Из досье
Владимир Викторович Ворожейкин
Закончил Новосибирский институт народного хозяйства в 1989 году
Специальность — «Финансы и кредит»
Нынешняя должность — вице-президент Сбербанка России
Владимир Ворожейкин более 20 лет работает в Сбербанке России. Год назад он уехал из Новосибирска в Москву на должность вице-президента банка, и теперь редко приезжает в Новосибирск, но каждый раз, когда это удается, приходит в родной нархоз, с которым его теперь связывают не только воспоминания о студенчестве, но и взаимовыгодное сотрудничество вуза и банка.
— Почему поступили именно в нархоз?
— Я помню 1983 год, окончание школы, мы с моими одноклассниками выбирали вуз, куда поступать. Я тогда даже не знал о НИНХ, но когда зашел туда, в приемной комиссии убедили, что это хороший вуз, учиться четыре года, да и конкурс был значительно ниже, чем в других. Это были весомые аргументы.
— Не пожалели потом о выборе?
— Нархоз дал старт для познания мира. Это было начало пути, считаю, что это хороший вуз для движения вперед. Было очень интересно. После я продолжил свое обучение еще в трех вузах — Ростовском госуниверситете по специальности «Психология», Высшей школе экономики, а потом London Business School.
— Почему решили после нархоза получить образование именно по психологии?
— Это тоже интересная специальность — чуть-чуть познать внутреннее состояние человека, как он реагирует на те или иные вызовы. Знать основы психологии всегда полезно, но чем больше узнаешь, тем больше остается загадок. Недавно прочитал книгу «Будущее разума» про сознание человека, мы же до сих пор не знаем, как приходят мысли, как все устроено, и мне это интересно. И не надо думать, что раз ты окончил вуз, то больше не стоит учиться, нельзя останавливаться на достигнутом.
— Когда вас спрашивают, откуда Вы, честно отвечаете, что из Новосибирска? Или Вы уже москвич?
— Какой я москвич? Я из Сибири, проработал в Новосибирске десять лет председателем территориального банка и понял — пора «освежаться». До этого работал четыре года в Ростове-на-Дону, уезжать не хотелось, и когда спросили, не хочу ли вернуться в Сибирь, упирался, как мог. Еще в конце девяностых и начале двухтысячных работал в Черкесске, в Хабаровске, объехал почти весь Дальний Восток. Сейчас почти год живу в Москве, а до этого ровно 100 дней работал в Крыму, в самый разгар волнений. Надо было создавать банковскую систему с нуля — украинские банки ушли, а российских практически не было.
Постоянно нужно развиваться, не просто упасть в каком-то кресле и наслаждаться жизнью, так сразу начинается деградация. Постоянное движение, обучение, работа, когда смотришь мир и перенимаешь опыт западных партнеров — это самое главное. В стране очень много проблем, и тот, кто видел мир, тот прекрасно понимает, что Россия лет на 20 отстает по многим технологиям. Для движения нужны серьезные изменения в экономике страны.
— Когда приезжаете в Новосибирск, заходите в нархоз?
— Конечно, слежу за жизнью вуза. У меня один сын учится в московском нархозе, а второй в новосибирском, поэтому стараюсь заходить, узнавать, как там мой студент. Поддерживаю близкие отношения с ректорами, Юрий Васильевич Гусев был еще моим преподавателем, потом 15 лет ректором. С новым главой университета Александром Владимировичем Новиковым тоже познакомились, будем развивать отношения.
— Студентов нархоза охотно берете на работу в Сбербанк?
— У нашего банка и вуза есть соглашение о сотрудничестве, раньше каждый год 20-30 наших сотрудников отправляли в нархоз для обучения по программе MBI. Нархоз — кузница кадров для банков, оттуда мы черпаем человеческие ресурсы для развития Сбербанка, многие из выпускников приходят к нам на практику, при этом имеют возможность работать не только в Новосибирске, а и в любом региональном отделении банка. У нас взаимовыгодное сотрудничество, после практики банк берет грамотного выпускника на работу.
— А каким Вы помните вуз?
— Помню предмет «Анализ хозяйственной деятельности» — АХД. Это, наверное, самый базовый предмет для финансистов, и спрос по нему был максимальный, халява не проходила. С третьего, четвертого раза только многие студенты сдавали. Для студентов нархоза учить денежное обращение, финансы и кредит крайне важно, если хочешь добиться успеха в работе. Честно говоря, иногда прогуливал и теперь чувствую, что каких-то знаний не хватает.
У нас была хорошая практика в стройотрядах — ездили проводниками в пассажирских вагонах по всей стране, так можно было и заработать, и, самое главное, научиться общаться с клиентами. Пассажиры — это клиенты, нужно было их максимально качественно обслужить. Опыт работы с клиентами я закладывал тогда, на железной дороге. А ведь самое важное, чтобы клиент был доволен твоей работой. Все жалобы нужно воспринимать как подарки — клиент бесплатно подсказывает, где в компании слабые места. Не надо заказывать анализ работы вашей компании за большие деньги, профессиональный руководитель должен прислушиваться именно к жалобам. И если ты исправишь свои недочеты, клиент обязательно вернется и приведет еще пятерых друзей.
— Что считаете своим главным достижением после окончания вуза?
— Еще не подводил итоги и не думал об этом. Пока рано оглядываться назад, я еще достаточно молод, рано гордиться тем, что что-то сделал. Раньше, десять лет назад, офис Сбербанка в Новосибирске был в старом здании на Красном проспекте. Было стыдно и перед клиентами, и перед сотрудниками. И за короткое время мы построили современный офис на Серебренниковской — за него не стыдно! И много таких офисов в других регионах Сибири, а еще десять лет назад это были «сберкассы» в прямом смысле слова.
— Что для вас успех?
— Когда ты наслаждаешься жизнью, работой, семьей, отношениями с коллегами, с окружающими — это и есть успех. Когда тебе комфортно каждый день. Зачастую многие идут на работу, в вуз, как на эшафот — вот это мучение. А если работа приносит удовольствие, то и результаты будут лучше.
— Вы считаете себя успешным?
— Время покажет.
Блиц-опрос за рамками интервью
— Что Вы больше всего цените в людях?
— Порядочность.
— А в друзьях?
— Отзывчивость.
— Если бы Вы были не собой, то кем бы хотели быть?
— Меня все устраивает.
— У Вас есть герои в реальной жизни?
— Мои родители.
— Какая реформа Вас больше всего восхищает?
— А они у нас есть? Сейчас часто вспоминают российского реформатора Столыпина. Думаю, нам сейчас не хватает подобного деятеля.
Опубликовано: июнь 2015 г.