Известный новосибирский предприниматель Дмитрий Малахов учился в НГУЭУ, тогда еще это был НИНХ, с 1989 по 1994 гг. на факультете управления производством по специальности «Экономическое и социальное планирование».
— Дмитрий, вы оканчивали новосибирскую школу?
— Школу я окончил в поселке городского типа Линево Искитимского района Новосибирской области. Родители из Поволжья в 1975 году приехали на Всесоюзную комсомольскую стройку вместе с такими же, как они, молодыми людьми возводить в голой степи электродный завод, ставший впоследствии одним из крупнейших в СССР — Нов-ЭЗ. Понятно, что такими же быстрыми темпами вокруг будущего завода начали строиться жилые дома, детсады, школы и другие объекты социально-бытового назначения. Школа № 3, в которой я учился, была построена одной из первых. И мне кажется, она была лучшей школой из всех тогда существующих. У нас преподавали замечательные учителя, некоторые из них были заслуженными учителями СССР, и заслужить у них хорошие оценки было непросто.
— Почему выбрали НИНХ?
— Я хотел быть экономистом. В те годы это была молодая и очень перспективная профессия. Именно экономистам предрекали важную роль в государственных делах, и выпускники школ были готовы примерить ее на себя. А вуз, который готовил таких специалистов в Новосибирске, был один — только НИНХ. И хотя конкурс был 25 человек на место, я все же решил рискнуть.
— А каково ваше общее впечатление об учебе в нархозе?
— В то время, когда я учился, в НИНХе была очень серьезная фундаментальная база, ведь, пожалуй, половина наших преподавателей была из НГУ. Но в отличие от университета, нам давали не только теорию, в институте было больше практических занятий. Нам не просто вдалбливали в головы знания, а учили применять их на практике, находить нужную информацию, доходить, как говорится, своей головой. Предметы, которые у нас были, имели очень хорошую практическую направленность. Например, отрасли народного хозяйства, планирование мы изучали очень глубоко, причем не только экономику, но и, например, технологию отраслей. Мы ведь получали еще советское образование. В программе не было еще менеджмента, маркетинга. Зато была политэкономия, научный коммунизм, марксистско-ленинская философия и т. д. И чтобы освоить их, нужна была определенная закалка. Согласитесь, те предметы, которые не имеют под собой логики, как, например, политэкономия социализма, подразумевают наличие у студентов именно волевых усилий — попробуй, все это запомнить. Кстати, преподаватели марксистско-ленинской философии были настолько принципиальные, что именно из-за них и этого предмета многие уходили из института. Не могли сдать экзамены. Но самым, пожалуй, серьезным испытанием была для нас статистика — тяжелейший предмет. Из-за него тоже многие были отчислены. Логика была, но понять ее было трудно, а без этого понять основы математического моделирования, оценить прогноз развития отрасли, например, просто невозможно. Как, впрочем, и теория вероятностей, которую тоже невозможно было просто выучить, тоже нужно было все это понимать. Но всегда находился в группе человек, который это знал. В нашей группе этим человеком был я. До сих пор помню эти предметы, формулы и могу их применить.
— Каким студентом вы были?
— Я окончил нархоз с красным дипломом.
— Кого из преподавателей вспоминаете?
— Из тех, кто, действительно, оставил след, дал полезные знания, помню Марию Васильевну Удальцову (вела у нас экономическую теорию), Галину Георгиевну Шалмину (экономика отраслей), академика МАН ВШ Петра Васильевича Шеметова, который в годы моей учебы был ректором, Владимира Васильевича Глинского — он статистику у нас преподавал. Конечно, всегда буду вспоминать всех преподавателей кафедры высшей математики — знания, которые они вложили в мою голову, и сегодня «в рабочем состоянии».
— Кроме учебы, чем еще запомнился нархоз?
— Я всегда активно занимался спортом, причем на серьезном уровне, участвовал в соревнованиях различного масштаба, и благодарен преподавателям кафедры физкультуры за свою сегодняшнюю спортивную форму. В институте начал профессионально заниматься спринтом. Вот уже много лет являюсь «играющим» президентом федерации по легкой атлетике Новосибирской области, продолжаю заниматься своим любимым видом спорта. И с теплотой вспоминаю преподавателей этой кафедры — Букрееву Марину Владимировну, Олега Васильевича Габидулина — и, конечно, наши соревнования, победы, которые не всегда были легкими. Кстати, один мой рекорд института и области и сегодня висит на стенде спортивных достижений нархоза, рядом с кафедрой физкультуры! А с ребятами, которые, как и я, всегда любили спорт, мы хорошо общаемся до сих пор, вспоминаем и студенческие годы. Вообще, спорт — он же объединяет людей. Мы поддерживаем в Новосибирске такое знаковое мероприятие, как Сибирский фестиваль бега. И я, конечно, активно участвую в этом мероприятии. Среди участников, организаторов соревнований различного уровня много выпускников НИНХа.
— Были ли какие-то смешные случаи за годы студенчества?
— Пожалуй, все самые смешные случаи произошли еще на первом курсе, когда нас отравили «на картошку» на полтора месяца. Жили в клубе, спали на нарах, все удобства — на улице. Ну и, как водится, знакомство с местными жителями, которым мы приехали помогать картошку с колхозных полей убирать. Тогда наши девочки впервые познакомились со словами из народного фольклора, для них это было открытием. В общем, весело было. Те полтора месяца очень нас сдружили, и мне очень жаль, что мы сейчас мало общаемся с однокурсниками.
— Что изменилось в вашей жизни после окончания учебы в институте?
— В стране наступили лихие 90-е. После получения диплома меня приглашали на учебу в аспирантуру нархоза, но тогда это было не интересно, заманивали просторы зарождающегося бизнеса, поэтому я отказался, и начал работать. Так как преддипломную практику проходил на Линевском домостроительном комбинате, они и пригласили меня там поработать уже дипломированным специалистом. Первая моя должность — экономист отдела развития. Затем был Сибирский торговый банк, департамент международных отношений, куда я попал благодаря своим хорошим фундаментальным знаниям по экономике и владению иностранными языками — английским и французским. Но проработал там тоже недолго, потому что в 1996 году этот крупнейший в России банк обанкротился. Однако именно в недрах банка зародилась идея создания лизинговой компании. Как только она приобрела определенные очертания, компания сразу ушла в свободное плавание. И в Новосибирске появилась одна из крупнейших в России Сибирская лизинговая компания, где я стал совладельцем и генеральным директором. Поначалу в нашей компании работало три человека, но почти сразу мы стали заключать крупные сделки, хотя в то время еще не была разработана законодательная база этой сферы деятельности, не было отработанных технологий. Но принципиальных отличий от сегодняшнего лизинга не было: кредит банка, покупка оборудования, передача его в лизинг, а по окончании расчетов — передача имущества в собственность. Компания была универсальной и занималась лизингом всего — от легковых машин до объектов недвижимости. На нашем оборудовании работали ЗСЖД, МТС, на наших автобусах ездил весь город. Даже у службы скорой помощи были наши машины. Западно-Сибирский комбинат ездил на наших тепловозах, Алтай работал на наших комбайнах. За 15 лет нашей деятельности в экономику Новосибирской области было привлечено около 20 млрд. рублей. Затем я руководил другим своим проектом — компанией БЕТОЛЕКС, которая занималась выпуском газобетона. Завод для его производства мы построили в чистом поле, и это был первый завод, возведенный с нуля в Новосибирской области за последние 15 лет. Предприятие создавалось для динамичного развития, но экономическая ситуация оказалась не в нашу пользу. Это, наверное, естественный процесс. Все должно меняться.
— Чем сейчас занимаетесь?
— Изучаю возможности рынка, есть интересные проекты, но торопиться пока не буду.
— А вам было бы интересно передать свой практический опыт студентам НГУЭУ?
— С удовольствием. Я недавно выступал в качестве потенциального работодателя перед будущими юристами, и мне очень понравилась эта встреча со студентами, которым я раскрыл, что называется, глаза на некоторые для них неожиданные моменты, связанные с организацией бизнеса. Мы ведь из того поколения, которое прошло серьезную школу жизни в лихих 90-х годах, когда заниматься бизнесом было просто опасно.
— Оцените уровень теоретической подготовки, полученной в нархозе.
— Возможно, практики все же и было маловато, но умению решать сложные задачи институт научил. И лично мне в нархозе помогли развить экономическое мышление, научили мыслить этими категориями. Конечно, я благодарен институту за крепкие знания по высшей математике, теории вероятности, математической статистике, которые помогают и сегодня. Например, когда нам потребовалось рассчитать потенциал экономико-географического положения БЕТАЛЕКСА, мы все рассчитали в соответствии с канонами, опираясь на знания, полученные в нархозе. Тогда институт давал хорошее образование.
— А сейчас?
— Мне сложно сказать. У меня почти не было сотрудников, которые приходили к нам после нархоза. На какое-то время другие вузы Новосибирска перехватили лидирующие позиции по подготовке специалистов экономического профиля. Хорошая подготовка была у выпускников НГТУ, НИИЖТа, которые у нас работали. Кстати, именно в 90-годы многие преподаватели НГУЭУ ушли в другие учебные заведения. Сейчас радует, что мой родной вуз стал заметен в городе, о нем говорят, в новостях он звучит. До этого был какой-то информационный провал. Даже про юбилеи вуза слышно не было, да нас туда и не приглашали. И если я до сих пор встречаюсь с одноклассниками, то с группой связь потеряна, наверное, уже навсегда.
— Вы совсем не бываете в нархозе?
— Бываю. Захожу, бывает, на кафедру физкультуры.
— Вы бы хотели, чтобы ваш сын учился в нархозе?
— Сын решил стать инженером. Сейчас он учится в одном из лучших лондонских университетов, но будет переводиться в инженерный колледж, третий по мировому рейтингу инженерный вуз. Он правильно считает, что специальность инженера сегодня востребована больше, чем экономическая. Переизбыток выпускников этой специальности не только у нас, а инженеров, везде, как и в России, не хватает. Я с этим столкнулся, когда нам для производства потребовались опытные инженеры для работы на высокотехнологичном оборудовании, и это оказалось большой проблемой.
— Ваши пожелания студентам, университету?
— Вообще любые знания в любой сфере отраслей, будь то компьютеры, экономика, например, меняются с колоссальной быстротой. И человек, окончивший вуз, например, пять лет назад, уже с теми знаниями, что он получил во время учебы, не востребован на рынке труда — если конечно он не перешел на новый уровень, не перезагрузился. Так что будьте готовы к этому. Вообще, студенчество приходится с одной стороны на возраст, когда нужно жить и дышать, что называется, полной грудью, но с другой стороны — это возраст, когда нужно учиться, впитывать в себя знания, которые будут тебе нужны всю последующую жизнь. Поэтому желаю найти баланс между свободой и необходимостью. Все же советую углубиться в учебу, а свобода придет потом, когда ты получишь образование.
Университету я пожелаю идти тем путем, на который он вступил — и дальше сплачивать вокруг себя своих выпускников, людей, которые ему обязаны своим образованием, карьерой. Вообще, НГУЭУ находится в таком выгодном экономико-географическом положении, что может позволить себе развиваться в любом направлении.
Ксения Леус
Фото: Сергей Мордвинов