Управляющий партнер УК «Выбор», собственник сети познавательно-развлекательного музея чудес «Джоуль парк» Юрий Гельман, окончив бакалавриат НГУЭУ по направлению «Экономика» и магистратуру «Финансовые рынки и оценочная деятельность», сожалеет, что студенчество позади, и сегодня осваивает в родном вузе программу МВА.
— Юрий, каким вы были студентом?
— В 2000 году после школы поступил в институт народного хозяйства по настоятельному совету своих родителей, и с учебой поначалу не дружил. Учился в НГУЭУ в общей сложности 10 лет, и на первых курсах был одним из тех, про кого говорят «разгильдяй». Пропускал занятия, уходил в академический отпуск из-за долгов по учебе, чтобы не отчислили. И оказался в армии, в пограничных войсках. Когда в 2005 году вернулся в Новосибирск, как-то вдруг захотелось учиться, получить высшее образование, поэтому и восстановился в нархозе. Я не первый, кому служба в армии «включила» голову.
— То есть вы всем советуете в армию сходить?
— Нет, если человек учится, и ему это нравится, все у него получается, пусть и учится дальше. Кроме бакалавриата, магистратуры, которые я окончил, есть еще аспирантура, докторантура. Но в моем случае армия оказалась полезна, хотя после нее мне и пришлось восстанавливать свой словарный запас.
— Легко ли было восстановиться в институте?
— Мне, чтобы восстановиться на третий курс, пришлось буквально вызубрить все то, что я пропустил из-за своего разгильдяйства, и это было непросто. После двух лет службы, вообще, трудно возвращаться к обычной жизни.
— А почему родители настаивали именно на НГУЭУ?
— Кроме того, что он удобно расположен, в самом центре, да и мама его, по-моему, когда-то заканчивала, родители были уверены в том, что только в нархозе можно было получить серьезное экономическое образование. А что касается профессии экономиста, то в то время ей прочили большое будущее. Хотя, наверное, дело не столько в вузе и возможностях, которые он дает, сколько в самом человеке, его, что называется, ориентирах. Если хочешь получить знания, ты их получишь, если нет — хоть в МГУ или Кембридже учись, толку не будет.
— Когда вы начали работать?
— Вернувшись из армии весной 2005 года, я начал восстанавливаться в нархозе, а также был принят на работу менеджером по аренде — у меня появился свой рабочий стол и стул, я носился по различным объектам, заключал договоры. У нашей семьи свой бизнес по нескольким направлениям, и отец — первый мой начальник. Затем мне доверили более серьезную должность: отец в то время занимался также и продажей офисной мебели, я помогал ему. Когда магазин офисной мебели было решено продать, мне поручили подготовку соответствующих документов, согласование с московскими юристами этапов этой сделки, саму процедуру продажи. Далее я вновь продолжил работать в сфере недвижимости, появились несколько новых объектов, и после окончания магистратуры нархоза я стал, по-моему, управляющим этими объектами. Признаться, я подзабыл названия своих должностей. Сейчас по-прежнему занимаюсь управлением коммерческой недвижимостью, веду два объекта. Кроме этого, есть и самостоятельные проекты — это два развлекательных комплекса, скоро будет и третий.
— Развлекательные комплексы — они в Новосибирске? Насколько они популярны?
— Они пока в двух городах — Омске и Краснодаре. В 2017 году мы планируем открытие еще двух центров. Музей чудес «Джоуль парк» — это познавательно-развлекательный парк в котором дети, родители и даже бабушки и дедушки могут в интерактивной форме получить представление о различных законах науки. Все сделано в игровой и интересной форме! Наши центры очень популярны в городах их присутствия, т.к. они не стандартны — это не просто игровые центры — это увлекательная и популярная наука!
— Сохранилась ли связь с однокурсниками?
— Связь с однокурсниками я поддерживаю в ограниченном режиме. Вот с Демисом Чермадовым не только дружим еще со студенческих времен, но и работаем вместе, хотя он сейчас живет в Краснодаре. С Демисом у нас общий бизнес, он один из соучредителей развлекательных комплексов. С Валей Кольцовой — мы в магистратуре учились в одной группе — периодически созваниваемся, часто пересекаемся на различных мероприятиях. Так случилось, что с остальными однокурсниками не общаюсь, хотя знаю, кто, как говорится, чем дышит.
— Были какие-то курьезные случаи в годы студенчества?
— Конечно — как и у всех, наверное. Помню, как сдавали зачет, по-моему, по макроэкономике. Я тогда впервые, пожалуй, оказался на месте тех, кто «пришел, увидел, победил». Как всегда перед зачетом в коридоре много народу, все волнуются, кто-то лихорадочно перечитывает конспекты, кто-то шпаргалки в карманы засовывает, и я как-то ухитрился молниеносно проникнуть в аудиторию. И вышел буквально через пять минут уже с зачетом, ответив даже без подготовки. Все, конечно, оторопели. А я тогда просто действительно все по-честному выучил. Были и другие случаи. Помню, как в команде двоечников бегал по университету за преподавателем, мы чуть ли ни в туалет его сопровождали, чтобы он не спрятался от нас, — тройку выпрашивали.
— Кого из преподавателей вспоминаете?
— Запомнились, конечно, те, кто умел заинтересовать учебой, был эрудированным, справедливым и интересным человеком. Помню Юрия Николаевича Владимирова, он был тогда заведующим кафедрой высшей математики, преподавал у нас теорию вероятности, Татьяну Федоровну Пыхтину с кафедры философии, Владимира Афанасьевича Сибирцева, он вел у нас политэкономию. Конечно, с большим уважением отношусь к своему научному руководителю, своему наставнику, отличному теоретику и практику Александру Владимировичу Новикову и, вообще, ко всем преподавателям, кто работал в годы моего студенчества на кафедре рынка ценных бумаг и оценочной деятельности. С Павлом Анатольевичем Новгородовым, который тоже наш преподаватель и был у нас на хорошем счету, сейчас мы часто пересекаемся в рабочей тусовке, есть общие знакомые, у нас с ним даже один парикмахер!
— Вы не жалеете, что окончили нархоз?
— Жалею, что окончил — учился бы да учился. Именно поэтому в этом году пошел на MBA, чтобы и продолжить учебу в родном университете, и расширить свои перспективы в плане карьерного роста.
— Насколько востребованными для вас оказались знания, полученные в университете?
— Знаете, если честно, я даже иногда жалею, что не работаю по специальности, хотя, наверное, мог бы. Ведь нархоз дает тому, кто хочет ее получить, хорошую экономическую базу. Эти знания помогают мне во многом практически каждый день. Например, у нас был предмет — информационные технологии в экономике, с которым, признаться, мы, студенты, много намучились. Но это того стоило, ведь по сути это инструмент, овладение которым позволяет в условиях современной экономики успешно вести и развивать бизнес. Эти знания не просто научили работать на компьютере или с другой техникой, а позволили производить комплекс действий с экономической информацией для получения положительного оптимального результата. Бухгалтерский учет со студенческих лет хорошо помню, могу и сам бухгалтерию вести, и отследить работу бухгалтера, и при собеседовании оценить уровень знаний тех, кто претендует на эту должность в нашей организации. Вообще, университет, на мой взгляд, систематизирует знания, помогает их выстраивать. Спасибо преподавателям!
— Как вы оцениваете нархоз?
— Я считаю его вторым после НГУ. И просто не вижу равных ему среди других новосибирских вузов. И не только потому что я в НГУЭУ учился. Нет. Просто я знаю многих, кто хоть и оканчивал другие вузы, необходимых знаний там не получил. Тем не менее, диплом об окончании у них есть. В нархозе все же, на мой взгляд, требования выше. Нерадивые студенты отсеиваются в первые два года. И правильно, что меня с первых курсов тогда чуть не отчислили — мне учеба поначалу была, что называется, по барабану.
— Сколько человек из вашей группы дошли до диплома?
— На третий курс перешли те, кто достоин был дальше учиться — и в плане желания это делать, и в плане заинтересованности в выбранном направлении. Такой естественный студенческий отбор. У нас, например, к четвертому курсу группа уменьшилась примерно на 15-20 процентов. Кто-то на заочное отделение ушел, кто-то совсем забрал документы из университета.
— Интересно, при приеме на работу что для вас предпочтительнее — опыт кандидатов на ту или иную должность или диплом о высшем образовании?
— Я не оцениваю людей по этим критериям. Никогда не смотрю на документы об образовании, мне достаточно поговорить с человеком, чтобы понять, есть у него образование или нет. Такой дилеммы — опыт или образование — передо мной не стоит. Моя жена, например, высшее образование получила поздно, у нее поначалу было среднее профессиональное. Но это не мешало ей хорошо разбираться во многом, и не только в бизнесе, быть эрудированной, начитанной и вообще, просто быть умным человеком. Диплом об окончании вуза не гарантирует всего этого.
— Насчет чтения: как вам столь модные сегодня книги, дающие советы, например, по бизнесу?
— Все эти советы, как стать миллионером или быть успешным в бизнесе, на мой взгляд, полная ерунда. Я склонен к более фундаментальным книгам. Вот, например, у меня на столе лежит замечательный учебник Владимира Заурбековича Баликоева «Курс экономической теории» — так это действительно полезная литература. Или, если говорить про маркетинг, то лучше Филипа Котлера и его замечательной книги «Основы маркетинга» никто ничего так и не написал. Переведенная на русский язык еще в 1990 году и предназначенная для студентов экономических специальностей, она интересна и полезна для всех и сейчас. Так что читайте фундаментальную литературу, только она дает основу.
— Ваши советы тем, кто только выбирает вуз?
— Не могу дать конкретного совета. Когда я поступал в нархоз, знать не знал, что это такое, чем буду заниматься. Мой племянник, когда пару лет назад перешел в 11 класс, как-то в разговоре со мной признался, что, вообще, не знает, кем хочет быть. И такое сплошь и рядом. Поступают в университет, лишь бы куда-нибудь поступить. Ну, такой стереотип в нашей стране сложился. И еще, наверное, лет 30 так будет, если не поменять подходы именно к профориентации школьников. На мой взгляд, уже, наверное, с седьмого класса с ними нужно проводить различные мероприятия, чтобы дать представление о том, какие направления подготовки есть в вузах, кем и где они могут работать после окончания университета. За границей, например, эта работа проводится очень активно и целенаправленно. Я был по программе с группой в Израиле, и нас 10 дней возили по стране. Мы посещали Иерусалимский университет, в котором одновременно проходили мероприятия для будущих студентов — школьников. Поразило то, что они непосредственно уже проводили занятия в лабораториях и изучали то, что могут изучать в будущем! Школьников возят на заводы, в банки, в какие-то финансовые или другие учреждения, к ним приходят представители, занятые в различных сферах производства, культуры, науки и т. д., чтобы рассказать о своей деятельности. И уже на этом этапе у молодых людей начинает формироваться представление о профессиях, приходит понимание, что тебе интересно, а что — не твое. Мне кажется, в наших школах, наряду с привычными алгеброй, химией и т. д., нужен еще один предмет — профориентация. И вузы должны выступать инициаторами этой работы.
— По-моему, все вузы пару раз в год проводят День открытых дверей…
— Да, это хорошо, но, согласитесь, недостаточно. К тому же на День открытых дверей приходят только самые активные школьники. А ведь не все такие. Бывает, что кто-то не смог воспользоваться этими «открытыми дверями» из-за болезни, например. Нужна постоянная просветительская работа для школьников, чтобы их выбор того или иного вуза был не случайным, а действительно осознанным. И своему родному университету я пожелаю именно таких студентов!
Ксения Леус
Фото: Сергей Мордвинов