07.07.2021
Артем Свиряков известен как профессиональный актер — 13 лет он работает в городском драматическом театре под руководством Сергея Афанасьева. Помимо этого, Артем занимается общественной деятельностью, руководя двумя некоммерческими организациями и множеством проектов в сфере культуры и искусства. А в 2019 году артист театра и кино стал еще и магистром мировой экономики и внешнеэкономической деятельности.
БЛИЦ-ОПРОС:
— Охарактеризуйте НГУЭУ тремя словами.
— Безграничные возможности, тусовка, крутая библиотека.
— Чем измеряется успех?
— Успех измеряется количеством твоих ошибок, которые ты смог проработать. Чем больше таких ошибок, тем выше твой успех.
— Как образование влияет на способность человека достичь успеха в жизни?
— Я бы скорректировал вопрос: как наука влияет? Образование — это институт, а изучаем мы науку. Как наука помогает достижению успеха? Она систематизирует.
— Ваше любимое изречение или девиз?
— Наверное, самое банальное: «И это пройдет».
— Назовите три книги, которые как-то на вас повлияли и которые, по вашему мнению, должен прочитать каждый.
— «Пропаганда» Эдварда Бернейса, «Тысячеликий герой» Джозефа Кэмпбелла и «Фауст» Гете.
— Артем, почему вы вдруг решили пойти учиться в НГУЭУ спустя 15 лет актерской карьеры?
— Интерес к экономике возник достаточно давно, я искал себя не только в творчестве, но и в управлении. У меня был опыт поступления и обучения в ГИТИСе на продюсерском факультете, но он меня не слишком заинтересовал. Спустя год я покинул ГИТИС. Но мне очень понравилась экономика. И я решил углубиться в изучение этой сферы уже непосредственно в профильном вузе. Поэтому я сначала структурировал свои знания по управлению на программе дополнительного образования в нархозе, а затем выбрал направление «Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность», потому что меня интересовала и интересует сейчас креативная экономика и креативные индустрии. Мне была интересна коммодификация культуры — превращение творческого продукта в товар, который можно продавать не только на внешнем, но и на внутреннем рынке.
Моя выпускная работа была посвящена экспортному потенциалу креативных индустрий Новосибирской области, где я проанализировал методику, историю и потенциал, возможности нашего региона в этой отрасли. Можно сказать, на данный момент и двигаюсь в этом направлении.
Я выбрал очное образование, параллельно играя в театре. Обучение начиналось в шесть вечера, а в половине седьмого начинался спектакль. Два года я постоянно лавировал.
— Как удавалось совмещать?
— На самом деле, если у тебя есть цель, она будет двигать тебя. Одно дело, когда ребята идут в магистратуру, потому что «может быть, потом зарплата повыше будет» или что-то еще. Люди делают это ради того, чтобы сделать. А у меня была цель.
Во-первых, доказать, что я смогу это, что творческий человек может отучиться в магистратуре на «Мировой экономике». Во-вторых, мне действительно интересна экономика.
— Это решение — поступить в магистратуру — как-то повлияло на вашу жизнь?
— Очень сильно изменило. Я столько не читал про культуру и искусство, сколько прочел в экономической литературе. Я по-другому увидел свою сферу, и это помогло мне стать неким посредником между культурой и экономикой.
Сейчас я уже более или менее профессионально занимаюсь театральным и кинопродюсированием. А это цифры, бюджеты, сметы, деловой язык, документация. И экономическое образование в этом помогает. Благодаря этому я смог открыть две некоммерческие организации — в кино и в театре, у нас очень хорошие проекты. Я научился писать гранты, заявки, получать деньги на проекты и их реализовывать, научил этому других людей. Если бы у меня не было образования нархоза, я вряд ли бы научился этому.
Благодаря этому образованию в Новосибирске появилось две организации, которые подарили городу 12 спектаклей.
— Какие жизненные уроки за два года обучения в НГУЭУ вы получили?
— Мои однокурсники мне постоянно говорили: «Артем, ты слишком драматизируешь». И я понял, что действительно творческие люди, если им что-то непонятно, впадают в такую панику, до истерики. Я помню за собой эти моменты. А сейчас меня сложно чем-то удивить, чем-то сбить мое психологическое состояние. Экономические, бухгалтерские, юридические, бюрократические операции для меня вообще не страшны. Серьезно.
Наверное, вторая вещь, которой я научился: вдохновение приходит в процессе. Надо хотя бы начать, пять минут что-нибудь поделать, и придет такое вдохновение, которого не остановишь. У тебя есть постоянные сроки, постоянные задания, курсовые, ты постоянно изучаешь огромное количество материала, пропускаешь через себя, у тебя нет времени задуматься о том, что вот сейчас появится вдохновение, и я сделаю.
Университет научил меня режиму, отсекать все лишнее, фокусировать свои мысли на том, что действительно важно, а не на всем подряд, как это бывает у творческих людей. На какой-то момент я, конечно, потерял свое творческое видение этого мира, но сейчас, спустя два года, я пришел к такому балансу, в котором мне очень комфортно. Я могу говорить и на том, и на другом языке.
— Во время пандемии у вас появился Центр развития и поддержки кинопроектов «Сибирьфильм». Что это за некоммерческая организация?
— У меня есть НКО, которая занимается театром, образованием и спортом. Но я знаю, что в Новосибирске существует прекрасная Западносибирская киностудия. И в связи с развитием креативных индустрий и с моей выпускной работой, в которой я сделал вывод, что потенциально приносящим доходом в Новосибирске может быть кино, мне захотелось развивать эту сферу. Я понял, что у нас хорошие актеры, хорошая творческая составляющая, но абсолютно нет понимания, как и что делать.
Поэтому я решил создать НКО, чтобы поддерживать начинания тех людей, которые в кино вообще ничего не понимают, но у них есть, к примеру, средства. Мы выпустили первую короткометражку, а в конце июня приступили к съемкам второй. То есть сейчас мы заявляем о том, что есть в Новосибирске люди, которые умеют это делать, есть контакты, каталог артистов. Мы пытаемся сделать платформу, на которой будут представлены и творческие единицы Новосибирска, и локации, и оборудование, и техника.
— На общественную деятельность как-то повлияли ограничения, связанные с коронавирусом?
— На самом деле во времена пандемии появилось очень много поддержки именно НКО, появилось много грантов. И мы благодаря этому смогли выжить. Грантов получили больше, чем обычно. Возможностей стало больше, но и сложностей тоже. Тем не менее было сделано все, чтобы проекты реализовались так, как запланировали.
Здесь снова пригодилось экономическое образование — в плане составления смет, в плане договоренностей. Нужно было четко, понятно и ясно аргументировать, почему нужно сдвинуть сроки. Творческому человеку легче станцевать, чем объяснить все это.
Еще у меня был проект «Карта нашей победы» совместно с Министерством региональной политики Новосибирской области. Мне нужно было его защищать перед комитетом «Победа» и лично губернатором. Меня попросили сделать презентацию и за три минуты защитить проект, чтобы мне его одобрили и позволили реализовать во время пандемии. Презентациям вуз научил меня, конечно! В общем, я успешно защитил проект, всем все понравилось.
— Театр, НКО, креативные индустрии... Какое из направлений является для вас основным?
— Недавно вернулся с форума «Таврида», где было направление «Меганомика», презентовали университет креативных индустрий. Там, наверное, я все-таки и сформулировал ответ на этот вопрос. Я часто себе его задавал: к какой сфере я отношусь? Наверное, все-таки это продюсирование. Как субкультурных проектов, так и кино, и прочего. Сейчас у меня в планах поступление на продюсерский факультет к Михалкову и в магистратуру социокультурных проектов.
— Вы считаете себя успешным?
— Наверное, на данный момент я считаю себя целеустремленным человеком, который, несмотря ни на что, достигает поставленных целей, пусть не очень глобальных и высоких, не таких грандиозных, как запустить стартап за миллиард долларов, например, или открыть кучу бизнесов.
— Что бы пожелали молодым людям?
— Я не буду новатором. Я просто еще раз повторю очень важную мысль. Коронавирус причинил много зла, но сделал одно благо — он заставил нас оглянуться вокруг. Остановитесь, посмотрите, что у вас есть, что рядом с вами. Если это университет, то что есть в этом университете, что поможет вам в реализации. Остановка поможет понять, что вы хотите сделать. Подумайте, определите для себя. И никакого онлайн-образования. Только хардкор, только «очка».
Беседовала Валерия Шаньгина