Из досье
Вадим Михайлович Головко
Окончил Новосибирский институт народного хозяйства в 1994 году.
Специальность — «Управление промышленным производством».
Нынешняя должность — заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе.
В 28 лет он стал советником губернатора Новосибирской области по финансовым вопросам, затем работал в финансовом секторе и, наконец, в аппарате полпреда Президента РФ в СФО.
— Вы себя считаете успешным человеком?
— Честно говоря, никогда об этом не задумывался. У меня интересная работа, которая захватывает тебя целиком, каждый день — что-то новое. И я такой человек, которому всегда хочется чего-то большего. Поэтому сказать о том, что я успешный человек, — это значит признать, что определенный уровень уже достигнут и пора подводить итоги. А мне бы хотелось, скорее, смотреть вперед, на перспективу.
— У Вас была довольно «ровная» карьера, так или иначе связанная с одной сферой, верно?
— Да, по большому счету, все было связано с экономикой. Я работал в банках, инвестиционной компании, в областной администрации, снова в банке, и, наконец, Леонид Вадимович Драчевский пригласил меня на работу в аппарат полпреда Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе.
— Более 10 лет Вы работали главным федеральным инспектором по Новосибирской области. В чем заключалась эта работа?
— Это представитель Президента в Новосибирской области. Мы отслеживаем исполнение указов президента, следим за общественно-политической ситуацией, анализируем выборные кампании, контролируем исполнение федерального, регионального и местного законодательств, а также рассматриваем жалобы.
— Вам наверняка известно, что во многих соседних регионах вывеска «Главный федеральный инспектор» висит на зданиях администраций рядом с вывесками «Губернатор» и «Правительство». У нас такого нет, тем не менее, каково значение главного федерального инспектора для региона?
— Дело не в табличке, а в результате исполнения указов Президента. Новосибирская область, по оценкам федерального центра, входит в пятерку регионов-лидеров по исполнению «майских указов» президента. На нынешний день удалось достичь хороших параметров по заработной плате практически всех работников бюджетных отраслей. Успешно реализуется «Стратегия действий в интересах детей Новосибирской области».
— Вы помните свое поступление в нархоз? Почему Вы его выбрали?
— После школы я был призван в армию, а уже потом — в нархоз, на специальность — «управление промышленным производством». Может быть, на этот выбор повлияло то, что я родился и вырос в Первомайском районе, где довольно значима роль промышленного сектора. Кстати, и в институте я учился по направлению от Стрелочного завода, где работали мои родители. После учебы я хотел вернуться на завод, но не вернулся.
— И почему?
— Дело в том, что на третьем курсе меня пригласили на работу в инвестиционную компанию. Тогда фондовый рынок находился в зачаточном состоянии, по большому счету, его еще не было, и ему еще только предстояло сформироваться. Было интересно в то время на фондовом рынке, когда была только одна бумага — ваучер. Не было ни «голубых фишек», ни компаний первого или второго эшелона. Но рынки работали, в отрасль пришли первоклассные специалисты, и мы испытывали настоящий драйв от своей работы.
Затем мой бывший преподаватель Андрей Андреевич Бовин пригласил меня в областную администрацию — советником губернатора по финансовой политике. Все тогда было в новинку — государственные облигации, кредиты и так далее. В 1999 году бюджет Новосибирской области был на уровне 5 миллиардов рублей, тогда как сейчас — более 100 миллиардов. Это порождало множество проблем, денег постоянно не хватало.
— Вы стали советником губернатора в довольно непростой отрасли в 28 лет. Это хорошая карьера, не так ли?
— Я тогда и не совсем понимал, за какую сложную задачу взялся. После этого я возглавил информационно-аналитическое управление, а когда Виталий Петрович Муха проиграл на выборах, то снова ушел в финансовый сектор.
— Можно ли говорить о том, что институт сыграл в Вашей карьере значительную роль?
— Да, это так, без сомнения. У нас было много преподавателей, как говорится, «от бога». Например, Александр Яковлевич Басс. Хотя он мне и поставил тройку за экзамен по ценным бумагам. А я тогда уже работал на рынке и считал себя специалистом. Но мне нравилось, как он вел предметы, как давал знания и спрашивал со студентов.
Сейчас много моих одногруппников работают в финансовом секторе, мы много общаемся и, наверное, даже не отдаем себе полностью отчет в том, что именно институт сделал из нас профессионалов. Причем, учиться было несложно, и вокруг присутствовала непередаваемая аура постижения чего-то нового. Могу точно сказать, что именно институт дал мне хорошую жизненную базу как в профессиональных, так и личных отношениях.
Кстати, в Новосибирской области был такой момент, когда руководителями стали выпускники нархоза: Виктор Александрович Толоконский — губернатором, Виктор Васильевич Леонов — председателем областного Совета, а я — главным федеральным инспектором.
— Кого из нархоза Вы могли бы назвать своим учителем?
— У меня таким учителем был Андрей Андреевич Бовин. Он преподавал у нас предмет «Предпринимательство» — мне он давался, и я хорошо учился. И именно Андрей Андреевич Бовин дал мне знания, а затем и толчок в карьере. Ведь именно он привел меня в областную администрацию. То есть, если бы я не учился в институте, то не познакомился бы с ним и, наверное, работал бы где-нибудь в другом месте.
Я очень хорошо вспоминаю Александра Владимировича Савельева, который был нашим деканом. Причем таким, к которому тянулись студенты. Он тоже внес большую лепту в мое воспитание.
— На что-то кроме учебы времени хватало?
— К моменту поступления в институт я был уже взрослым человеком, отслужившим в армии. Поэтому меня сразу сделали старостой группы, но мне скорее была интересна учеба. Я старался ответственно учиться, затем — совмещать учебу и работу.
— Вы окончили институт уже более 20 лет назад. Следите за тем, что там происходит?
— Вообще мне положено этим заниматься по роду моей деятельности. Если серьезно, то институт развивается. Возможно, я меньше знаком с профессорско-преподавательским составом, но ректорат и глава вуза Александр Владимирович Новиков делает шаги в правильном направлении. Я думаю, что у них все должно получиться.
— С учетом вашего опыта можете назвать рецепт хорошего университета?
— Этот рецепт давно известен — это модель классического или отраслевого университета. Например, выпускники Новосибирского государственного университета известны во всем мире, и модель развития этого вуза не вызывает сомнений. Также в Новосибирске есть хорошие отраслевые вузы, которые построены по лекалам классического университета. Поэтому важно не «изобретать велосипед», а следовать уже проверенными путями.
Блиц-опрос за рамками интервью
— Какое качество ставите выше всего в людях?
— Порядочность.
— А в друзьях?
— С возрастом приоритеты меняются, а максимализм проходит. Главное, чтобы друг был надежным.
— Если бы не собой, кем бы Вы хотели быть?
— Наверное, я бы был неплохим юристом, строителем. Может быть, я бы занимался автомобильным бизнесом — мне это тоже довольно интересно.
— У Вас есть герои в реальной жизни?
— Я очень плотно работал с Леонидом Вадимовичем Драчевским, с Виталием Петровичем Мухой, с Виктором Александровичем Толоконским, с Анатолием Васильевичем Квашниным. Это люди, у каждого из которых я чему-то учился, причем иногда — на грани своих возможностей. Мне повезло, что в жизни я встретил таких людей.
— Какая реформа вас больше всего восхищает?
— Все реформы, которые происходят, — это всегда болезненные действия. Поэтому вряд ли можно назвать реформу, которая меня восхищает. Мне вообще кажется, что реформы не могут восхищать, потому что реформа — это ломка какой-то системы. У бизнесменов есть такое правило: деньги любят тишину. В обществе, по аналогии, важно, чтобы было какое-то спокойствие и стабильность, чтобы мы понимали, что нас ждет через пять или десять лет.