Выпускница НГУЭУ Мария Савина (Бочкарева), получив в 2005 году серьезное экономическое образование на кафедре рынка ценных бумаг, организовала успешный «несерьезный» бизнес.
— Мария, кем и где вы сейчас работаете?
— Сейчас, когда мне задают этот вопрос, я поддаюсь дурацкому стереотипу и чувствую неловкость оттого, что должна ответить, что нигде не работаю. Наверное, это крепко укоренившееся наследие советского порицания тунеядства. Правда, сейчас я работаю мамой, уже два года. Чудесная, надо признать, работа после долгих лет безостановочной офисной деятельности и ведения своего бизнеса.
— Поздравляю вас с рождением ребенка. Но все же, чем вы занимались после окончания НГУЭУ?
— Поначалу я решила немного насладиться свободой и нашла непыльную непрофильную работу в глянцевом журнале. Но уже через несколько месяцев все-таки пошла в сферу, близкую к специальности — в управляющую компанию «Алемар». Там был прекрасный коллектив, замечательный директор, интересные задачи. Однако уже через год я поняла, что мое вдохновение лежит где-то вне рынка паевых инвестиционных фондов. И начала пробовать свои силы в собственном деле. Мой бизнес со временем менялся, я наступала на грабли разного калибра, искала себя и свое призвание. И в какой-то момент мои мечты трансформировались в проект Aventura Pro. Ведь я всегда мечтала путешествовать и дарить людям эмоции, так что все получилось «в точку».
— Что это был за проект?
— Наша команда предлагала услуги по организации необычных событий в любой точке мира. Если кто-то хотел устроить приключенческий квест на острове Бали, романтический ужин на крыше в Париже или свадьбу в Тоскане — мы все это могли придумать и реализовать. Мы колесили по миру, постоянно что-то придумывали новое.
— Сколько времени просуществовал проект и почему он завершился?
— Проект прожил 6 лет. А потом все логично завершилось моей собственной свадьбой в Исландии и затем — выходом в декрет. Спустя год я решила закрыть свое дело, так как мои жизненные приоритеты кардинально изменились. И я ничуть не жалею об этом.
— Почему свадьба была именно в Исландии? Там же холодно?
— Не холоднее, чем в Сибири, хотя климат, на самом деле, весьма специфический. Я была до этого в Исландии в рамках рабочей поездки, меня потрясла фантастическая красота природы. А так как Исландия входит в число стран, где российские граждане могут официально зарегистрировать брак, свадьба возле водопада у подножия вулкана стала моей мечтой. А муж ее осуществил.
— Как-то не верится, что вы, находясь в декретном отпуске, ограничиваетесь только «маминой» работой?
— Конечно, но дело не только в моем характере. Мамина работа — самая нужная и прекрасная, но любая мама — это еще и просто человек, а любому человеку нужна самореализация. Творчество, спорт, хобби — что угодно, что приносит удовольствие и позволяет реализовать свои амбиции и созидательную энергию. Для меня этим оказалось написание книги. В ближайшем будущем выходит в свет моя книга «Лайфхак для мамочек». Это юмористический сборник историй о материнстве и советов молодым мамам. Я обожаю писать, особенно в юмористическом жанре, и это мое увлечение на ближайшее будущее. Литература меня вдохновляет и приносит удовольствие — пожалуй, это главный критерий интереса в любой деятельности. Кстати, умению формулировать свои мысли я училась, в том числе, во время учебы в нархозе, когда писала курсовики и диплом. Правда, юмора там не было совсем.
— Это будет ваша первая книга?
— Да.
— Интересно, а почему после школы вы выбрали именно институт народного хозяйства?
— Я могла бы сказать что-нибудь заумное о критериях выбора и тому подобных вещах. Но на деле все было не так. Вуз за меня выбирали родители. Мне было 16 лет, и я совсем не понимала, чего я хочу от жизни, хотя многое казалось интересным. В общем, родители сделали за меня выбор в пользу «экономического образования, которое всегда пригодится». Поэтому после окончания новосибирской гимназии №10 я и поступила в нархоз.
И знаете, я хочу сказать будущим студентам НГУЭУ, что нет ничего страшного в том, что иногда родители помогают своим детям с выбором вуза. Среди моих одноклассников было мало тех, кто к окончанию школы точно определился с будущей профессией и стремился к ее получению. Большинство планировали просто «получить высшее образование». Конечно, стоит разобраться, тяготеете ли вы к гуманитарным наукам, к техническим, или, быть может, ваше призвание — искусство. Но если вы еще до конца не определились со специальностью — просто идите в хороший вуз.
— Учились ли в нархозе ваши одноклассники?
— Вместе со мной сюда поступила моя сестра-двойняшка, мы на тот момент все делали вместе.
— Чем запомнился университет? Каких преподавателей вспоминаете?
— Мне запомнилось студенчество как таковое. Это годы, когда одновременно учишься самостоятельности и самодисциплине, и в то же время много развлекаешься, общаешься с одногруппниками, активно участвуешь в студенческой жизни.
Еще запомнились экзамены. Знаете, для кого-то это прозвучит странно, но я любила сессии. Это был своеобразный челендж, мобилизация всех знаний и умений, особенно усидчивости.
Из преподавателей особенно запомнились трое. Первый — Павел Анатольевич Новгородов. Он тогда очень напоминал Леонида Парфенова, ведущего программы «Намедни», и от этого слушать его семинары по финансовым деривативам было еще увлекательнее. Второй — Наимджон Мулабоевич Ибрагимов. Он был, кажется, единственным преподавателем из НГУ, и его семинары по эконометрии выносили мозг. Прошу прощения, но по-другому не скажешь! Сначала было непонятно ровным счетом ничего, и тем сильнее был азарт разобраться в предмете. И успешно сданный в итоге ему зачет по эмоциям приравнивался к получению Нобелевской премии. И, конечно, никогда не забуду своего научного руководителя Александра Владимировича Новикова. Сначала я его немного боялась, но потом оценила его мудрость и желание дать своим подопечным не просто голую теорию, но знания и навыки, которые помогут им в будущей работе.
— Как вы оцениваете теоретическую подготовку, которую получили в университете?
— В нархозе дается много базовых знаний, которые, безусловно, нужны каждому экономисту. Теоретическая подготовка в нашем вузе прекрасная, а практики хотелось бы больше, конечно. Нас научили работать с информацией, систематизировать и анализировать — это важнейшие умения для любой дальнейшей деятельности. Так это получилось и у меня. Пусть я не продолжила работу в экономической сфере, но учеба дала мне многое.
— Вы сказали, что помимо учебы, успевали активно участвовать в студенческой жизни. Чем занимались?
— Почти с самого начала учебы я записалась в секцию по легкой атлетике, даже удалось пару раз успешно защитить честь сборной университета, заняв призовые места. Не то чтобы я была хорошим бегуном, просто у нас была такая дружная команда и такой классный тренер — Олег Васильевич Габидулин, — что хотелось стараться ради общих побед.
Еще так сложилось, что в нашей группе БЭ-03 было много веселых ребят, с которыми мы вместе ходили в бассейн, посещали секцию настольного тенниса. Зимой — на каток, я тогда впервые встала на коньки. Помню, как-то в одно солнечное субботнее утро мы всей группой отпросились с семинара, чтобы пойти на каток, что на стадионе «Спартак». Нас по-тихому отпустили, взяв обет молчания. Преподавателя не сдам, он вроде еще преподает в нархозе!
— Насколько крепкой оказалась дружба с однокурсниками?
— Как в песне про крылатые качели: после учебы мы разлетелись кто куда, и общение осталось только в соцсетях, крепкой дружбой это не назовешь.
— Продолжите фразу: «Нархоз для меня — это…»
— Теплые воспоминания о студенчестве!
— Какими вы видите свои перспективы в плане карьерного роста?
— Общество учит нас тому, что мы должны стремиться к карьерному росту. Вспомнился забавный принцип Лоуренса Питера, который звучит, кажется, так: «карьерный рост — это движение к профессиональной некомпетентности». Многим людям стоит отбросить чужие ожидания и понять, что карьерный рост — это не для них. В хорошем смысле. Я как раз из таких. Мне хочется видеть свои перспективы не в карьерном росте, а в достижении все большей гармонии с самой собой. Если отбросить философию, то для меня это значит просто чувствовать, что я занимаюсь своим делом, делаю что-то полезное для других и получаю от этого радость.
— Ваши пожелания сегодняшним студентам?
— Будьте честны с другими, а главное — с самими собой. Вы учитесь не ради оценок и диплома, а для развития своей личности, для будущих успехов. Если уж взялись, так делайте все на совесть, насколько можете. Но и развлекаться не забывайте, с годами на это остается меньше времени и сил!
Живите не в согласии с чужим ожиданиям, а так, чтобы вам нравилась ваша жизнь. Если вы еще не знаете, чего вы хотите от жизни, не беспокойтесь, в этом нет ничего неправильного. Вы никогда не будете знать всего наперед, а ваши интересы, увлечения и жизненные приоритеты со временем будут меняться. Неправильно — это не получать удовольствие от того, что ты делаешь, и никак не менять этого.
Учитесь, пробуйте разные увлечения, ищите себя и сферу своих интересов. Если сомневаетесь в чем-то и не можете решиться — попросите совета родителей: это единственные люди на свете, которым действительно небезразличны последствия их советов вам. Но ответственность за решения берите на себя сами. Это ваша жизнь. И какой она будет — зависит от вас.
Ксения Леус
Фото из личного архива выпускницы