Юлия Загайнова в 2003 году окончила НГУЭУ по специальности «Финансы и кредит» (специализация «Рынок ценных бумаг»), а в 2006 году защитила кандидатскую диссертацию в аспирантуре нархоза. Сегодня кандидат экономических наук Юлия Загайнова успешно совмещает две должности — заместителя управляющего Новосибирского филиала Банка «АВАНГАРД» и доцента НГУЭУ.
— Юлия, как вы решили поступать в НГУЭУ?
— Я училась не просто в экономическом лицее № 95 (г. Новосибирск), но и в экономическом классе. Часть занятий у нас проходила в стенах академии (на тот момент НГУЭУ еще был академией). Мы, будучи школьниками, знакомились с преподавателями вуза, постепенно вливались в студенческую жизнь. Поэтому к моменту окончания школы вопрос выбора учебного заведения передо мной, собственно, уже не стоял. К тому же, лицейские выпускные экзамены засчитывались в качестве вступительных в нархоз, и, сдав их, я сразу же была зачислена на желаемый факультет.
— А когда перед вами встал вопрос о продолжении учебы в аспирантуре?
— Окончив академию с красным дипломом, я, молодой специалист, пошла работать. Мне казалось, что процесс моего обучения логично завершился, и мыслей о поступлении в аспирантуру, честно сказать, тогда еще не было. Однако вскоре я поняла, что мне стало чего-то недоставать. И спустя год после окончания вуза я успешно сдала экзамены и поступила на очное отделение аспирантуры своего университета. НГУЭУ стал само собой разумеющимся местом продолжения образования. В нархозе есть свой диссертационный совет, и мне, конечно же, было комфортней защищать кандидатскую диссертацию в стенах именно родного университета. Я выбрала близкое и знакомое со студенческих лет направление — «Финансы, денежное обращение и кредит» (08.00.10). В связи с этим для поступления в аспирантуру мне не потребовалось сложной подготовки — хватило тех знаний, которые были получены в вузе.
— Уходить с работы ради учебы не пришлось?
— Нет. Я по-прежнему работала в банке, даже не пришлось брать какие-то учебные отпуска. Учебу в аспирантуре вполне можно совмещать с работой. Лекций и занятий не так много, я бы даже сказала, что их мало. В остальном же аспирантура подразумевает научное исследование по четкому плану, который нужно выполнять в срок. Здесь очень важна заинтересованность, самомотивация, собранность, чтобы идти к намеченной цели и достигнуть ее.
— А как выстроен учебный процесс?
— Собственно, все три года очного обучения (либо четыре — заочного) посвящены исключительно диссертационному исследованию. Главное — определиться с темой и проблемой будущей научной работы: они должны быть актуальны и значимы. Нужно четко понимать, о чем будет диссертация, какая проблема в ней решается, в каком направлении проводить исследование. Ну и, конечно же, основной акцент работы — новизна. Одним из самых сложных этапов исследования является как раз поиск нового способа решения порой даже старой проблемы.
Поступать с отсутствием интереса к какой-либо экономической проблеме в надежде, что со временем она обозначится сама, не стоит. С таким подходом можно прийти к мотивационному кризису, когда отсутствует видимая цель, и аспирант не в силах погрузиться в исследование, так как не может понять, что ему надо исследовать и зачем. Как результат — либо работа не будет написана в срок, либо аспирант и вовсе не выйдет на защиту.
— Наверное, было бы неправильно думать, что аспиранты абсолютно самостоятельны в своих изысканиях. Все же научный руководитель помогает в чем-то определиться?
— Научный руководитель направляет, подсказывает, советует, критикует, но работа для соискателя остается исключительно самостоятельной. Научный руководитель не предлагает пути решения проблемы вашего исследования, а выступает лишь в качестве наставника, контролирует этапы обучения в аспирантуре, помогает идти по тернистому пути науки. Роль научного руководителя в данном случае велика.
— Какую тему выбрали вы?
— Моя диссертация посвящена проблеме формирования оптимальной структуры капитала коммерческого банка. Мне было проще с выбором темы, так как я работала в банке и сталкивалась с банковскими проблемами.
— Разве это новая тема?
— Конечно, нет. Тема не новая, однако я предложила новый подход к ее формированию по ряду критериев оптимальности.
— Нашел ли он практическое применение?
— Я предложила руководству банка, в котором на тот момент работала, свой подход к формированию структуры капитала. Идея была воспринята положительно, отдельные элементы методики были внедрены.
— Почему, на ваш взгляд, люди поступают в аспирантуру?
— У каждого свои специфические мотивы. И здесь я бы разделила людей на несколько групп. К первой относятся те, кто идет в аспирантуру по зову сердца, чтобы в дальнейшем связать свою жизнь с наукой, образованием, стать настоящим профессионалом в этом деле, им это интересно, это их призвание. Ко второй группе я бы отнесла тех, кто поступает в аспирантуру, руководствуясь прагматичным мотивом получения ученой степени, а вместе с нею дополнительных льгот и бонусов. К ним относятся прибавки к заработной плате, повышение должности, получение работы в крупной компании, в том числе иностранной — зарубежные работодатели особенно ценят наличие ученой степени у сотрудников. Ну, и к третьей группе можно отнести тех соискателей, которые преследуют краткосрочные текущие выгоды в виде отсрочки от армии, получения места в общежитии и т.п.
— Как помогла учеба в аспирантуре вашей карьере и как отразилась на вашей жизни вообще?
— Аспирантура научила меня анализировать факты, работать с большим массивом информации, данных и материалов, вникать в суть процессов, разбираться в них, добираться до истины. Написание научной работы — это мощный катализатор, заставляющий тебя, сконцентрировавшись на главном, находить новые пути достижения цели. После завершения обучения в аспирантуре я поняла, что при желании могу разобраться в любой проблеме, не только экономической, найти причинно-следственные связи, выявить первопричины, сделать выводы. Сейчас мне не страшны задачи любой сложности. Причем, чем они сложнее, тем интереснее. В их разрешении есть даже некий азарт.
— Наверное, для этого нужен особый склад ума, аналитический?
— Нужно работать над собой. Возьмите известных спортсменов, музыкантов — какими бы талантливыми они ни были, без труда и ежедневных тренировок они бы не достигли всего того, чего достигли.
— Ваш совет выпускникам вузов, которые еще не решили, идти в аспирантуру или нет?
— Сразу скажу, что я не знаю ни одного человека, который бы пожалел о времени, потраченном на обучение в аспирантуре и написание диссертации. Каждый из них с получением ученой степени поднялся на качественно новый уровень. Это новый опыт. И, хотя каждый при поступлении в аспирантуру преследует свои субъективные цели, этот период обучения выводит человека на кардинально новую ступень его развития.
Аспирантура открыта для каждого выпускника вуза, но он должен четко понимать, что он будет делать и зачем. Само слово «аспирант» в переводе с латинского означает «стремящийся к чему-либо». Вообще, у каждого человека должна быть цель, и чем она конкретнее — тем проще ее добиться.
— В аспирантуре учился кто-то из ваших однокурсников или одногруппников?
— Да. Однако мои одногруппники — Владимир Мельников и Михаил Зельцер — не стали раздумывать год, как я, а сразу после окончания вуза поступили в аспирантуру НГУЭУ и, соответственно, учились на курс старше меня. У меня не было другого выхода, кроме как нагнать их. Поэтому аспирантуру я закончила не за три, а за два года. Защитились мы вместе, в один день — 8 ноября 2006 года.
— Чего бы вы пожелали поступающим в аспирантуру?
— Двигайтесь вперед, не останавливайтесь на достигнутом! Дерзайте! Звезды не падают с небес, их нужно доставать самостоятельно.
Ксения Леус
Фото: Сергей Мордвинов