Из Франкфурта-на-Майне, где она работает финансовым директором крупной американской кадровой компании Manpower Group по Германии, Анастасия приехала в Новосибирск по личным делам и с лёгкостью согласилась принять участие в проекте НГУЭУ «Истории успеха». Человека, который давно живёт за границей, в ней выдает легкий акцент и любовь к английским аналогам русских выражений, а европейскую бизнес-леди – крепкое рукопожатие.
– Анастасия, Вы, наверное, впервые в университете после выпуска. Узнаете родной вуз?
– Если честно, я не сразу нашла вход (смеётся). Узнавала очертания, но упиралась в какие-то незнакомые места – бассейн, например, которого в мои студенческие годы здесь не было. Конечно, в наше время вуз выглядел попроще. Но это не мешало нам получать образование.
– А какие воспоминания у Вас остались от студенческой жизни?
– Помню, расписание было составлено так, что часто приходилось бегать из третьего корпуса во второй, в том числе и зимой. А тогда никакого WhatsApp’а не было, поэтому придёшь, бывало, туда – а пару перенесли и нужно срочно нестись обратно! Вот такие логистические нестыковки – это большая часть моей студенческой жизни. А в целом было хорошо. На третьем курсе я устроилась на полставки бухгалтером в одну компанию. Работала с 3 часов дня до позднего вечера, а потом готовилась к учёбе. В таком режиме прошло два года. С одной стороны, это изматывает, а с другой – даёт привычку бешено работать, которая потом может очень пригодиться в жизни.
– Как началась Ваша зарубежная карьера?
– В 1999 году я окончила бакалавриат по профилю «Бухгалтерский учёт». Еще через год поступила в магистратуру по аудиту, на кафедру профессора Шапошникова (с 1995 года в вузе работала кафедра аудита под руководством доктора экономических наук Александра Арсеньевича Шапошникова, в 2010 году она была объединена с кафедрой бухгалтерского учёта – прим. ред.). Окончив её, я по рекомендации кафедры, которая имела обширные деловые связи, и благодаря высокому уровню владения английским языком устроилась в аудиторскую команду компании Ernst&Young. Начав с самой младшей ступеньки – в их квалификации это называется staff – за пять лет я «выросла» до позиции менеджера. Поскольку в Новосибирске было немного проектов, меня перевели в Москву, а после того, как я отработала некоторое время там, предложили должность в офисе Ernst&Young в Лондоне. Это было в 2005 году. Замечательная, интересная работа! Мы проверяли такие компании, как Warner Music, Sony, Formula 1… А потом я вышла замуж и какое-то время не работала, потому что аудитор часто бывает в командировках, а это, к сожалению, несовместимо с семьей.
– Как получилось, что сейчас Вы – финансовый директор компании, расположенной уже в другой европейской стране?
– В 2011 году мы с семьёй переехали в Германию, там мне пришлось начинать всё с нуля. После 2-3 отказов в интервью я поняла, что нужно учить немецкий. Мне говорили: «У вас прекрасное резюме, но без знания языка – извините». И я его выучила. После этого, благодаря квалификации CPA (Certified Public Accountant – одна из самых престижных квалификаций в области бухгалтерского учёта и аудита – прим. ред.), которую я получила ещё в «аудиторские времена», меня взяла на работу американская компания Manpower Group. В числе прочего она занимается подбором для клиентов временного персонала – фрилансеров или людей для сезонных работ. Это могут быть и неквалифицированные, и квалифицированные сотрудники – вплоть до инженеров. За счёт гибкого подхода к рекрутинговым задачам Manpower Group успешно существует на европейском рынке уже 50 лет. На сегодняшний день она входит в двадцатку крупнейших компаний Германии. В Manpower Group я за 3,5 года «выросла» до финансового директора. Сейчас в зоне моей ответственности находятся 100 человек, работающих в 7 департаментах. В прошлом году мы имели оборот в 600 млн евро, а в этом купили конкурента с оборотом 330 млн евро в год. Так что теперь я управляю примерно миллиардом евро!
– Наверное, чтобы достичь таких высот, необходим какой-то особенный набор личностных качеств. Что помогло пройти этот путь Вам?
– Я на самом деле считаю, все началось с того, что я – выпускница узнаваемого вуза и правильной кафедры. Бренд нархоза, как все его тогда называли, строился вокруг кафедры бухгалтерского учёта и аудита. Потом уже стали известными банковское дело, менеджмент… Но на тот момент именно бухучёт и аудит были на слуху, потому что по этим специальностям образование прикладной направленности – то, что по-английски называется hands-on – давали именно в этом вузе. И я с моим школьным аттестатом с отличием целенаправленно шла сюда, чтобы получить именно такую прикладную подготовку, а не изучать теоретическую экономику, как в других университетах. И в начале моей карьеры именно это сыграло важную роль. К тому же мой научный руководитель профессор Остапова, тоже известная в городе, своим выпускникам «задавала направление». А ведь в 20 с небольшим лет сложно сказать, чем ты в жизни будешь заниматься, поэтому молодого специалиста после окончания вуза зачастую нужно только правильно направить, и, если остальное – мозги и хороший диплом – есть, всё получится.
А что касается личных качеств… Тут всё достаточно просто. Целеустремлённость и умение учиться, хорошо учиться – здесь красные дипломы тоже помогают (дипломы бакалавра и магистра – прим. ред.).
– Сейчас нередко можно услышать: «Да зачем тебе этот красный диплом! Кто на него посмотрит!»…
– Я с этим не согласна. Оценки – они же существуют, для того, чтобы показать миру, что ты умеешь добиваться определённых целей. «Пятёрка» или «четвёрка» сами по себе не важны, важно, насколько ты умеешь сконцентрироваться, сделать все необходимые задания и вовремя их сдать. Поэтому когда у тебя красный диплом, ты показываешь миру: я умею. Если ты, конечно, его честно заработал – но в НГУЭУ так и было.
– Вы уже затронули тему выбора профессии. Скажите, чем именно Вас привлёк бухгалтерский учёт и аудит?
– Я училась в экономическом классе, поэтому я чётко представляла, что это такое. К тому же, задумайтесь: 1995 год – это повальное безденежье, особенно в интеллектуальной сфере. Я из семьи учёных, но какие бы они ни были титулованные, им совершенно не платили зарплату. Поэтому мой выбор был прагматическим: я хочу ту профессию, которая сможет мне приносить гарантированный доход и желательно – не из государственного бюджета. Дома мне, конечно, сказали: «Ты уверена в том, что ты делаешь?». Но я не сомневалась.
– А Ваш переход к финансовому менеджменту высшей ступени?
– Это логичный путь. Основа работы финансового директора – это бюджетирование и планирование, этими навыками должен владеть любой бухгалтер и аудитор. К ним добавляется Mergers&Acqusitions – консолидация бизнеса, покупка и продажа компаний. Этот момент я изучала специально в Chicago Business School, потому что важно было познакомиться именно с западным опытом. Всегда можно чему-то доучиваться, но важна основа.
– В студенческие годы Вы успели поработать в российской компании, потом – в российском же представительстве зарубежной компании, сейчас работаете за границей. Есть ли какие-то отличия в подходах, отношении к персоналу?
– В российских компаниях ожидания от молодого сотрудника очень высокие. И в большинстве из них нет чёткого подхода к обучению и продвижению персонала, зато очень сильна система протеже, поэтому построить карьеру бывает сложно. Можно хорошо работать, но никуда не продвигаться. Зарубежные компании и крупные российские компании с зарубежным капиталом или построенные по европейскому образцу, сильны именно своим структурированным подходом к кадровому менеджменту: приходя в такую фирму на самую маленькую должность, которой не стоит бояться, ты чётко понимаешь, что нужно сделать и в какие сроки, чтобы продвинуться по карьерной лестнице.
– То есть, Вы рекомендуете молодым специалистам устраиваться в крупные корпорации?
– Да. Но не всем, конечно. Маленькую фирму лучше выбирать тем, кто хочет работать меньше и в более спокойной обстановке. Это совершенно нормально – называется work-life balance. Можно честно сказать себе: «Я хороший бухгалтер, я ухожу домой в 6 часов – и это замечательно». Самое важное – понять, какой стиль жизни тебе подходит, расставить приоритеты. И не нужно лезть в гору, если эта гора тебе неинтересна.
– Существует мнение, что за границей работают гораздо больше, чем в России. Это так?
– На стартовых позициях везде работают много. И нужно быть готовым, что первые два-три года придётся, говоря простым русским словом, пахать. Но, как я уже сказала, в России младший персонал нагружают сильнее, чем за рубежом. В этом есть и плюс – быстрее учишься. На уровне среднего менеджмента начинаются различия. В России сотрудники этого уровня любят делегировать – то есть опять же валить всё на младших и «рулить» ими. В западных компаниях такое не проходит, там гораздо серьёзнее относятся к праву подписи, выше ответственность. Поэтому, я бы сказала, что средний менеджмент там работает гораздо больше.
– А старший?
– Тут достаточно интересно. Все карабкаются по этой лестнице, думают: вот сейчас дорасту до директора – или партнёра, как это называется в аудиторском мире, – и уж там-то все будут на меня работать. Это всё неправда! На upper management наваливается весь груз ответственности. Да, ты можешь варьировать своим временем, ты не обязан сидеть в офисе с 9 до 6. Ты просто работаешь утро, день и ночь – вот и всё (смеётся)! Конечно, бывает пара дней, когда ты можешь вообще не появляться в офисе и, грубо говоря, за тебя сотрудники всё сделают. Но когда надо сдавать крупный проект, ты обязан вести за собой всю команду. Если ты не будешь до 11-12 вечера в офисе заниматься этим проектом, то и твои подчиненные не будут, нельзя этого от них ожидать. Так что мало работающий начальник – это миф.
– Ну вот, Вы разрушили мечту стольких клерков!
– Да нет, всё не так плохо, конечно (смеётся). Это очень интересно! Когда добираешься до старшего менеджмента, открываются новые возможности. До этого ты мог использовать базу, полученную в университете, а на этом уровне начинают взаимодействовать разные области знаний и нужно снова учиться.
– Пришлось ли Вам в Англии и в Германии испытать на себе, что такое различие менталитетов – в деловой или в бытовой сфере? Как Вы с этим справились?
– Это отдельная тема. Англо-саксонский менталитет в рабочей обстановке, со всеми small talks, поначалу раздражал, хотелось сказать: «Давай быстрей говори, что от меня нужно!». Потом втягиваешься и без разговора о погоде уже больше не можешь. Немцы – более прямые, но они не терпят невыполненных обещаний. В бизнесе это – основа, никаких пустых слов. А когда у тебя много так называемых «зависимостей» (кто-то что-то вовремя не сделал) начинаешь работать, как хорошо отлаженная машина... Ну и знаменитая немецкая прозрачность – всё должно быть строго по закону, уставу, отклонения неприемлемы. Этому сложно учиться, но преимущества тоже есть: знаешь чего ждать от бизнес-партнера.
– Что бы Вы посоветовали нынешним выпускникам НГУЭУ?
– Не терять много времени и не откладывать «на завтра» поиск работы. Конечно, хочется отдохнуть. Но на рынке труда на это даётся максимум год – позже уже возникают вопросы, чем человек занимался. Так что не стоит расслабляться. Если вы думаете, что сложный этап пройдён, вы ошибаетесь – он только начинается. Можно отдохнуть 2-3 месяца – и выходить на работу. В конце концов вы же создаёте себе резюме.
– Кстати о резюме. Как правильно подать себя потенциальному работодателю?
– Каждый год вузы оканчивает множество людей. Для работодателя все они одинаковые. Чтобы из тысячи претендентов выбрали именно вас и пригласили на интервью, мало написать «ответственный, амбициозный» – это все пишут. Надо выделиться. Как это сделать? Первое – иностранные языки. Мне, например, при первом трудоустройстве после вуза очень помогло знание английского. Второе – опыт работы. Это могут быть стажировки, работа на полставки – но желательно по своей специальности.
– В НГУЭУ создается Ассоциация выпускников. Как Вы к этому относитесь и планируете ли в неё вступить?
– Это очень хорошая идея. Ведь бренд университета строится на его продукте. Соответственно, чем успешнее выпускники, тем вуз лучше. Я, конечно, готова в этом участвовать. Могу рассказать об особенностях бизнеса за рубежом, о работе финансового директора. Или провести мастер-классы для студентов выпускных курсов о том, как найти работу, как подать себя – это тоже очень важно.
– А вы часто Вы бываете в Новосибирске?
– В основном по личным делам, так как моя работа с Новосибирском не связана. Но жизнь покажет. Спрос на специалистов с зарубежным опытом большой, поэтому я вполне рассматриваю возможность переехать в Россию – за достойное вознаграждение и на интересную работу. Я ведь уже везде пожила, могу и обратно вернуться!
Юлия Торопова