Лариса Нюренбергер, окончив НИНХ в 1989 году по специальности «Экономика и планирование материально-технического снабжения», получила квалификацию экономиста по МТС. Затем была интересная работа, учеба в аспирантуре, защита докторской диссертации. Сегодня она — доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой бизнеса в сфере услуг факультета корпоративной экономики и предпринимательства НГУЭУ. Под ее руководством успешно защищены четыре кандидатские и одна докторская диссертации.
— Лариса Борисовна, что вы знали о нархозе, когда учились в школе?
— Я знала многое. Поступив в нархоз, я просто продолжила семейную традицию.
— Почему выбрали специальность «Экономика и планирование материально-технического снабжения»?
— В то время это была очень популярная и престижная специальность, конкурс на которую был одним из самых высоких в нархозе. Дипломированных специалистов по материально-техническому снабжению ждали на любом предприятии, и мне правильно тогда казалось, что работать по этой специальности очень интересно.
— Расскажите свою историю поступления в НИНХ.
— История моего поступления очень короткая: для зачисления в институт выпускникам, окончившим школу на «отлично» либо с золотой медалью, достаточно было сдать всего один экзамен на пятерку. Я сдала экзамен по математике и с уверенностью в том, что все будет хорошо, улетела в Ялту.
— Из вашего класса кто-то еще поступал в институт народного хозяйства?
— Да, я поступала вместе с одноклассницей. Мы учились в одной группе, сейчас поддерживаем дружеские отношения, общаемся. Она работает по специальности – возглавляет одно из подразделений системы материально-технического обеспечения управления МВД по НСО. У нас вообще был очень дружный класс, мы не потерялись по жизни, раз в три-четыре года обязательно встречаемся.
— А с группой встречаетесь?
— С одногруппниками встречаемся реже, но, тем не менее, интересуемся друг другом, следим за успехами, при необходимости приходим на помощь. У большинства все сложилось удачно. Конечно, у каждого своя история, но после окончания НИНХа практически все построили серьезную карьеру, добились успехов. Мне вообще везет на талантливых успешных людей.
— А с выбором вуза повезло?
— Безусловно! Нархоз — щедрый вуз. Он щедр на знания, на события, на таланты, на неординарных людей.
— Как вы привыкали к самостоятельности — уехали от родителей в большой город, где соблазнов много?
— Это же 80-е годы прошлого века! Мы все были самостоятельными с детства — родители с 9 до 18 часов на работе, мы сами собиралась и шли на учебу, делали уроки, занимались в музыкальных школах, спортивных секциях, танцевальных студиях. Я два раза ездила в «Артек» на длительные международные смены. Родители были далеко. Поэтому процесс адаптации к другому городу, к жизни в общежитии прошел как-то незаметно и плавно — мы как бы перетекли в другую, уже взрослую жизнь.
— Ваши любимые предметы в годы студенчества?
— Мне вообще очень нравилось учиться. А сейчас, по прошествии времени, приходит понимание того, что отношение к предмету во многом определяет преподаватель. Мы до сих пор с благодарностью и уважением вспоминаем Марину Васильевну Удальцову, Людмилу Юрьевну Руди, Сергея Георгиевича Золотаренко, Людмилу Юрьевну Русалеву, Владимира Гавриловича Женова, Александра Владимировича Савельева, Станислава Юрьевича Вайнштейна, Николая Васильевича Вороновича, Владимира Васильевича Глинского. Это очень яркие, обладающие собственной неповторимой манерой преподавания профессионалы. Кого-то из них уже нет с нами. Светлая им память. Кто-то успешно работает в бизнесе, преподает в других вузах, но большинство сохранили верность нархозу и до сих пор молоды, энергичны, идут в ногу со временем.
— А были какие-то страшные истории, связанные с сессией?
— Нет. Мы как-то очень легко сдавали сессии, старались досрочно сдать зачеты и экзамены, чтобы каникулы были чуть дольше, и можно было попутешествовать. Летом это были «пляжные» поездки — Крым, Болгария, Одесса, зимой — республики Прибалтики, Москва, Ленинград, Киев. Всегда привозили с собой массу новых позитивных впечатлений.
— Кроме лекций и экзаменов, что еще запомнилось за годы студенчества?
— Да это было незабываемое время! Бурлящая общественная жизнь в институте! Вспоминается «Фестивальная орбита», городской конкурс КВН. А жизнь в общежитии? Это же гигантская школа коммуникаций, уместившаяся в четыре года. Мы жили необыкновенно интересно и весело. Часто вспоминаем, бессменного тогда, коменданта общежития Валентину Леонидовну Барбарину. На третьем этаже, который традиционно занимал факультет МТС, было, может быть и беспокойно — у нас все бурлило и кипело не только на кухне — но не скучно!
Нархоз всегда принимал участие в общественно значимых городских делах: перед открытием станции метро «Площадь Ленина», мы самозабвенно две недели отмывали от штукатурки вестибюли и тоннели. А с какой «самоотдачей» мы строили третий корпус!
— Прямо-таки строили или тоже отмывали?
— Именно строили! По окончании института, кроме диплома о высшем образовании практически всему нашему потоку вручили аттестат об окончании ПТУ № 41 c присвоением квалификации «штукатур-маляр 6 разряда». И безупречно отштукатуренный спортивный зал университета — наша заслуга.
— Много ли ваших однокурсников ушло из института, не закончив обучение?
— Нет. Потоки МТС всегда были большими. На нашем — было четыре группы, это чуть больше 100 человек. И мне кажется, до финиша наш поток дошел практически в полном составе, если даже не увеличился за счет тех ребят, которые восстанавливались после службы в армии. Было очень много мальчишек после рабфака, средних учебных заведений — это были уже взрослые, сформировавшиеся люди, которые осознанно пришли в лучший в городе институт за серьезным образованием.
— Вам удалось поработать по специальности после окончания вуза?
— Конечно. Сначала я поработала товароведом, затем старшим товароведом в акционерном обществе «Орбита–сервис». Тогда это была крупнейшая в Сибири торгово-посредническая компания, которая занималась поставками в Новосибирск бытовой электронной техники, запчастей к ней и сопутствующих товаров. Три года я занималась очень интересным делом, получая гигантское удовольствие от работы.
— А почему ушли?
— Людмила Юрьевна Русалева — заведующая моей выпускающей кафедрой, которая к тому времени получила новое название — кафедра маркетинга и организации коммерческой деятельности — пригласила меня к себе в аспирантуру. Это был первый набор в аспирантуру НИНХа, нас было шесть человек с разных кафедр, трое из нас в итоге успешно защитили кандидатские диссертации.
— Оцените теоретическую подготовку, которую дает нархоз?
— Во все времена все зависит от желания и целей, которые ставит перед собой человек. Известно ведь, кто хочет — ищет возможности, кто не хочет — ищет причины. Нархоз всегда готовил серьезных специалистов, здесь всегда была солидная научная школа — академическая, со своей историей. И в наше время, и сейчас студентам дают глубокие теоретические знания и практические навыки. В целом, уровень знаний, которые дает нархоз, нисколько не изменился — он стабильно высокий. Время динамично! Изменилась окружающая среда, ужесточились требования к выпускникам, но наш университет был, есть и будет современным и востребованным!
— Ваши пожелания сегодняшним студентам.
— Во-первых, я по-хорошему завидую своим студентам. Они учатся в замечательное, пусть и не простое время — время активных перемен, время смены идеологии НГУЭУ, время инициативных и «полетных» людей. Наши студенты многое дают нам — мотивируют к поискам чего-то нового, нестандартного. Искренне желаю им не бояться мечтать о несбыточном! В жизни нельзя вернуть две вещи — время и упущенные возможности. Максимально используйте возможности сегодняшнего дня, часа, минуты. Идите вперед!
Ксения Леус
Фото из архива выпускницы