Ашот Рафаелян окончил НГУЭУ в 1984 году, получив квалификацию экономиста по специальности «Планирование народного хозяйства». Уже в 28 лет он стал генеральным директором новосибирского предприятия всесоюзного значения «Электронкомплекс». С 2005 года Ашот Рафаелян был управляющим ЗАО «Автоярус» — генеральным директором ЗАО УК «Успех». В настоящее время он — председатель Совета директоров ООО «ГаммаСтрой». С 2010 года — депутат Законодательного собрания Новосибирской области.
— Ашот, вы ведь родом из Армении, что вас привело в Новосибирск?
— Да, моя историческая родина — Армения. Там я учился в русской средней школе имени Маяковского в селе Димитрово, Арташатского района. После окончания школы, в 1977 году, приехал в Новосибирск, чтобы учиться дальше. Незадолго до этого разговорился с одним товарищем, который тоже выбирал после школы вуз, и решил ему компанию составить.
— Что вы тогда знали о Сибири, о новосибирском институте народного хозяйства?
— Ну, географию я в школе любил, знал, что Новосибирск — это крупный город, а институт народного хозяйства я выбрал с учетом его экономической и управленческой направленности.
— И как выдержали вступительные экзамены?
— Я в школе хорошо учился, и вступительные экзамены сдал успешно, поступил на вечернее отделение, по специальности «Планирование народного хозяйства». В СССР именно планирование было основным методом осуществления экономической политики государства. Стране нужны были экономисты, управленцы, поэтому многие абитуриенты выбирали именно эту специальность при поступлении в вузы.
— Почему вечернее отделение?
— Пока я учился в институте, мне нужно было работать, чтобы на что-то жить. Поначалу снимал комнату в частном секторе вместе с такими же как я студентами. После первого курса меня призвали в армию, служил в Литве, в ВДВ, 7-я гвардейская дивизия. Там я решил вступить в партию, стал кандидатом в члены КПСС. Отслужив два года, вновь вернулся в Новосибирск, чтобы продолжить учебу в институте народного хозяйства.
— На День ВДВ в фонтан не приходилось прыгать?
— У меня во время службы было, по-моему, 27 боевых прыжков с высоты 800-1000 метров с АН-2, ИЛ-76. А вот прыгать в фонтан как-то не хотелось. Хотя, конечно, День ВДВ для меня особенный праздник, мы его традиционно отмечаем с друзьями, есть среди них и выпускники нархоза, которые тоже служил в десантных войсках.
— Как вы оцениваете уровень теоретической подготовки, которую дает НГУЭУ?
— Нархоз всегда, надо отдать ему должное, ковал управленцев и хозяйственников. Обучение было выстроено так, что у студентов начинали складываться, затем развиваться именно управленческие качества, деловые компетенции, как сейчас говорят. Общеобразовательные предметы, специализированные, в моем случае это те дисциплины, что связаны с планированием народного хозяйства, — этой базы, заложенной в НГУЭУ, хватило для различных сфер деятельности, за которые я брался. Я был знаком со многими ребятами, которые учились в нархозе в одно время со мной, вместе мы занимались спортом, участвовали в общественной жизни института, и с некоторыми дружеские отношения сохранились на многие годы. И у большинства все в жизни сложилось удачно, они стали руководителями, директорами различных предприятий, кто-то в политику пошел. Я считаю, что именно высшее экономическое образование, полученное в этом вузе, сыграло решающую роль в том, как сложились наши карьерные пути.
— Интересно, сможете ли вы назвать сейчас запомнившихся преподавателей?
— Да, и сделаю это с большим уважением. На нашей кафедре технологии отраслей промышленности были замечательные преподаватели — Валентин Ипполитович Скиттер, Юрий Михайлович Лебедев, заведующая кафедрой Галина Ивановна Матис и другие. На первом курсе политэкономию у нас вел Виктор Александрович Толоконский. Первое время после окончания института я общался со своими преподавателями, заходил в институт, потом, как говорится, закрутился…
— А каким преподавателем был Виктор Александрович Толоконский (тоже, кстати, выпускник НГУЭУ)?
— На мой взгляд, к студентам он относился очень демократично, был довольно, как бы сейчас сказали, креативным преподавателем. Вообще, мы же были вечерники — уставшие после работы, не выспавшиеся, и к нам было несколько иное отношение, да и мне кажется, мы были взрослее тех ребят, что на дневном учились. Помню, как-то Виктор Александрович назначил консультацию на субботу, дал на всякий случай свой домашний телефон — сотовых тогда не было. Я пришел, жду, а его нет. Ну, я и позвонил — мол, где вы? Реакция его нормальной была, никакого недовольства. Понятно, что не каждому преподавателю тогда студент так вот запросто мог позвонить домой…
— Были какие-то смешные случаи, связанные с учебой?
— Как же без них? Расскажу один, он был давно, никто не обидится. Случилось это на предмете, изучающем закономерность случайных явлений, — я о теории вероятностей. Те, у кого был этот предмет, меня поймут: далеко не для всех он был легким. Эту теорию даже и выучить-то, вызубрить невозможно, сплошная математика, причем абстрактная, и очень важно именно понимать, тогда все это как-то в голове укладывается. У нас из всей группы, пожалуй, один только староста что-то соображал. Помню, на одном занятии преподаватель, написав формулы на доске, выходит на решение задачи, объясняет все это и спрашивает группу: «Вы поняли?» Все сидят, молчат. Он опять выводит формулы, выходит на решение и вновь обращается к нам с вопросом, понятно ли? Все, по-прежнему, прячут глаза, тишина. В третий раз — все повторяется, народ, как говорится, безмолвствует. И тут наш староста не выдержал и на всю аудиторию: «Нет!» А преподаватель отвечает на это: «Заколебали!» Все, конечно, засмеялись. Но зато после этой эмоциональной разрядки преподаватель нашел все-таки для нас самое простое решение, понятное всем.
— После окончания учебы вы быстро нашли себе работу?
— Нет, пришлось побегать по Новосибирску, наверное, пару месяцев, выбирал. Можно сказать, случайно устроился на предприятие всесоюзного значения Министерства приборостроения НП «Электронкомплек». Оно занималось выпуском медицинских приборов, обслуживанием и ремонтом вычислительной техники, станков с числовым программным управлением. Филиалы предприятия были распределены от Урала до Дальнего Востока, в 24 городах СССР, включая среднеазиатские республики.
— Но свою трудовую книжку вы открыли не в НП «Электронкомплекс»?
— Нет, конечно. В студенчестве я работал, можно сказать, везде — и сторожем, и слесарем. Но последние годы своей учебы в нархозе был принят учебным мастером в лабораторию на кафедре технологии отраслей промышленности, проводил практические занятия со студентами. На последних двух курсах я перевелся на заочное отделение — работа отнимала много времени, еще и в выходные дни подрабатывать приходилось. А в отпуск ездил в тайгу, охотился. Холостяцкая жизнь закончилась, нужно было уже не только себя содержать — я стал семейным человеком.
— Вы женились еще во время учебы?
— Да. Вообще, так получилось, что институт народного хозяйства дал мне и образование, и работу, но особенно я благодарен ему за то, что здесь я познакомился со своей будущей женой — Анжеликой Арутюнян. Она училась на дневном отделении (планирование промышленности), поженились мы на четвертом курсе, сейчас вот уже двух внуков вместе помогаем растить. И мне это очень нравится. Они, кстати, ходят в бассейн НГУЭУ, я тоже с нового года пообещал к ним присоединиться.
— А как складывалась ваша карьера?
— Когда меня приняли в НП «Электронкомплекс», я, полгода проработав инженером отдела снабжения, стал начальником этого отдела, через два года — заместителем генерального директора, еще через два года — генеральным директором. Мне было 28 лет, и в моем подчинении оказалось 500 человек. Я даже тогда какой-то рекорд побил: газеты писали, что стал самым молодым директором в Новосибирске. Практически до конца развала Советского Союза — до 1993 года — я руководил этим государственным предприятием. Какое-то время после этого мы еще поддерживали направление по выпуску медицинских приборов, потом постепенно все сошло на нет. Я создал собственную компанию, и занялся своим делом.
— Чем занимались?
— Всем. Было различное производство, и торговля, и ресторанный бизнес, но, в конце концов, остановились на строительстве и реконструкции зданий — банки, заводы, складские терминалы, различные торгово-выставочные и развлекательные объекты.
— Но вы же не строитель и не архитектор?
— Да, но я управленец, меня этому в нархозе научили. Ведь для любого дела главное — уметь организовать, создать квалифицированную команду. Для одного проекта нам, одним из первых в Новосибирске, удалось привлечь к работе итальянских архитекторов, инженеров и даже рабочих из Италии. Вообще, например, в реализации проекта строительства торгово-развлекательного комплекса «Ройял Парк», было задействовано несколько десятков подрядных организаций, и каждая выполняла свой объем работ, а наше дело было скоординировать всех и все, ввести здание в эксплуатацию, заполнить торговый комплекс арендаторами и управлять им уже после сдачи.
— Предполагаю, что реализовать такой масштабный проект по строительству «Ройял Парка» было непросто. Это здание, по-моему, успешно участвовало в каком-то всероссийском конкурсе?
— Да, ежегодно в Сочи проходит финал всероссийского конкурса в области коммерческой недвижимости Commercial Real Estate Federal Awards. ТРК «Ройял Парк» стал победителем в своей номинации — «Лучший крупный торговый центр России». И сейчас уже, наверное, мало кто помнит, что на месте, где он стоит, была, по сути, городская свалка. Мы сотни машин с мусором вывезли оттуда, речку Ельцовку взяли в монолитный коллектор, под землей возвели 16 мостов через нее, усилили, облагородили дамбу, поврежденную после строительства метро. Под этим зданием забито более пяти тысяч свай длиной 16 метров. И все это сложное с технической точки зрения сооружение было возведено ровно за один год после забивки последней сваи.
— Какие советы вы бы дали сегодняшним студентам университета, недавним выпускникам?
— Знаете, сегодня, на мой взгляд, студентам с одной стороны стало проще учиться. Я, помню, в ГПНТБ в выходные дни ходил, как на работу: готовился к экзаменам, писал рефераты, курсовые и т. д. Сейчас открываешь Google или какую другую поисковую систему — и вся информация в твоем распоряжении. С другой стороны, сложнее стало с точки зрения материального обеспечения. Хорошо, если родители помогают, стипендия есть. А если, как я, человек приехал из деревни и помощи ждать не от кого, трудно, конечно, совмещать учебу с работой. Тем более, что раньше все жили примерно одинаково — большинство очень даже скромно, а сейчас люди социально не равны, и материальные возможности самые разные. Да и устроиться на работу после вуза, мне кажется, стало сложнее. Перед дипломом я подавал свою заявку на несколько заводов, а у меня после армии форма допуска была первой группы, и меня пригласили работать сразу несколько промышленных предприятий, в принципе, я даже еще и выбирал, куда устраиваться. А сегодня количество заводов, которые, как в советское время могли бы принять выпускников вузов, значительно меньше. Например, в Новосибирске их единицы. Так что трудоустроиться выпускникам не так-то просто. И, наверное, решать этот вопрос надо еще во время учебы. Что касается студентов, выбравших НГУЭУ, то у них в этом плане — есть преимущество, образование, полученное в НГУЭУ, применительно, как я уже говорил, в разных сферах, управленцы нужны везде.
— И все же, какие советы вы дадите студентам?
— Не бойтесь начинать свое дело — трудолюбие всегда приведет к успеху. А опыт — он приходит со временем. Главное, нужно уметь организовать дело, за которое вы взялись, и вот как раз в этом помогут управленческие навыки, которые вы получите во время учебы. И еще: никогда не обманывайте своих партнеров, не хитрите — для делового человека очень важна репутация.
— Вы уже много лет депутат Законодательного собрания, чем вам интересна эта работа?
— Я всегда занимался общественной работой, начиная со школы, работал в комсомоле, вступил в партию. И сегодняшняя работа в Заксобрании для меня закономерна. И пусть это отнимает много времени и сил, но позволяет быть в курсе всех значимых событий, которые происходят в Новосибирске и области. Кроме этого, я надеюсь, что эта моя деятельность внесет пусть даже маленький вклад в улучшение жизни людей, в работу Законодательного собрания, поможет в чем-то нашему региону.
— А что с вашей карьерой — вам есть куда расти?
— Знаете, я для себя решил, что мне карьера уже не нужна. Когда появились внук и внучка, в моей жизни наступил новый период, и я наслаждаюсь общением с ними. Сейчас только нужно вести правильный бизнес, чтобы внуки могли продолжить то, что уже есть. Я свои амбиции удовлетворил давно, когда в 28 лет стал генеральным директором. Кстати, в детстве я хотел работать именно директором. Хотя директоров тогда и в глаза, что называется, не видел. Жили мы в деревне, отец был бухгалтером, мама колхозницей, нас у родителей было трое сыновей. Почему я директором захотел стать, откуда, вообще, узнал, что такая должность существует — осталось загадкой.
Ксения Леус
Фото: zsnso.ru