Родился в Новосибирске в 1962 году. В 1983 году окончил факультет «Финансирование и кредитование капитальных вложений» Новосибирского института народного хозяйства (ныне Новосибирский государственный университет экономики и управления - НГУЭУ). Управляющий директор по частному банковскому обслуживанию Новосибирского филиала Банка «ФК Открытие».
Александр Веселков – банкир, экономист, личность яркая, профессионал высокого уровня, к мнению которого прислушиваются ведущие аналитики и эксперты финансового рынка. Как член экзаменационной комиссии НГУЭУ Александр Владимирович подписал сотни дипломов, дав путёвку в жизнь нынешним выпускникам университета.
Сам же, окончив вуз в 1983-м, он получил свои «дополнительные университеты» и закалку в непростые 1990-е, прочно соединившие его с банковской сферой. В Новосибирске многие связывают имя успешного банкира с Инкомбанком, а также с банком ВТБ. Сейчас известный экономист работает в банке «Открытие».
– Александр Владимирович, Вы, выпускник нархоза, причастны сегодня к большому «Открытию». Расскажите об этом, пожалуйста!
– В конце 2014-го года нами успешно проведена работа по консолидации активов нескольких финансовых структур, в результате чего и состоится «Открытие». Одноименная банковская группа включает в себя пять банков: непосредственно «ФК Открытие», банк «Открытие», а также банки Ханты-Мансийский и Новосибирский муниципальный; кроме того, в 2015-м году планируется завершить сделку по приобретению банка «Петрокоммерц». Сейчас идёт процесс консолидации, специализации. Всё это и будет большая группа «Открытие».
– Консолидация и интеграция – веяние времени. Вы, должно быть, вновь уловили вектор перемен?
– Честное слово, не специально! Так получилось. Мне 52 года и из них только один год я работал в Москве. Всё остальное время – дома, в Новосибирске. Где вырос, работал, работал, работал…
– Ваш профессиональный путь, почти год в год, соответствует тому, что происходило в стране. Вы всегда на передовой?
– Некоторые выражаются ещё резче: «Выпячивался». А на самом деле, никакие «веяния времени» я не ловил. И к «выпячиванию» не имею привычки. Меня ловили – другой разговор. Как разбирающегося кое в чём. Например, был в моей биографии Фонд имущества города (Новосибирский горсовет, 1992 – 1993 годы – прим. ред.). Восемь человек на место - конкурс!
Или должность начальника отдела ценных бумаг в Госбанке – это надо знать, интересоваться, вникать в переводные статьи и ксерокопии. Ходить по субботам читать лекции в бизнес-школах, чтобы ответить на вопросы, ответов на которые тогда не существовало.
Или банковская деятельность. Это же не просто считать чужие деньги, как кто-то себе представляет. Банкиру надо знать анатомию внутреннего производства, экспорт, логистику и т.д. Много чего. И всё – досконально.
– Вы учились и за границей?
– Учился. В Дублине, на курсе «Управление филиалами банка», по партнёрской программе AIB в Объединённом Ирландском банке. (Отделение AIB Group обслуживало в конце 1990-х компании более чем в 47 регионах по всей Великобритании. В 2010-м Allied Irish Bank национализирован Ирландией – прим. ред). Подходишь к ирландскому банкомату. Сколько он карт принимает? Какие? До пяти-шести систем. В 1990-е многое нам было внове!
- Вы сделали головокружительную карьеру. С чего она начиналась после вуза?
– Сначала голова кружилась только от вопроса – куда пойти работать. Это проблема не только нынешнего времени. Какие были банки и банкиры в разгар «развитого социализма»?!...
Сначала армия полтора года. Честно отслужил. Потом пошёл в «своё родное» областное отделение Стройбанка, где проходил практику. Нет, не нужен. Свободное распределение. Куда дальше? В ревизоры профсоюзные. Потом в лесное хозяйство.
Уклад экономики начал меняться только в конце 1980-х и начале 1990-х. И главным, лично для меня, было, что я попал, как теперь говорят, в реальный сектор экономики. Такой реальный – дальше некуда! Например, командировки в деревню Пихтовка Колыванского района, на границе с Томской областью. Доехать туда от Колывани можно только на бензовозе. Или деревня Михайловка Кыштовского района, туда – хоть на ковре-самолёте. Приходилось, будучи ревизором и работая в лесном хозяйстве, добираться в самые удалённые населённые пункты области.
Главным бухгалтером Управления лесного хозяйства я стал в 26 лет. А потом пришли 1988 – 1989 годы: вышел Закон «О кооперации», началась реформа банков, появился Жилсоцбанк, и меня отправили в самое пекло. Сейчас бы сказали, удачный «стартап». Отдел кредитования кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности. Это было нечто. Законы были не то, что несовершенны, – существовали огромные «дыры» в законах в 1990-е. И «вода» лилась из них, как из ведра.
Довелось работать и в Госбанке. Сначала – в отделе сводного экономического анализа и централизованных межбанковских кредитов. Затем – в отделе ценных бумаг, под непосредственным руководством Екатерины Ивановны Жаботинской. (Начальник главного управления Центробанка по Новосибирской области Екатерина Жаботинская в 2000-е не раз входила в топ-лист деловых женщин России – прим. ред.). Гуру, выражаясь современным языком. Мой непосредственный руководитель в те годы. Таким было начало. Я, по сути, начинал вместе со всей страной!
– С 1999-го по 2000-й Вы служили начальником управления финансов и налоговой политики администрации Новосибирской области. Такой вираж в карьере – что он принёс в итоге?
– Огромный опыт. Серьёзную школу. И нельзя переоценить влияние на меня личности Виталия Петровича Мухи. Человеческая глыба. Мудрый производственник, руководитель Сибсельмаша, а потом области, политик, человек, который умеет держать удар, наконец. Работая с ним, я понял, что все наши кажущиеся трудности – ничто по сравнению с трудностями, которые каждый день преодолевали они, люди его закалки. Войны не было, но чтобы выполнить план, руководители вместе с рабочими не выходили из цеха круглосуточно! Прежде всего, так жила оборонка. И мой отец, который работал на заводе Чкалова, о том же самом рассказывал. И я вынес урок: под лежачий камень вода не течёт. Хочешь, чтобы было производство или банк – работай. Этой заповедью не устаю делиться с выпускниками.
– Какие отношения с альма-матер у Вас сейчас?
– На протяжении 15 – 16 лет, я уже и сам не помню скольких, я председатель ГЭКа по банковскому делу в НГУЭУ. Участвую во всех конференциях, связанных с банковской тематикой. По-прежнему, как говорится, мои пальцы в этих пирогах.
Я до сих пор в замечательных отношениях со многими преподавателями. Например, Галина Михайловна Тарасова и Александра Ивановна Шмырёва. Молодые симпатичные преподаватели тогда – и сейчас по-прежнему симпатичные, но уже доктора наук. Обе – на кафедре банковского дела. 30 с лишним лет хороших человеческих отношений.
– Насколько Вам в жизни пригодились знания, полученные в нархозе?
– На самом деле я учусь всю свою жизнь! Это касается как теории, так и практики. А пригодились мне, скорее, не конкретные формулы, а общий подход. Умение самостоятельно мыслить и анализировать, которое развивали в вузе. Всегда допускались дискуссии, давались дополнительные материалы. Тот, кто хотел, – пожалуйста! Вопрос всегда задавать следует только себе, в первую очередь себе: все ли я возможности использовал, которые мне предоставлялись? И не только в учёбе, но и потом – в работе.