15.08.2024
БЛИЦ-ОПРОС:
Анна Насонова уже больше 30 лет работает в банковской сфере. За это время она выросла с позиции менеджера до заместителя генерального директора Банка «Левобережный». Карьеру в одном из крупнейших региональных банков Сибири Анна Алексеевна начала, будучи студенткой НГУЭУ. Подробнее — в проекте «Истории успеха».
БЛИЦ-ОПРОС:
— Охарактеризуйте НГУЭУ тремя словами.
— Финансы. Экономика. Качество.
— Чем измеряется успех?
— Удовлетворением личных амбиций и достижением тех целей, которые ты поставил сам себе.
— Как образование влияет на способность человека достичь успеха в жизни?
— Прямо пропорционально.
— Ваше любимое изречение или девиз.
— Много таких. В студенчестве я очень любила повторять фразу из «Мастера и Маргариты»: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!» Сейчас люблю говорить: «Не можешь изменить ситуацию — измени отношение к ней!» и «Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу».
— Назовите книги, которые как-то на вас повлияли и которые, на ваш взгляд, должен прочесть каждый.
— Всегда советую «Финансиста» Теодора Драйзера, особенно экономистам. Если хотите понять банковскую систему и не хотите читать учебник Лаврушина, знакомьтесь с миром финансов вместе с Драйзером. Вторая — «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» Эрика Берна. Также из классики — «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова.
— Анна Алексеевна, расскажите, чем вы занимаетесь на посту заместителя генерального директора? Что входит в зону вашей ответственности?
— Я тот заместитель, который курирует «внутренности», назовем их так. Это не продажи, не взаимодействие с клиентами, не такие направления как b2b или b2c. Это те процессы, которые поддерживают, сопровождают, регулируют, регламентируют, контролируют работу банка. В моей ответственности находятся все те системы, которыми не очень любят заниматься: управление рисками, финансовое управление, куда входит и планирование, и банковская отчетность, и финансовый мониторинг, информационная безопасность, юридическое направление, делопроизводство, взаимодействие с акционерами, с Банком России, служба внутреннего контроля и другие.
— В Банке «Левобережном» вы работаете уже больше двадцати лет. Как развивалась ваша карьера здесь?
— Я пришла сюда главным специалистом по налоговому учету. Как раз в тот период училась в нархозе, получала второе образование. Первое у меня экономическое, второе — юридическое. Проработала я примерно полгода и перешла в планово-экономическое управление. Тогда в банке начали внедрять новое направление — международные стандарты финансовой отчетности, и его взяли на себя аналитики. И, наверное, в силу того, что я любила и умела учиться, понимала учет и аналитику, меня позвали туда. Через какой-то период я уже исполняла обязанности начальника управления и потом стала заместителем генерального директора.
— Недавно вас поздравляли с 30-летием делового стажа в банковской системе. Получается, «Левобережный» — не первая ступень в вашей карьере? Что было до него?
— В 1994-м году я пришла в «Русский Народный Банк», там через полгода стала заместителем главного бухгалтера. Потом ушла в банк «Алемар», где отработала почти семь лет. И после этого перешла Банк «Левобережный». Это третье место работы.
— Почему вы вообще выбрали банковскую сферу?
— Был 1994 год. Время гиперинфляции и серьезных изменений в стране. Устроиться куда-то было достаточно сложно. Первое место, куда я пошла, — налоговая инспекция Ленинского района. Но там руководитель мне сказала: «Я не представляю тебя на должности экономиста. Мне нужен человек, который будет собирать налоги с торговых точек на станции метро Карла Маркса. Как ты будешь маленькая, худенькая это делать?» И так получилось, что знакомая предложила пойти экономистом по вкладам в один из банков. К слову, банков тогда было очень много — больше 2000, они росли как грибы. При этом меня приглашали на завод «Химпласт», где я работала летом, на должность замначальника финансового отдела. Но идти на завод я не захотела — было понятно, что в эту перестройку он не выживет. Все оценив, выбрала банковскую систему.
— Что привело вас, уже работающую в банках, на юридический факультет? Почему вторым дипломом стал именно диплом юриста?
— Первое образование — экономическое — я получила в торговом институте (Сибирский университет потребительской кооперации, – Прим. Ред.). И на тот момент я считала, что знаний экономики и менеджмента у меня было достаточно. Но, работая в банках, я поняла, что мне не хватает именно юридических знаний для изучения документов. Кроме того, я осознала, что для дальнейшей жизни и карьерного развития, нужен какой-то толчок в образовательном плане. В итоге была выбрана юриспруденция.
— Чем привлек нархоз?
— Нархоз был выбран именно потому, что, по моему представлению, здесь достаточно сильно преподавалось гражданское право, финансовое право, страховое, земельное. То есть те виды права, которые помогают работать в любой сфере, не связанной с уголовной. Плюс сыграли такие факторы, как близость к работе и семейные обстоятельства.
— Что запомнилось со времен обучения в нархозе? Вы учились заочно?
— Это было вечернее заочное. У нас были лекции, нормальные начитки и преподаватели, которые хотели до нас донести знания. Запомнился Юрий Перфильевич Ивонин, он читал у нас теорию государства и права. Очень сильный преподаватель по уголовному праву — практик Сергей Дмитриевич Белоцерковский. Финансовое право Игоря Валентиновича Фролова запомнилось, и я потом писала диплом в этом направлении. У нас был очень интересный, разнообразный поток. 90 человек, сборная солянка: сотрудники правоохранительных органов, будущие главы администраций, представители разных профессий. Каждый пришел туда со своими желаниями. Мы разбивались по группам и с некоторыми из выпускников мы общаемся до сих пор. Был достаточно дружный коллектив.
— Помог ли вам нархоз в работе, в карьере?
— Обучение дало очень хорошую основу и легкость в понимании юридических документов: как читать и что видеть. Потому что в банковской системе постоянно меняется законодательство, постоянно нужно читать документы. У нас есть такое понятие, как регуляторные риски: нам нужно смотреть, что хочет регулятор, и следить, чтобы все было соблюдено. Юридическое образование с этим помогло. Помогло дальше двигаться. И однозначно образование дало толчок в профессиональном росте. Поступая в нархоз, я работала еще в «Алемаре», и когда пришла в «Левобережный», я сразу предупредила, что у меня уже есть диплом, но я снова учусь и мне осталось доучиться один курс. Отношение к человеку, который сам идет учится и чего-то пытается достичь, уже работая, оно конечно, немного другое. Руководство «Левобережного» и на тот момент ценило, и сейчас очень ценит людей, которые занимаются самообразованием. Надо сказать, второе образование было для меня уже платным, конечно. Наше поколение помнит финансовые трудности того времени. Чтобы учиться, оплатить первый семестр, я заняла деньги у знакомого. Кроме того, у меня был маленький ребенок, но я решила, что пойду на такой шаг и инвестирую в знания.
— Потом была аспирантура и диссертация. Для чего?
— Я писала диплом по налоговому праву, это было новое направление на тот период. Тогда первый заместитель генерального директора в Левобережном банке, видя мою настойчивость, порекомендовала мне идти в аспирантуру. Я не хотела сразу идти, но Галина Георгиевна Лотобаева сказала: «Если ты сейчас это не сделаешь, ты потом никогда это не сделаешь». Потому что, как говорится, кони запряжены и есть определенный ритм. Это и было мотивацией. Началась кропотливая работа.
— Вы преподавали в это время?
— Я вела некоторые курсы в академии финансов (Сибирская академия финансов и банковского дела, – Прим. Ред.). Потом после защиты диссертации несколько лет преподавала в Торговом институте. А в нархозе я какое-то время была председателем государственной аттестационной комиссии по направлению «Банковское дело» на среднем специальном образовании.
— Выпуская студентов, отследили ли вы какие-то тенденции? Какие они — нынешние выпускники, на ваш взгляд?
— В банковском деле однозначно все поколения выпускников разные. Но раньше амбиций у выпускников было больше. Возможно, это было связано с иллюзией, что банковская система — это большие деньги, и что там все легко. Со временем стали понимать, что банк — это кропотливая, сложная работа, где есть активные продажи, как и везде. А как говорил Котлер, продажа услуги это самое сложное, потому что она неосязаема. И перестали хотеть. С точки зрения знаний, при всем моем уважении к образованию, сегодня не хватает знаний банковского дела, которые раньше давались. Должна быть более глубокая специфика. Сейчас идет сдвиг в сторону среднего специального образования (СПО), потому что очень много работы, что называется, операционной. Если раньше для таких должностей требовалось высшее образование, сейчас уже нет. Достаточно и СПО. А вообще, есть разные дети. Сейчас большинство студентов, которые учатся и к чему-то стремятся, на 3-4 курсе уже начинают работать. Учитывая, что сейчас демографическая яма, работодатель старается их быстрее забрать.
— А как руководителю каких специалистов вам сейчас не хватает?
— Если бы вы сейчас разговаривали с заместителем, который курирует продажи, он бы вам однозначно сказал, что не хватает продажников. Любой руководитель на своем этапе, на своем участке скажет, что не хватает тех или иных специалистов. А у меня достаточно большой блок тех подразделений, для которых вузы не готовят узкопрофильных специалистов. Не выпускают специалистов по рискам или по международным стандартам финансовой отчетности. Да, эти курсы читают в вузах, но 30 человек именно с такой специализацией не выпустишь. И получается, что нужных специалистов очень сложно найти. В любом направлении банковского бизнеса достаточно сложно. В продажах — потому что, нужно уметь продать услугу, коммуницировать, убедить. А в аналитике — потому что у этих специалистов мозг работает немного по другому. Это те люди, которые должны в идеале знать Excel, работать с Access и с большими базами данных, управлять массивами, находить закономерности, уметь анализировать. Сейчас еще желательно уметь работать с искусственным интеллектом — таких специалистов практически нет. Это другая каста выпускников, их единицы. При этом выпускники выходят на рынок с личным ценником, который далеко не соответствует их образованию. В то же время и опыта у них нет.
— Это тот самый замкнутый круг, когда кандидата без опыта рассматривают неохотно, а где взять этот опыт, если никуда не берут, — непонятно. Вы готовы брать новичков и обучать их?
— Когда я только начинала курировать риски и писала кандидатскую, мы встречались со специалистом из Америки. Он работал в банковской системе Штатов. И у него изначально была позиция, что в рисках может работать человек, отработавший в банковской системе не менее 18-19 лет. Почему? Потому что этот человек, зная все процессы, может видеть закономерность. И я как человек, отработавший в банке больше 30 лет, могу сказать, что за год все не поймешь. Хотя это не цикличная отрасль, но есть определенные периоды. И нужно, соответственно понимать, что, как и когда делать. Тем не менее, мы всегда открыты для новичков. Был период, когда брали только с опытом. Сейчас подходы другие. Время требует, чтобы молодежь пришла с каким-то новым видением. Но есть один нюанс. Когда человек устраивается в банк, он сразу ждет минимум шестизначную зарплату. Чудес не бывает. Одно дело — когда ты приходишь в операционную работу и есть круг обязанностей, которые ты должен узнать. Другое дело — аналитическая работа. Это большой объем. Здесь должно быть желание изучать и понимание, что сразу миллионов, миллиардов, триллионов не будет.
— В самом начале вы сказали, что образование прямо пропорционально влияет на способность достичь успеха. Как вы видите влияние высшего образования?
— Высшее образование, в моем понимании, учит мыслить, находить информацию, вовремя ее обрабатывать, сдавать, доносить так, как нужно, защищать эту информацию, соблюдать сроки, качество. Оно дает основу. На юрфаке у нас был предмет «Концепция современного естествознания». У преподавателя был очень толстый учебник, в котором были смешаны география, биология, астрономия — все, что только можно было. Я долго пыталась понять, зачем нам это вообще? Зачем юристу КСЕ? Если пойти на курсы переподготовки, например, там дадут определенный закон, и ты его учишь. А тут КСЕ... Но оно позволяет даже просто посмотреть шире на мир. То есть высшее образование расширяет кругозор. Ты изучаешь не только свое — ты изучаешь общее. Это все-таки фундамент, который дает умение мыслить и ориентироваться в разной информации. Но вопрос — насколько оно нужно? Это уже удовлетворение личных амбиций. Кто-то хочет просто удачно выйти замуж и все. Кто-то хочет делать маникюр и жить для себя. А кто-то хочет учиться и идти по карьерной лестнице.
— И те, и другие будут успешны, и не важно, есть высшее образование или нет?
— Все-таки человек сам должен сказать, он успешный или нет. Но в моем понимании, образование должно быть. По крайней мере, я для себя в свое время это определила, и у меня были такие критерии.
— Что бы вы посоветовали нынешним студентам? Дайте, пожалуйста, напутствие.
— Однозначно надо подумать, что вы хотите. И не бояться идти к этой цели. Пока есть возможность учиться, надо максимально осваивать разные стороны, знания и не думать «зачем мне пригодится этот бухучет» или «для чего мне эта философия?». Зачастую даже управленцам нужно очень много философствовать!
— И в завершение, подводя итог разговору, спрошу: вы себя успешной считаете?
— Наверное, да. Очень важно человеку понять, что это его место и оказаться в нужное время в нужном месте. И я бы еще сказала студентам: если вы чувствуете, что это не ваше, не бойтесь это изменить. Нужно найти именно то, что будет интересно, комфортно, драйвово. Если заниматься нелюбимой работой, толку не будет. Иногда даже лучше поменять вуз, пусть даже на третьем курсе, но найти свое. А чтобы понять, какая из сфер — твоя, нужно действительно поизучать все предметы. Может быть, какой-то предмет казался тебе и не существенным, но именно в нем тебе будет намного интереснее.
Беседовала Валерия Шаньгина