Александр Марчук окончил НГУЭУ в 2010 году. Направление подготовки — «Финансовые рынки и финансовый инжиниринг». Сегодня он — директор и один из учредителей новосибирской компании «Агентство интернет-решений AiR». Занимается разработкой и продвижением сайтов, программным обеспечением, веб-дизайном, SEO.
— Александр, вы открыли агентство практически сразу после окончания университета. Стипендию откладывали, чтобы начальный капитал для бизнеса скопить?
— Почти. У нас были деньги с отпускных, у кого-то просто с зарплаты. Но мы на эти «сбережения» даже офис толком снять не могли. Еще нужно было платить за домен сайта… При открытии агентства три с половиной года назад нас, учредителей, было трое, затем один ушел, чтобы заняться, как он тогда считал, более выгодным и успешным делом. Сегодня уже понятно, что он просчитался. Хотя, конечно, поначалу было тяжело: нас никто не знал, клиентов было мало. За 2015 год мы шагнули далеко вперед, в два раза увеличили штат. Сегодня рабочий график очень плотный, расписан на пару месяцев вперед, в работе стабильно 7-8 проектов.
— Вы до того, как затеять свое дело, успели где-то еще поработать?
— Совсем немного. Сразу после окончания университета я сначала работал в одном бюджетном учреждении, один год, затем перешел на завод «НЭВЗ-КЕРАМИКС» — там тоже год проработал системным администратором. Работы было много, но платили за нее мало. Примерно так было и у моих приятелей. Один — системный администратор, второй в Научно-исследовательском институте измерительных приборов радиоинженером работал. Подумали-подумали — и открыли свое агентство.
— Сколько сегодня у вашего агентства клиентов?
— Сейчас почти 400. Это для Новосибирска хороший показатель.
— У вас с ними долгосрочные договоры или это одноразовые заказы?
— Когда как. Иногда наши клиенты остаются у нас на поддержке — отношения не ограничиваются только разработкой сайта, дальше мы же занимаемся его развитием, наполнением, продвижением. Кто-то уходит сразу после выполнения заказа по созданию сайта. Но чаще всего все же остаются. Это понятно, каждый специалист в компании занимается своим направлением, а работа по ведению сайта — довольно объемная, требует много времени. Когда это берет на себя наше агентство, для компании это даже экономически выгоднее.
— Какой должна быть маркетинговая политика, чтобы успешно конкурировать с другими подобными организациями?
— Маркетинговая политика зависит от целевой аудитории, которая делится на различного уровня сегменты. Их очень много. Мы в данный момент располагаемся на границе среднего и нижнего сегментов. Это начинающие предприниматели и те, кто уже не первый год на рынке, но принадлежат к микробизнесу. Наши клиенты — это, конечно, не «Газпром», но есть среди них довольно серьезные. Например, представительство нидерландско-британской нефтегазовой компании SHELL по Сибирскому федеральному округу, общественная организация «Союз женщин Новосибирской области», которой руководит Надежда Николаевна Болтенко, есть и муниципальные организации. И мы заинтересованы в каждом клиенте и стараемся для всех одинаково. По поводу маркетинговой политики — здесь главное включать голову и понимать своих клиентов: чего они хотят, какие у них проблемы и т.д. Нужно иметь много гипотез и проверять их. Невозможно об этом рассказать в двух словах.
— Знаете, есть такое выражение играющий тренер. А вы играющий директор?
— Изначально так повелось, что я был и техническим директором, и бухгалтером, и завхозом, и т. д. Но сейчас нас в агентстве восемь человек, и у меня появилась возможность больше заниматься руководящими делами. Хотя, конечно, иногда приходится… И я это делаю с удовольствием. Я считаю, что человек может научиться всему. Если тебя что-то вдохновляет, ты этим интересуешься — научишься.
— Вы только с новосибирскими организациями работаете?
— Нет, в последнее время мы плотно работаем с Казахстаном, будем продвигаться и в другие регионы России. У нас есть московские партнеры, они хорошо помогают: предоставляют нам программный продукт, на основе которого мы разрабатываем сайты. Только, наверное, 5% проектов делается на других программных продуктах.
— Все это, конечно, интересно — любимое дело, да еще успешное. Но это ведь напрямую не связано со специальностью, которую вы получили в НГУЭУ?
— То, чем я сейчас занимаюсь, всегда было моим хобби. Начал увлекаться программированием еще на первом курсе в университете, посещал APTECH НГУЭУ. Это международный центр компьютерного образования — лидер в своей области. Я занимался там один семестр на втором курсе. Компьютерная графика, веб-дизайн, анимация, разработка сайтов или что-то вроде того. Уже и вспомнить-то сложно — учился я там мало. Но по большей части то, чем я сейчас занимаюсь, я научился делать там. Хотя учеба эта была довольно своеобразной. Мне озвучивали задачу, спрашивая, справлюсь ли? Я, конечно, всегда говорил, что справлюсь. Потом ночи напролет сидел, теряя сон и ломая голову, как же это сделать. Это как математические задачки решать.
— Почему же вы поступили на экономику, если увлекались другим?
— После школы надо было получать высшее образование. Но чем действительно буду заниматься в дальнейшем – об этом у меня тогда были смутные представления, как, наверное, и у многих. Первоначально хотел на технические специальности, но на бюджет получилось поступить только на экономику. Если честно, первые два года хотел уйти из нархоза, поступить в другой институт. Но потом как-то увлекся экономикой, даже понравилось, стало интересно. И сейчас мысли о том, что зря учился, меня, конечно, уже не посещают. Наверное, повзрослел. Хорошая специальность, как говорится, в кармане. И в будущем планирую этим воспользоваться — буду заниматься ценными бумагами, хотя бы чтобы был дополнительный доход. Я четыре года проучился на бакалавра, а на пятом курсе осваивал уже специализацию — финансовые рынки и финансовый инжиниринг. В принципе, я специалист по рынку ценных бумаг.
— Как выбирали университет?
— По территориальному принципу. Учился в экономическом лицее № 95, он рядом с домом, и второй корпус университета — через пару кварталов. В общем, мне было это удобно. Ну и вуз, конечно, хороший. Я на бюджете учился, поэтому старался экзамены сдавать хорошо, без хвостов.
— И шпаргалки даже не писали?
— Всегда писал, даже если знал все ответы на вопросы, что называется, на зубок. Нам даже преподаватели советовали — пишите шпаргалки, лучше запомните материал. Это же еще один конспект, тезисный план.
— Кого из преподавателей вспоминаете?
— Многих вспоминаю. Владимира Александровича Полуэктова, например, у нас он вел экономику организаций, Марину Юрьевну Савельеву (финансы). Хорошие преподаватели и люди замечательные.
— Что вам дал университет?
— Мне кажется, любой адекватный человек должен понимать, что университет, кроме того, что дает знания, еще и воспитывает, прививает умение учиться. Это, на мой взгляд, самое важное качество в жизни, которое нужно развивать дальше. Если занимаешься бизнесом, будь готов к тому, что каждый день придется чему-то учиться, что-то преодолевать.
— Сегодня молодые люди рвутся работать за границей. У вас такого желания не возникало?
— Конечно, меня посещали такие мысли. Но, взвесив за и против, решил отказаться от затеи. Я из тех, кто хочет жить и работать в родном городе.
— У программистов есть еще увлечения, помимо работы?
— Увлечений много. Это музыка, спорт, книги, фильмы. При этом музыку я не просто слушаю, и играю. Я барабанщик, но умею играть и на гитаре.
— Вам интересно было бы привлекать к своей работе студентов НГУЭУ?
— Конечно. Мы могли бы брать несколько человек на практику. Ждем предложений.
— Что бы вы пожелали студентам и абитуриентам родного университета?
— Учитесь учиться. Если еще не знаешь, что выбрать, — все равно поступай хоть куда-нибудь. Себя можно найти абсолютно внезапно, как и было со мной. А учеба в университете — это не просто шанс получить диплом о высшем образовании, но и новые друзья, профильные знания (они лишними не бывают). И еще учеба в вузе — это незабываемые впечатления от студенческой жизни.
Ксения Леус
Фото: Сергей Мордвинов