Выпускник НГУЭУ Денис Калабухов сегодня — директор новосибирского филиала «Выбери радио». Это динамично развивающаяся, креативная и ориентированная на бизнес всероссийская группа компаний, объединившая под своим брендом более 60 региональных радиостанций. Головной офис находится в Москве, но новосибирский филиал — один из самых крупных: «Европа Плюс», «Ретро FM», «Радио Дача», «Дорожное радио», Business FM и «Радио 7». Компания развивает региональный радиобизнес, профессионально борется за внимание слушателей, удовлетворяя их потребности в музыке, развлечениях и информации.
— Денис, насколько самостоятелен новосибирский филиал «Выбери радио»? Как вы можете оценить плюсы и минусы вхождения в крупную всероссийскую структуру?
— Мы достаточно самостоятельны. В XXI веке все оптимизируется и глобализуется. Это нормальный процесс, и тенденция это мировая. Взять одну радиостанцию — какой у нее штат? Отдельный главный бухгалтер, отдельные директора, в том числе, и программный, трафик-менеджер, выпускающий редактор, журналисты и т. д. Понятно, что при объединении штат сотрудников заметно сокращается, и бюджет организации экономится. И уже один трафик-менеджер может контролировать размещение рекламы на нескольких радиостанциях, а директор — руководить и контролировать пятью-шестью форматами вместо одного. Да и рекламу удобней продавать: рекламодателю можно предлагать более выгодные бизнес-решения. Например, разместить рекламу не на одной радиостанции, а на шести, как у нас, подобрать ту аудиторию, которая является портретом его потребителя. Кстати, новосибирский филиал в нашей группе компаний является лидером по продажам. И наша команда эффективно работает с рекламодателями и сетевыми партнерами, помогая развитию их бизнеса. Мы создаем новые нестандартные коммерческие продукты. Например, еще в 2014 году презентовали новое уникальное преимущество «Выбери Радио» — программу SuperNova, которая дает нам возможность рассчитать эффективную рекламную кампанию для клиента с оптимальными для него финансовыми затратами.
— Как повлиял кризис на вашу работу?
— Я знаю, что отрасль в целом просела, но у нас произошел даже рост продаж. И в кризис мы находим решения, которые позволяют нашим рекламодателям оптимизировать бюджет, и сами вместе с ними развиваемся дальше. Не существует таких управленческих, творческих, финансовых задач, которые мы не могли бы решить.
— Сколько в вашей команде сотрудников, и кто они, эти крутые профессионалы?
— На шести радиостанциях нашего филиала работает 55 человек. При приеме на работу мне больше импонирует тот, кто еще во время учебы в вузе уже где-то трудился, получал опыт по своей будущей специальности. Человек, пусть даже с хорошими оценками в дипломе, но не работающий — это всего лишь теоретик, ему нужно время, чтобы научиться применять свои знания на практике. Еще для меня немаловажно, насколько человек мотивирован, сам ли он зарабатывает на жизнь. Думаю, сегодня жизнь такая, что приходя на работу в любую компанию, не только нашу, уже нужно что-то уметь, быть специалистом в каком-то деле. Например, быть уверенным пользователем компьютера, причем, работать в разных программах, документооборот знать, владеть коммуникативными навыками. То есть в багаже, кроме диплома, должно что-то еще быть. Именно по таким принципам мы принимаем на работу новых сотрудников.
— Есть ли в коллективе выпускники нархоза?
— Да. Они ответственны, системны и всегда четко знают, что делать.
— Почему после школы вы поступили именно в нархоз?
— В Новосибирске авторитетом пользовались и тогда, и сейчас НГУ, НГТУ и вуз с экономическим направлением — нархоз. Тогда он был академией, и за пять лет моей учебы преобразовался в университет. Я заканчивал школу №184 в Калининском районе, перед вступительными экзаменами занимался на подготовительных курсах. И планировал учиться на бюджете, причем на заочном отделении. Поэтому долго выбирал вуз, где были такие условия. Так и оказался на экономическом факультете, на кафедре экономики труда и управления персоналом.
— Что вам дал университет?
— В первую очередь, уверенность в своих силах, ведь я учился в таком серьезном и престижном вузе. Среди экономистов и управленцев выпускники нархоза котируются высоко. Профессиональные знания, которые я там получал, были максимально приближены к жизни. Я это хорошо понимал, потому что сам уже работал.
— Чем вам запомнился университет?
— Конечно, студенческие годы — самые интересные. Университет ведь дает не только знания, но и опыт общения с разными людьми, возможность приобрести друзей. Еще университет учит самодисциплине. Ходить за тобой и напоминать, как в школе, что ты должен выполнить какое-то задание, здесь уже никто не будет. Ты сам выбираешь, учиться или пропускать занятия и заваливать экзамены. У нас, помню, человек семь были отчислены из-за неуспеваемости, хотя для заочного отделения это странно — люди пришли за образованием. Вроде поначалу ребята нормально учились, потом — один долг, другой, и отчисление. Мне непонятна эта ситуация: ну, образовался «хвост», напрягись, пересдай экзамен, напиши курсовую. Все можно наверстать, договориться с преподавателем, главное — найти время для этого, а не для того, чтобы с друзьями встретиться. Преподаватели, кстати, всегда идут навстречу. Университет — это своего рода школа жизни, а жизнь — она тоже ставит нам оценки. Еще с университета я понял, что только дисциплинированный человек может добиться какого-результата. Так как я учился на бюджете, то просто не мог себе позволить «хвосты», платить за обучение тогда не было возможности. Я уже работал, и образование мне было необходимо. Так что мотивация у меня была серьезная.
— Встречаетесь с однокурсниками?
— Всей группой не встречались давно, с отдельными друзьями видимся постоянно.
— Что бы вы добавили в учебный план?
— Конечно, я бы добавил еще больше практики и привлекал преподавателей-практиков. Когда, например, управляющий компанией приходит в студенческую аудиторию, чтобы рассказать о своей работе, ответить на вопросы студентов, — это, согласитесь, не только интересно, но и очень полезно для будущих специалистов. Уже с третьего курса, на мой взгляд, студентам нужно как можно чаще встречаться с людьми, проявившими себя в бизнесе, достигшими успехов, чтобы брать на вооружение их опыт, заводить полезные контакты. И еще, как мне кажется, студенты должны понимать, что «пятерки» в дипломе — это не гарантия хорошего трудоустройства. Пожалуй, девять из десяти работодателей предпочтут сотрудника с опытом работнику с хорошим дипломом. Поэтому опыт нужно накапливать еще во время учебы в университете.
— Вы ведь не сразу стали директором?
— Да, директор филиала я только последние пять лет. Начинал с менеджера по продажам на телевидении, был руководителем телевизионных программ, коммерческим директором, затем перешел в коммерческую дирекцию «Первого канала» — возглавлял его представительство в Новосибирске.
— Вам нравится ваша работа?
— Да, мне интересна рекламная деятельность. Когда начинал работать, реклама была новым, привлекательным направлением. Сначала я только рекламой и занимался, потом сам стал придумывать окупаемые коммерческие программы, управлял продажами рекламы, так и развивался в этом направлении.
— Продажа рекламы — это наука, или искусство?
— Это высокое искусство… и наука, конечно же! Современные технологии продаж — выявление потребностей, измерение потенциала клиентов, целевая аудитория, назначение встречи, проведение презентаций и т.д. — расписывают каждый шаг менеджера, и ему уже не нужно, как 15 лет назад, по ходу сделки изобретать велосипед. Хотя ответственность, коммуникабельность, исполнительность никто не отменял.
— Кто эти технологии разрабатывает?
— В нашей компании раз или два раза в год коммерческие директора, руководители филиалов и отделов продаж собираются на «мозговой штурм», чтобы систематизировать, проанализировать и выработать стандарты. Потом эти стандарты адаптируются и доводятся до сотрудников. Понятно, что каждый раз в технологиях появляется что-то новое.
— Какие качества для руководителя вы считаете самыми важными?
— Вообще, какие-то качества закладываются природой, какие-то — под воздействием разных обстоятельств: учебы, работы. Я считаю, что самое главное для руководителя — нести ответственность за свои решения, и не пытаться ее, этой ответственности, избежать. Хороший управленец в современной системе управления предприятием — это тот, кто умеет свои предложения, новации какие-то грамотно презентовать, продать сотрудникам, заинтересовать их экономической выгодой. Издать приказ — это тоже, конечно, можно, но одного этого будет мало. Много чего издается, а выполняется ли? Прежде всего, руководитель должен уметь обосновать свои решения. Без этого вообще никуда.
— Вы не думали о сотрудничестве с родным университетом?
— Честно — нет. И на постоянной основе это вряд ли получится, а вот провести мастер-класс пару раз в год — думаю, это возможно.
— А на практику взять студентов — свободные руки никому еще не мешали?
— Зависит от того, что студенты умеют делать, какая у них специализация и можем ли мы им предложить что-то по их специальности или направлению подготовки.
Ксения Леус
Фото: Сергей Мордвинов