Виктор Васильевич Леонов — один из самых опытных политиков Новосибирской области: был и заместителем главы администрации области, и председателем Облсовета двух созывов, и сенатором. Его трудовая деятельность началась с Новосибирского Оловокомбината, которую он совмещал с учебой в нархозе. О студенчестве и жизненных уроках, приобретенных в стенах института, Виктор Леонов рассказал проекту «Истории Успеха».
БЛИЦ-ОПРОС
— Охарактеризуйте НГУЭУ тремя словами.
— Хорошее базовое образование. Необходимое по жизни знание, которое можно развивать и продолжать. Состав преподавателей, который может зажечь и заставить человека думать и развиваться.
— Чем измеряется успех?
—Востребованностью собственного «Я» в общественном пространстве.
— Как образование влияет на способность достичь успеха в жизни?
— Непосредственно. Потому что то, что я приобрел в стенах НИНХа, помогло мне в любых ипостасях: и как политику, и как администратору. Это навыки искать и думать.
— Ваше любимое изречение или девиз?
— Мне мама однажды сказала: «Витя, ты работай так, чтобы о тебе люди плохо не говорили». И всю жизнь, на каких должностях я бы ни работал, я все меряю одним критерием. Вот это я считаю главным для себя.
— Назовите книги, которые на вас повлияли, и которые, по вашему мнению, должен прочитать каждый.
— Одна из моих любимых книг — «В августе сорок четвертого» Владимира Богомолова. Чем она привлекательна, так это глубочайшей аналитикой. Далее — собрание сочинений Джека Лондона в 13 томах. С детства и до сегодняшнего дня я их иногда перечитываю. И третье — книги современных политологов.
— Виктор Васильевич, кем вы хотели стать, будучи ребенком? Часто на подобный вопрос отвечают: «космонавтом», «шофером» …
— Близко к этому. Я хотел стать летчиком, но в военкомате мне сказали: «Ты такой длинный, в кабину не влезешь». Хотя я думаю, что не взяли меня из-за того, что в юности я был тощим и не вызывал у военкомата ощущения, что я могу быть причастен к авиации.
— Поэтому решили поступать…
— По примеру дяди решил поступать в НЭТИ, но не прошел на дневное отделение. Мне предложили на вечернее, а для этого нужно было на работу устраиваться. И я пошел на Новосибирский Оловокомбинат работать электриком.
— То есть в родном Алтайском крае вы не рассматривали вузы? Стремились именно в НЭТИ?
— Именно в НЭТИ, да. Потому что там учился мой дядя. Позже его направили на Урал, на оборонное предприятие. И он там стал ведущим инженером, вырос до начальника конструкторского бюро.
— Но в вашей биографии НЭТИ не значится. Вы перевелись в нархоз?
— Это длинная история.
— Давайте о ней.
— Давайте честно поделюсь. Днем я работал на Оловокомбинате, вечером учился в НЭТИ. И так продолжалось до призыва в армию. Потом два года я служил в армии. Срочную службу.
Вернулся из армии и продолжил учебу в НЭТИ. Через два года меня избрали секретарем комитета комсомола Оловокомбината на освобожденной основе, и я уже занимался комсомольской работой. Естественно, совмещать активную работу в большой комсомольской организации с учебой на вечернем факультете в НЭТИ стало сложно. К тому же учёба в НЭТИ требовала много времени для освоения сложных технических дисциплин.
Тогда друзья по комсомолу подсказали мне: «Переводись в нархоз, там экономическое образование, оно тебе по жизни больше пригодится». Долго раздумывал — убедили. И я не пожалел.
— Сразу на третий курс перевелись, получается?
— На второй. Дисциплины в институтах были разные: там математика, механика, металлы, а здесь совершенно другие предметы, более мне близкие по роду моей работы и понятные. В итоге получилось, что свой первый институт я закончил за десять лет: в 1969 году поступил в НЭТИ, а в 1979-м выпустился из НИНХа. К 1979-му году я уже был первым секретарем Кировского райкома ВЛКСМ Новосибирска, и предметы, которые преподавали, применял сразу на практике.
— Какая у вас была специальность?
— Планирование промышленности.
— Тогда вы не думали о работе по специальности, именно в промышленности? Организационно-массовая, партийная работа была вам ближе?
— А я и работал по специальности.
После райкома комсомола я работал заведующим организационным отделом райкома партии, затем заместителем председателя райисполкома Кировского района, затем 5,5 лет — его председателем (по-современному – главой администрации Кировского района Новосибирска, – Прим.Ред.).
Кировский район — это промышленный район, до перестройки включающий крупные и значимые для экономики области и страны такие заводы как: Оловокомбинат, Сиблитмаш, Тяжстанкогидропресс, Сибэлектротяжмаш, Сибэлектротрансмаш, Сибэлектротерм, Молзавод, Пивзавод, Домостроительный комбинат... Это была крупная промышленная площадка, требующая обеспечения транспортом тысяч людей, которых нужно было вовремя доставить на работу и обратно, вовремя выплатить им зарплаты, обеспечить достойными социальными условиями жизни и так далее.
У нас в финансово-экономическом отделе райисполкома работали три человека! На весь район! И эти три человека вели учет выполнения государственного плана всех предприятий, сводили баланс... При этом один только Оловокомбинат был солидным участником экономического процесса — его продукция измерялась не просто в рублях, а в сотнях тысяч рублей (в том уровне цен).
Во время работы председателем райисполкома участвовал в перекладке всех трамвайных путей в Кировском районе. Мы объявляли учения гражданской обороны, и в пятницу в 19.00 часов заканчивалось движение трамваев и приступали к работе по перекладке трамвайных путей, они были поделены на участки и розданы всем предприятиям района. Через двое суток мы заканчивали, работники трамвайного депо в ночь выезжали на рихтовку, а утром трамваи уже везли людей на работу. За пять лет мы переложили все трамвайные пути! Так вот, чтобы проделать такую работу, необходимо все просчитать, с учетом имеющейся рабочей силы и техники, организовать питание и медицинский контроль, обеспечить обслуживание техники.
И это только один пример.
Поэтому весь тот объем знаний, который я получил в нархозе, был хорошей основой для моей работы.
— Чем вам запомнилась студенческая жизнь?
— Того, что многие вспоминают о студенчестве, я был лишен из-за совмещения работы с заочным обучением. В студенческих отрядах не состоял, в мероприятиях не участвовал... Эту школу я не прошел, потому что у меня была другая забота — мне нужно было успеть подготовиться к сессии, так как они проходили в порядке совмещения с работой.
Все курсовые работы я писал по ночам, в это время мне больше удавалось сделать, потому что никто не отвлекал, не мешал. Помнится, в силу сложившихся обстоятельств я пропустил все сроки предзащиты диплома и мне позвонил научный руководитель: «Ты чего дурака валяешь?» А научным руководителем у меня был Бовин Андрей Андреевич, я с ним написал и защитил два диплома.
— Второй диплом тоже защищали в нархозе?
— Нет, его я защищал в Высшей партийной школе (сегодня это Сибирский институт управления, – Прим.Ред.). Это было необходимостью, потому что я состоял на партийной работе. И ВПШ заканчивал, уже будучи председателем райисполкома.
— Какие жизненные уроки вам дал институт, помимо академических знаний?
— На каком-то из экзаменов мне задали дополнительные вопросы, а я ответил, что в учебнике этого не было. Меня спросили: «А кроме учебника, где еще можно найти материал?» Тогда я понял, что ограничиваться одним учебником — себе в ущерб. Потому что ты от А до Б знаешь – тебе в институте дали необходимые, системные базовые знания, а дальше – работай сам, ищи, читай, думай, развивайся…
Еще помню: один из преподавателей, который читал нам политэкономию, часто давал материал, которого не было в учебнике, — из своих источников. Про Китай, например, или югославскую модель социализма. Вот он тогда сказал: чтобы сопоставить и понять, правы мы или не правы, надо знать опыт другого развития. Хорошего или плохого, не важно, но надо знать. Тогда я понял: чтобы твердо быть уверенным в том, что ты говоришь, надо сначала напитаться предметом, разносторонне изучив и проанализировав его.
— В чем, в какой из областей вашего богатого опыта вы считаете себя наиболее успешным, наиболее состоявшимся?
— Можно отметить два периода моей работы, когда я был наиболее продуктивен: первый – работа председателем Кировского райисполкома, тогда я работал непосредственно для людей. Каждый объект, который я сдавал — будь то поликлиника, магазин, жилой дом, детский сад, парк, — я делал для людей, для улучшения их жизни.
Второй раз я получил удовлетворение от работы, когда возглавлял Новосибирский областной совет ветеранов в течение пяти лет. Потому что я опять работал на людей и для людей.
Это самая большая общественная организация в области — 600 000 человек. В каждом районе, на каждом предприятии, в каждом селе есть ветеранские организации. Сегодня все они связаны в единую сеть, и все они как работоспособные общественные органы и объединяют ветеранов, и помогают жить. И если раньше мы использовали только разовые субсидии, то вместе с губернатором нам удалось решить вопрос о ежегодном выделении средств на общественно-полезные услуги. Проводимая ветеранскими организациями работа по патриотическому воспитанию молодежи востребована населением. От этой работы я получал удовлетворение.
— Какую роль в вашей карьере сыграл нархоз?
— Нархоз научил думать. Думать, анализировать, принимать решения — аргументированные и взвешенные. И еще научил создавать коллектив, который реализует эти решения.
— В завершение дайте, пожалуйста, напутствие сегодняшним студентам: чему им сегодня нужно следовать, чтобы стать успешными?
— Я бы, наверное, завершил тем же, что мне в свое время пожелала мама. Если будете работать, то делайте это так, чтобы люди вам говорили «Спасибо!» Поэтому изучайте свой предмет так, чтобы сделать полезное для людей, живущих рядом!
Беседовала Валерия Шаньгина