Денис Вальвачев окончил экономический факультет НГУЭУ в 2005 году по специальности «Экономист». Сегодня он живет в Москве и возглавляет сегмент VIP розничного блока Сбербанка России. Этой весной, как рассказал Денис, созданная им программа «Рантье» была признана лучшим инвестиционным продуктом страхования жизни 2015 года и удостоена престижной премии Investor Awards.
— Денис, расскажите, пожалуйста, свою историю поступления в НГУЭУ.
— Еще за два года до окончания школы в рамках распределения на обязательные внешкольные обучающие программы в «учебном комбинате» я изучал юриспруденцию. По окончании программы нужно было пройти практику по специальности и сдать экзамены. Все это я успешно прошел. И собирался поступать в Томский государственный университет, так как в те годы даже в НГУ не было исключительно юридического факультета. Где-то за полгода до поступления, когда нужно было определяться с подготовительными курсами, я принял решение поступать в нархоз.
— Что так вдруг?
— Причины три. Во-первых, после стажировки в городской прокуратуре, я понял, что работа юриста, мягко говоря, не для меня. Хотя процесс изучения фотографий с места преступления мне и понравился. Во-вторых, чтение объемной юридической литературы — очень утомительно для меня и, как мне кажется, часто не имеет большого смысла. Ну, и в-третьих, очень уважаемые знакомые моих родителей сказали, что экономисты, окончившие нархоз, больше зарабатывают. До сих пор не знаю, насколько это правда, но последний аргумент стал решающим.
— Кем вы хотели быть в детстве?
— В детстве я мечтал стать машинистом строительного крана, «крановщиком», как я тогда называл эту профессию. Не стал, хотя говорят, что они тоже хорошо зарабатывают.
— Как ваша карьера складывалась после университета?
— С момента окончания вуза я работаю по профессии — решил, что «оттачивать» практические навыки в чем-то одном гораздо перспективнее. По крайней мере, для меня. На данный момент я отвечаю за стратегию, создание и развитие всех продуктов и сервисов для VIP-клиентов Сбербанка России.
— Согласитесь, не каждый человек может стать руководителем. Какие особые качества нужны для этого?
— Ключевые профессиональные качества директора описаны во многих книгах по менеджменту: уметь планировать время, организовывать, мотивировать и контролировать людей. Если же говорить о личных качествах, то я бы, прежде всего, уточнил, что речь должна идти не о директоре, а о человеке, который хочет чего-то добиться в жизни. И неважно, какую позицию человек занимает, потому что успешным можно быть, не являясь директором. Со своей стороны, могу дать обобщенно один совет: делать больше и лучше, чем ты сам и другие от тебя ожидают. Думаю, это относится ко всем сферам жизни и может помочь не только в профессии.
— Как складывалась карьера после окончания НГУЭУ?
— В 2005 году еще на пятом курсе нархоза, после отправки своего резюме более чем в 30 банков и финансовых компаний Сибири, я устроился на работу в одну из тогда крупных сибирских управляющих компаний «Алемар» на позицию аналитика за восемь тысяч рублей. И мне казалось тогда, что я поймал удачу за хвост. Кстати, параллельно я выдержал конкурс в компанию Procter&Gamble, где предлагали зарплату в три раза выше, но работа была не специальности. Я отказался.
Тогда же я решил поступить в аспирантуру нархоза. Моим научным руководителем был, естественно, Александр Владимирович Новиков — тогда глава кафедры ценных бумаг. Забегая вперед, скажу, что аспирантуру я закончил, но защищаться не стал.
После года работы в «Алемаре» я создал и возглавил там аналитический отдел, пригласив к себе в команду своего очень умного сокурсника — Игоря Казенных. Работа нравилась безумно: анализ хитросплетений фондового рынка, советы управляющим активами, публикации в российских СМИ. Вообще, создание порядка во всем из хаоса — моя страсть и, думаю, если бы я жил в Германии, то влился бы в это общество практичных и чистоплотных людей очень органично.
— В каких средствах массовой информации вы публиковались?
— Речь идет о печатных и электронных СМИ, это исключительно профессиональные публикации. Все названия уже и не помню. Из федеральных — к примеру, РБК, Лента.ру, аналитический портал «Финам», из местных — «Континент-Сибирь», «Деловой квартал».
— Как в Москве оказались?
— Собственно, то обстоятельство, что я имел практически ежедневные публикации в СМИ, в 2007 году и послужило причиной звонка из кадрового агентства: мне предложили позицию сейлз-менеджера в инвестиционной компании «Тройка-Диалог» (Новосибирск). Чтобы понять, с каким желанием я встретил это предложение, достаточно сказать, что я с придыханием следил за всеми аналитическими публикациями данной компании. После того, как я прошел порядка десяти собеседований в Новосибирске и Москве, я оказался в «Тройке». За три года работы там я дважды попадал в десятку лучших сейлз-менеджеров, но в 2010 году мне снова сделали предложение — возглавить офис компании в Екатеринбурге. Два года, проведенные там, я вспоминаю с особой теплотой. С точки зрения бизнеса — из 20 офисов по стране наш поднялся с 19 места на второе. Этого результата я добился вместе с моей командой, многие члены которой стали для меня настоящими друзьями.
В 2012 году, после того как «Тройка Диалог» была приобретена Сбербанком, я прошел собеседование и занял позицию заместителя регионального директора по работе с VIP-клиентами с очередным переездом уже в Новосибирск. И в течение полутора лет отвечал за организацию продаж на территории Сибири и Дальнего Востока.
А в конце 2014 года мне было сделано предложение перейти на работу в штаб-квартиру Сбербанка в Москве на должность директора VIP-сегмента и отвечать за конкретное направление уже в масштабах страны. Вот так и получилось, что в Москву я не стремился, но она меня нашла сама.
— Пригодились ли вам знания, полученные в университете?
— Как не раз говорил мой научный руководитель и наставник Александр Владимирович Новиков, «один из главных результатов при получении образования — научиться системно мыслить», то есть иметь представление о том, какие общие шаги необходимо предпринять, чтобы решать задачи из абсолютно разных сфер. Считаю для себя это главным усвоенным знанием, которым я часто делюсь и со своими коллегами.
— Каких знаний не хватило?
— Не считаю себя бОльшим специалистом в области образования, чем команда, которая сейчас руководит нархозом, поэтому просто скажу, что полностью поддерживаю текущий вектор вуза на адаптацию образовательного курса под требования работодателей. Это выражается, в частности, в создании внеучебных траекторий, проведении общественных слушаний по изменению учебного плана и т. п. Все это, во-первых, сразу добавляет ясности в позиционировании НГУЭУ на образовательной карте страны, что должно облегчать выбор, стоящий перед абитуриентами, а, значит, «нужные люди придут в нужное место». Во-вторых, это явно должно улучшить ситуацию с трудоустройством выпускников именно по специальности.
— Кого из преподавателей университета вспоминаете, кто из них произвел на вас впечатление?
— Безусловно, это Александр Владимирович Новиков. Он и по сей день является моим наставником. С большим уважением вспоминаю лекции по статистике Владимира Васильевича Глинского, а также лекции по теории вероятности Александра Трофимовича Семенова.
— Общаетесь ли с однокурсниками?
— К сожалению, полноценное общение с однокурсниками не удается поддерживать, так как интересы большинства из нас разошлись в разные стороны по разным причинам, как личным, так и географическим. Впрочем, с некоторыми ребятами мы все же встречаемся, хотя бы раз в год.
— Продолжите, пожалуйста, фразу: «Университет для меня — это…»
— Университет для меня — это умные люди, свобода планирования, ответственность и вторая любовь.
— А первая?
— Первая любовь была в школьные годы.
— Ваши пожелания сегодняшним студентам?
— Пожеланий три: мечтайте, делайте и умейте в чем-то отказывать себе сейчас во имя большего в будущем.
Ксения Леус
Фото: из личного архива выпускника