаны изменения подходов к использованию человеческих ресурсов под воздействием цифровых технологий. Дана характеристика последствий распространения цифровых технологий, приведших к изменению характера и типа трудовых отношений в разных странах, требований к гибкости в организации труда, компетенциям человеческих ресурсов на уровне организаций.
32. Константинова, Д. С. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования / Д. С. Константинова, М. М. Кудаева // Экономика труда. – 2020. – Т. 7, № 11. – С. 1055-1072.
Актуальность темы обусловлена влиянием цифровой экономики на формирование набора ключевых компетенций и подготовку востребованных специалистов в современном мире. В статье рассмотрены наиболее распространенные подходы к структуре модели компетенций работников, востребованных в индустрии 4.0, включающих поведенческие и цифровые навыки. Проведен анализ возможности достижения отдельных показателей эффективности в области профессионального образования программы «Кадры для цифровой экономики» и на этой основе показаны ограничения в возможностях развития цифровых компетенций выпускников ВУЗов. С целью формирования единого подхода представлены различные трактовки характеристики цифровых компетенций в России и зарубежных странах. Для анализа возможности создания цифровой образовательной среды в ВУЗах осуществлена оценка уровня цифровой грамотности современных преподавателей на основании исследовании 2019 и 2020 гг.
Ключевые слова: цифровая экономика, компетенции, цифровые компетенции, цифровая грамотность, профессиональное образование