Для справки: Технологии дополненной реальности в российской рекламе появились относительно недавно. Механизм сходен с уже привычным QR-кодом: необходимо установить на свой смартфон приложение (в нашем случае — Goodwin), запустить его и при помощи камеры «считать» специальный код (опять же в нашем случае его функцию выполняет логотип Goodwin). После этого на экране смартфона запустится встроенная digital-история — интерактивная игра, видео, текстовая информация и т. п. (вот так, например, выглядит дополненная реальность в рекламе моющего средства Dettol: https://www.youtube.com/watch?v=BzPYtOJz-QU).
— Как бы ты охарактеризовал работу компании Goodwin?
— Сейчас Goodwin — первая в России мобильная платформа дополненной реальности. Мы централизованно собираем кейсы с дополненной реальностью в одном приложении, а не делаем отдельные приложения под каждого заказчика — это гораздо удобнее для пользователя. Наши клиенты — это бренды всех сфер, от FMCG (товары повседневного спроса — прим. ред.; Unilever, Reckittbenckiser) до, например, игрушек (Lego).
— Изначально вы занимались мобильным шопингом, но вскоре отошли от этой идеи. Почему?
— Наше приложение, используя алгоритм визуального поиска, распознавало на фотографиях, сделанных с его помощью, товары интернет-магазинов и сообщало пользователю, где и по какой цене можно купить что-то похожее. Статистика, которую мы собрали за несколько месяцев работы, ясно дала понять, что сама технология нравится людям —– мы видели большое количество фотографий, сделанных пользователями, — но тратить деньги на покупку всех этих вещей они пока не собираются. А так как наш заработок строился на транзакционной модели (магазины платили комиссию от заказов, которые приходили через наше приложение), нам пришлось оперативно переориентироваться на другую модель монетизации.
— Как ты понял, что именно это направление, о котором широкая аудитория пока вообще мало что знает, перспективно?
— К подобной модели мы пришли вместе с Дмитрием Шмаковым, моим партнером по Goodwin. И нас поддержал инвестиционный фонд, которому понравилась эта ниша. Сейчас рынок дополненной реальности только набирает свои обороты, и во что это превратится, действительно трудно предугадать. Но как кто-то сказал, «стартап — это бизнес по поиску бизнеса». Мне кажется, это хорошо характеризует нашу сферу деятельности.
— В России технологии дополненной реальности находятся, можно сказать, в зачаточном состоянии. На кого Goodwin ориентируется в своей работе? Есть ли у вас конкуренты?
— В первую очередь мы смотрим на западные компании Layar и Blippar (которые, кстати, с прошлого года стали одной — Blippar купил Layar). На российском рынке мы пока не встретили платформу, которая концертирует кейсы, а не занимается разработкой отдельных решений под разных клиентов. Так что конкурентов у нас, по сути, нет.
— Это плюс или минус?
— Все мы знаем, что «учить пользователей» за свой счет — это очень дорого. Поэтому, конечно, хорошо, когда кто-то до тебя уже пощупал рынок и собрал первые шишки. А вообще ответ на этот вопрос, я считаю, зависит от размеров рынка. На большом рынке (особенно если он молодой и только растет) легко разместятся несколько игроков. Если же рынок мал, то есть все шансы опоздать и не заполучить пользователей.
— И каков российский рынок — где, например, наиболее востребованы технологии дополненной реальности?
— На первом месте, конечно, Москва. Здесь проникновение смартфонов значительно выше, чем в среднем по России. Далее Санкт-Петербург и города-миллионники. Но с каждым днем количество смартфонов растет, а значит, и технологии становятся все более востребованными.
— Присутствует ли Goodwin в Новосибирске?
— Новосибирский рынок является частью российского, а значит, запуская кампании с крупными брендами, мы попадаем и на него. Например, кампания с использованием дополненной реальности Goodwin уже проводилась мороженым Ekzo и в Новосибирске. Сейчас в магазинах появились новые упаковки чая Lipton Discovery Collection. Они содержат дополненную реальность — рассказ про страны, сорта чая из которых есть в этой коллекции.
— Какие секторы охотнее всего уцепились за инновацию?
— Рекламный рынок сейчас переживает не лучшие времена, и в связи с этим количество брендов, которые легко идут на использование такого нового инструмента, меньше, чем обычно. Но, в первую очередь, мы видим интерес у FMCG, детских брендов, спортивных и телеком-брендов.
— Насколько действенна такая реклама? Есть ощущение, что многие владельцы смартфонов не пользуются хитроумными приложениями, и к такой рекламе чуть ли не инструкция нужна.
— Да, каждый макет, который можно оживить с помощью Goodwin, сейчас оснащается специальной инструкций/призывом-к-действию. Пользователь должен понимать, что за принтом кроется интересная digital-история и эксклюзивный контент. Конечно, когда дополненная реальность получит значительное распространение, необходимость таких инструкций отпадет. Люди будут понимать, что почти под каждым принтом скрывается интерактивный контент — и осуществить легкую манипуляцию и навести сканер на изображение (логотип Goodwin — прим. ред.) не составит труда. Рано или поздно технология дополненной реальности прочно войдет в нашу жизнь — это несомненно. Осталось лишь понять, в каком виде это произойдет.
— Каковы, на твой взгляд, перспективы развития технологий дополненной реальности?
— В первую очередь, я уверен, это обучение. Представь: ученик читает об извержениях вулканов — и тут же в дополненной реальности видит 3D-модель этого события. И эта технология может быть использована в изучении любого предмета: от математики (построение графиков) до истории (анимированная карта боевых действий), от литературы (читающие стихи знаменитости) до химии (взаимодействия химических элементов).
— Чем лично тебя привлекает эта работа — работа с дополненной реальностью вообще и руководство компанией в частности?
— Дополненная реальность — крутое и относительно новое явление, а это уже само по себе интересно. А управление командой — это просто захватывающе. Мы попадаем в разные ситуации, обладая разными возможностями, и в каждой из них необходимо искать правильные ходы и оперативно принимать решения. Это всегда игра, соревнование и проверка твоей логики и возможностей. Разве может это не привлекать?
— У компании Goodwin есть какая-то корпоративная философия?
— Все в Goodwin разные, но мы одна команда. Каким бы банальным не было это выражение, я уверен, что это — основа компаний подобного формата. А вообще, я считаю, что уместна фраза «Хорошо работай — хорошо отдыхай». Наоборот она тоже применима, но только при правильном подходе. Главное в участнике команды — это желание работать. Все остальное — мастерство, знание определенных технологий, умение выстраивать процесс — приходит со временем и опытом.
— Каким ты видишь будущее своей компании? К чему стремишься?
— Мы хотим, чтобы использование дополненной реальности стало для людей ежедневным делом. И, конечно, стремимся, чтобы для этого применялась наша платформа.
— Ты учился на информационно-техническом факультете НГУЭУ (тогда еще — в институте прикладной информатики). Расскажи, как полученное образование пригодилось тебе в работе?
— Университет дает одно важное умение — учиться самостоятельно. Без него далеко не уедешь ни в вузе, ни в жизни. Конечно, моя реальная работа отличается от того, какой она виделась в студенческие годы. Но образование стало отличным фундаментом для того, чтобы заняться тем, что я делаю.
— Можешь дать какие-то советы нынешним студентам НГУЭУ?
— «Не надо стесняться!» Пробуйте, спрашивайте, не бойтесь делиться своими идеями — их никто у вас не украдет. Цепляйтесь за любые возможности и получайте опыт. Учитесь на чужих ошибках. И, конечно, важно уметь сказать «нет» и вовремя остановиться. А еще хочу провести аналогию с экстремальным спортом: когда, например, катишься на доске, важно смотреть не прямо под ноги, а туда, где ты будешь через несколько секунд. Это отличное правило и для ведения бизнеса: оценивайте ситуацию и старайтесь смотреть на несколько шагов вперед.
— На майском Форуме выпускников НГУЭУ ты говорил, что есть планы по сотрудничеству с вузом. Какие именно?
— Мы обсуждаем возможности использования технологии дополненной реальности как в маркетинговых активностях, так и в процессе обучения. Как только будут понятны пилотные проекты, мы сообщим о них. А вообще представь: каждый день с одного и того же плаката студенты получают свежую информацию о жизни вуза. Или, например, читают очередное интервью. Или желающие поступить в НГУЭУ с помощью дополненной реальности «посещают» университет. Все ограничено только полетом фантазии!
Юлия Торопова