БЛИЦ-ОПРОС:
— Охарактеризуйте НГУЭУ тремя словами.
— Коммуникация. Опыт. База.
— Чем измеряется успех?
— Помимо денег, наверное, количеством попыток. Чем более успешен человек, тем меньше попыток ему необходимо, чтобы чего-то добиться.
— Как образование влияет на способность человека достичь успеха в жизни?
— Напрямую. Образованный человек может подойти к проблеме с разных сторон, по моим наблюдениям.
— Ваше любимое изречение или девиз.
— Любой может стать любым.
— Назовите книги, которые как-то на вас повлияли и которые, на ваш взгляд, должен прочесть каждый.
— «Гений продаж» Тони Бьюзера и Ричарда Израэля. Рекомендовал бы фантастический роман Гарри Гаррисона «Стальная крыса». И в том же стиле — «Автостопом по галактике» Дугласа Адамса. Мне они очень нравятся.
— Из соцсетей и интервью СМИ известно, что бизнесов у вас много. Расскажите, чем именно вы занимаетесь на сегодняшний день?
— У меня сейчас, наоборот, такой этап фокусировки. В прошлом году я продал четыре бизнеса.
В 2017 году один из бизнесов — компанию, которая занималась зернотрейдерством, — я просто закрыл. Закрыл осознанно, а через год понял, что можно было его продать. Поэтому в 2019-2020 годах я активно учился на бизнес-брокера, чтобы уметь оценивать бизнес для его продажи или покупки.
В общем, проходя обучение, я понял, что мне, по большому счету, интересно развивать один бизнес. Сейчас это строительная компания «Домики 365». Мы строим инновационные модульные дома и — по желанию клиента — «фаршируем» их разными системами, интересной «инженеркой».
Есть и второе направление, но тоже в строительстве — это фахверковые дома, или дома в стиле Фахверк. Они пришли из немецкой архитектуры, но мы их переработали, скажем так, под наши реалии: климат, предпочтения сибиряков и так далее.
Из остальных бизнесов у меня остался только центр Coober («Кубер», – Прим.Ред.). Туристическую компанию, кафе-бар «Горный патруль», долю в курорте Шерегеш и еще пару непубличных бизнесов я продал.
— Фрирайд, батуты, бар, курорт появились, потому что у вас были соответствующие увлечения. Сейчас — строительство. Почему?
— Допустим, компанию «Горный патруль» я открыл, потому что этого не было, а мне хотелось этим пользоваться. В принципе, и Coober был так же открыт — мне хотелось прыгать на батуте, а негде. Кстати, и по сей день больше негде. Если бы было много таких центров, я, скорее всего, продал бы его.
Предприниматель выигрывает игру. С фрирайд-турами мы стали первыми в Шерегеше и одними из лучших в России. У нас были туры даже на Камчатку, мы спускались в кратер вулкана. И эта игра выиграна: везде, где можно, условно, мы прокатились, а на Луну не полетим. Возникло много хороших коммуникационных линий, но игра выиграна, и дальше играть в нее не интересно. Нужно либо поставить вместо себя человека, которому будет интересно и который на энтузиазме будет еще несколько лет ее тащить, либо продать людям с горящими глазами, которые хотят в какой-то мере побыть мной. Сейчас «Горным патрулем» занимаются хорошие ребята, у них хорошие результаты. А я им помогаю, когда просят.
— То есть вы остаетесь вовлечены в бизнесы даже после продажи?
— Да, подсказываю какие-то вещи. Более того, я продолжаю пользоваться услугами этих бизнесов. Например, если я куда-то иду в Шерегеше, то это бар «Горный патруль». Там по-прежнему проходят гитарные вечера, лекции по лавинной безопасности, там все по-прежнему. Ребята молодцы, не стали менять формат. Я передал им коммуникационные линии с крутыми фрирайдами, компаниями, которые проводят тесты лыж и так далее.
На Камчатке у нас была гостиница, долю в ней я тоже продал, потому что партнеры там очень активно развивают этот бизнес, а я не могу сделать такой же вклад, мне это не особо интересно. Поэтому такие решения принимались.
А освободившееся время, внимание можно было уделить строительной компании. Там тоже хорошие дела делаются, много классных проектов. Сейчас мы активно застраиваем Шерегеш, Республику Алтай, наши дома есть на одном из островов Курильской гряды. Будет еще больше. И с одной стороны, это тоже увлечение — мне дома нравятся, я занимаюсь этим с удовольствием.
— С чего вообще началась ваша карьера?
— В университете я занимался IP-телефонией. А в 2008 году изменился закон, и, имея три телекоммуникационные лицензии, я оказался вне этого закона. Мне нужно было иметь систему противодействия терроризму — она записывает все звонки и по требованию передает их в органы. Я ничего не читал, ничего не знал, просто деньги зарабатывал. И вовремя не сделал то, что должен был сделать. Соответственно, в итоге бизнес закрылся по решению органов.
После этого я стал заниматься пшеницей, до 2017 года вел этот бизнес. Coober родился в октябре-декабре 2011 года, потому что мне хотелось прыгать на батуте, чтобы научиться делать сальто на лыжах. В детстве я смотрел фильмы с Джеки Чаном, Брюсом Ли, Шварценеггером, и мне хотелось уметь что-то такое делать. Мечта была. К ней и шел. А потом появилось всё остальное.
— Какими достижениями вы особенно гордитесь?
— Ну... Я в принципе довольно доволен собой.
— Можно сказать, что вы успешный?
— Да, конечно. И везучий.
— А с какого момента, на ваш взгляд, этот самый успех пришел?
— Вообще, я еще в первом классе торговал. У меня уже тогда были деньги. Старшие ребята просили сбегать на рынок, купить им сигареты. Сначала я поштучно покупал — столько, сколько денег давали. А потом просто купил пачку сигарет подешевле и продавал. У меня уже тогда были деньги! Были сигареты, жвачки и много всего.
— А в 17 лет были сим-карты и телефоны. Можно ли тогда сказать, что вы целенаправленно шли в предпринимательство после школы? Ничего другого для себя не рассматривали?
— Честно сказать, я никогда себя в найме не видел. Мной всегда двигала какая-то острая необходимость. Нас в семье было семеро, денег не хватало, а хотелось что-то купить. Поэтому голова работала в определенном направлении. Сейчас многие тренеры говорят, что нужно погрузить себя в такую среду, когда у вас возникает острая необходимость. Я с этим согласен. Потому что иначе изменений не происходит.
— Как вы оказались в НГУЭУ?
— Перевелся. В Якутске я поступил на прикладную информатику. Поступил осознанно, потому что всегда любил компьютеры и в 10-11 классе пробовал уже первые сайтики делать. На первом курсе я продавал сайты. Тогда это стоило 5-7 тысяч рублей, я продавал за 50, за 100. Просто с помощью своих навыков продаж. Но тогда продать дорого было легко, потому что создание сайтов казалось всем дико сложным: если ты умеешь делать сайты — ты программист уровня «Бог».
Потом решил заняться телекоммуникационным бизнесом, работал с IP и телефонией и как интернет-провайдер. У меня было желание открыть бизнес в Новосибирске, потому что там интернет и связь были лучше.
После второго курса я приехал в Новосибирск, чтобы снять офис. Гуляя по Центральному парку, случайно вышел к нархозу. Зашел в корпус, а там как раз работала приемная комиссия. Спросил, могу ли я перевестись, если учусь на таком же факультете. Оказалось, что мне надо было сдать два предмета, а два предмета были даже лишними. Но в следующем семестре мне их перезачли.
То есть получился очень плавный переезд. Причем я на бесплатном учился, и меня так же на бюджет перевели.
— Чем привлек университет? Что сразу понравилось?
— Я рассматривал два вуза: НГТУ и нархоз. Честно говоря, первое, что мне понравилось — то, что НГУЭУ удобно расположен и находится на правом берегу. Плюс парк рядом.
Еще понравилось, что Марина Владимировна, по-моему, она была замом проректора (заместитель декана факультета – Прим.Ред.), взяла меня под крыло на весь процесс перевода, познакомила со всеми. Она же рассказала мне, что в НГУЭУ некоторые лекции ведут действующие предприниматели, топ-менеджеры банков. То есть продала мне идею, что я могу получить знания от людей, которые уже сейчас находятся на каком-то высоком уровне. И так и оказалось! Многие предметы у нас вели люди, которые имели какие-то компьютерные фирмы, работали на высоких постах в банках и так далее. А не просто нафталиновые теоретики, читающие материал 70-х годов.
То есть на выбор повлияли три момента: локация, теплый прием (некое гостеприимство, опека и забота) и доступ к людям, которые уже чего-то добились.
— Чем студенчество особенно запомнилось?
— Я не входил в классическое студенческое движение, но я был как предводитель какого-то микро-движения. Я собирал группу, и мы постоянно куда-то ездили: кататься на лыжах в Шерегеш, на Танай, в походы, на рыбалку, на Обское водохранилище, с палатками в Бурмистрово... Я сам по себе турист, и я учил городских ребят рыбачить, чистить рыбу и коптить ее, ставить лагерь, разжигать коптилку... Ездили практически каждые выходные. Прикольное было время, беззаботное!
Мне нравилось отношение к студентам. Например, завкафедрой Пашков Петр Михайлович как-то в нас… верил. Меня преподаватели либо ненавидели (потому что занятия я посещал редко), либо обожали. Я был хорошим студентом в плане знаний, применял их на практике. Например, базу данных использовал в работе. И многие вещи я намного глубже понимал, чем преподаватели.
Допустим, по налогам мне поставили тройку. А я в это время вел бизнес и в отличие от преподавателя какие-то вещи использовал на практике. С тройкой я был не согласен, поэтому попросил собрать комиссию, и она поставила мне «пять».
Так вот... Пашков Петр Михайлович нас именно подталкивал вперед. Например, проходила Всероссийская олимпиада по прикладной информатике, я был капитаном команды. Мы выиграли сибирский этап, потом поехали в Москву и вошли в тройку по России. Пашков верил в нас. Было круто. Для меня это было подтверждением актуальности знаний, которые нам дают. Потому что команду НГТУ мы тогда обошли. Вот это запомнилось.
— Если сравнить учебу в Якутске и учебу в НГУЭУ, какие моменты принципиально отличались?
— В НГУЭУ точно качественнее, чем в Якутске. Сто процентов.
Я вообще академическое образование не очень люблю: оно имеет тенденцию очень быстро устаревать. В НГУЭУ этот вопрос отчасти решен тем, что студент еще получает некие soft skills: он учится общаться, договариваться, выкручиваться. И выходит сочетание нормального академического подхода и мягких навыков, если преподаватель мотивирует нормальным человеческим отношением, а не драконовскими способами. Это я бы отметил как отличие.
Более того, по бизнесу я встречал интересных людей, и оказывалось, что это лучший друг заведующего кафедрой в нархозе. Я передавал приветы, и мне передавали в ответ.
— Какое напутствие вы бы дали студентам?
— Ищите как можно больше практики, стажировок. Это очень важно.
Но при этом не надо идти, условно, сторожами. У нас был парень, который устроился сторожем за 40 тысяч рублей. Тогда это было просто огромной суммой. Но через год те, кто делал сайтики, уже зарабатывали 40 тысяч, а сторож — все еще 40. Еще спустя год появилась разница в доходах. Сторож деградировал, а другие развивались. То есть надо выбирать такую деятельность, которая ведет к какому-то развитию. Допустим, если сфера IT, то надо стараться поработать в крупных компаниях типа Яндекса, Сбера, БКС. Даже забесплатно. Потому что там можно получить хороший релевантный опыт. И потом, когда свой бизнес открываешь, легче скопировать, чем придумать с нуля.
Беседовала Валерия Шаньгина