11.05.2021
Новый герой проекта о выпускниках НГУЭУ «Истории успеха» Денис Букин закончил нархоз в 2003 году по специальности «Прикладная информатика в экономике». В 25 лет он стал директором центра управления полетами известной авиакомпании S7, а сейчас занимает должность заместителя гендиректора по операционной деятельности холдинга «Аэропорты регионов». Это он и его команда запустили в Ростове аэропорт «Платов», а в Саратове — аэропорт «Гагарин».
БЛИЦ-ОПРОС:
— Чем измеряется успех?
— Количеством преодоленных препятствий на пути к цели.
— Как образование влияет на способность достичь успеха в жизни?
— Оно помогает научиться разбираться в чем угодно. Нужно разобраться — пошел и разобрался. Мне образование научило этому.
— Ваше любимое изречение или девиз?
— Ничто не длится вечно — ни негатив, ни позитив.
— Назовите книги, которые на вас повлияли, и которые, по вашему мнению, должен прочитать каждый.
— Джек Уэлч «Мои годы в GE», Роберт Кийосаки «Богатый папа, бедный папа».
— Денис Дмитриевич, почему вы выбрали прикладную информатику?
— Из-за склонности к математике. Сначала я поступил на статистику, а потом узнал, что есть такая новая программа, как «Прикладная информатика», и быстренько перевелся. У нас был первый экспериментальный набор. Математика, программирование, экономика — изучали все вместе.
— В момент поступления о новой возможности вы не знали, значит, выбрали нархоз не за это…
— Я мечтал поступить в нархоз с 9-го класса — экономика и математика были близки мне со школы, и я ориентировался на этот вуз. При чем документы подавал в несколько вузов, в некоторые из них, например, в НГТУ, поступил на бюджетное отделение, но учиться пошел все равно в нархоз на платной основе.
— Что запомнилось из студенческих лет больше всего? Преподаватели, дисциплины…
— У меня была замечательный научный руководитель — Любовь Вадимовна Гайкова, добрейшей души человек, профессиональный педагог. Я благодарен ей за проявленное терпение. Она очень сильно помогла мне и в учебе, и просто по-человечески: понимала мою ситуацию одновременной учебы и работы, во многом шла мне навстречу. А что касается дисциплин, то мне нравились все математические предметы.
— Какие жизненные уроки преподал вам университет?
— Вуз научил меня двум основополагающим вещам. Первое — учиться разбираться в чем-то. Сегодняшний доступ информации — совсем не то, что было двадцать лет назад. Второе — учиться коммуницировать с людьми. Лавируя между работой и учебой, нужно было объяснять, договариваться, переносить экзамены… На третьем курсе я пошел работать в центр управления полетами авиакомпании «Сибирь» (сейчас S7 Airlines — прим. ред.).
— Как вы оказались в авиации?
— Все дело в моей династии авиаторов: дед и отец — пилоты.
— Почему вы решили не идти по их стопам и не продолжили династию пилотов?
— В 1998 году авиация была в жутком состоянии, а профессия пилота не особо востребована на тот момент. К тому же здоровье не позволило, да и разум склонялся к другому.
— Как отреагировало старшее поколение? Не огорчились из-за вашего решения?
— Нет, отец и дед меня поддержали. Они «наелись» этой профессии, она ведь не такая простая — ты никогда не находишься дома, все время в каких-то разъездах…
— Получается, что ваш путь начался на третьем курсе с авиакомпании «Сибирь». Давайте поговорим о том, как развивалась ваша карьера.
— Я достаточно быстро рос, потому что тогда авиация испытывала дефицит, нужны были молодые талантливые кадры. Из аналитика перешел на должность ведущего аналитика, потом стал начальником отдела и занимался аналитикой обеспечения международных полетов. Затем началось большое переселение авиакомпании «Сибирь» из Новосибирска в Москву. Топ-состав решили перевезли в столицу, а из региональной компании сделать федеральную. Я попал в список «переселенцев», стал расти дальше и в 25 стал директором центра управления полетами, по факту — операционным директором компании S7.
— Как при таком стремительном росте вам удалось избежать звездной болезни?
— А я не избежал. Заболел и переболел.
— Расскажите о работе в центре управления полетами. Чем занимается операционный директор?
— Работа сложная. 24 часа в сутки у тебя не выключается телефон, ты постоянно днем и ночью решаешь проблемы: контролируешь, какие самолеты и экипажи сегодня летят, координируешь задержки рейсов, стараешься их избежать, обеспечиваешь резервный самолет, если запланированный задерживается, — в общем, это и есть операционное управление деятельностью сегодняшнего дня авиакомпании. В таком режиме я отработал три года. Потом ушел из компании и занимался развитием первого в России лоукостера — «Авианова». Здесь занимался тем же самым, но в отличие от S7 моя команда состояла не из сорока, а из пяти человек. Благодаря оптимизации всех функций мы справились с запуском этим небольшим составом.
— В какой-то момент вы ушли и отсюда. Почему?
— Мне стало неинтересно, я понимал, что достиг потолка, и решил поменять сферу деятельности, ушел работать в сферу аэропортов.
Казалось бы, авиакомпании и аэропорты — это плюс-минус одинаковые вещи, но на самом деле это два полярных вида бизнеса.
— Расскажите, в чем разница?
— Сейчас попробую привести пример. Это как производитель соков и магазин, который эти соки продает. То есть производитель соков — авиакомпания — продает перевозку, обеспечивает самолеты, экипажи и продает конкретному пассажиру конкретную перевозку, а магазин сока — аэропорт — обслуживает людей, которым продана перевозка и параллельно с обслуживанием авиакомпании делает какой-то собственный бизнес (так называемая неавиационная коммерция). Это что-то вроде торгового центра: рестораны, кафе на территории аэропорта.
— Где находился ваш первый аэропорт?
— В Екатеринбурге Я пришел работать директором по производству, отвечал за обслуживание пассажиров, самолетов, грузов, за парковки и эксплуатацию самой инфраструктуры.
Затем я занял ту же должность, но уже в управляющей компании — работал на весь холдинг «Аэропорты регионов». В то время это были четыре аэропорта, сейчас — семь.
Дальше из Екатеринбурга отправился в Нижний Новгород на позицию директора аэропорта и отвечал за конкретный вверенный мне участок. Аэропорт мы построили новый, и мне нужно было научить людей работать в новой инфраструктуре, поднять уровень сервиса, а еще авиационную мобильность Нижегородской области.
— Что это значит?
— Проблема в том, что исторически нижегородцы привыкли летать из Москвы. Они едут 3,5 часа на поезде до столицы, и там им открывается большая география полетов.
— Разве не удобнее летать из своего города и не ехать в Москву?
— Это вопрос привычки. Нам было тяжело это перебороть, пришлось провести большую работу, направленную на популяризацию местного аэропорта, а еще поработать над доступностью тех или иных направлений. Плюс, Нижний Новгород был в списке аэропортов, принимающих чемпионат мира по футболу — 2018, а значит, нужно было подготовить инфраструктуру и персонал к условиям перегрузки — поток пассажиров был в 20—30 раз больше, чем обычно. Готовились более полутора лет. Незадолго до чемпионата мне предложили вернуться обратно в головную компанию и стать операционным директором холдинга.
— Это был 2018 год. На этой должности вы работаете по сей день?
— Да. Сейчас из 7000 человек холдинга в моем функциональном подчинении 75% персонала.
Моя ответственность сегодня — не только процедура обслуживания, но и эксплуатация и содержание терминалов, обслуживание пассажиров, персонал, IT-часть и все, что связано с авиационной транспортной безопасностью.
— Давайте подведем итоги этих трех лет. Что удалось сделать?
— Мы провели чемпионат мира по футболу, запустили аэропорт «Гагарин» в Саратове, выстроили новую команду в головной компании холдинга «Аэропорты регионов».
— Как справлялись с работой в условиях пандемии?
— Нам было очень тяжело: в какой-то момент времени мы даже считали, на сколько месяцев нам хватит денег, потому что падение пассажиропотока доходило до 90—95 % по сравнению с предыдущим годом. Мы вынуждены были уводить на простой часть персонала, сокращать регламенты работы аэропорта — работать не круглосуточно, а только днем, например, сокращать доходы персонала. Максимально сокращали все расходы, где только могли. Но зато нам удалось сохранить коллективы. Несмотря на простои, мы не уволили и не сократили никого, не потеряли своих людей. Люди пошли нам навстречу, занимались своими делами, сидели дома.
— Можно сказать, что сейчас вы восстановились на 100%?
— Нет, мы восстановились на 75—80 %. Надеемся, что больше локдаунов не будет, что люди перестанут бояться летать, что международные направления будут открываться, и третьей волны, как в Европе, у нас не будет.
— Что холдинг планирует реализовать в ближайшем будущем?
— К концу этого года планируем запуск аэропорта в Тобольске. Сейчас там нет вообще никакого авиасообщения. Партнер холдинга — компания «СИБУР» — отвечает там за инфраструктуру, а наша задача состоит в том, чтобы наладить операционную деятельность: подобрать персонал, оборудования, материалы…
— Если на минуту вернуться в то время, когда вы учились в НГУЭУ, то что бы вы сказали себе, студенту?
— Ничего не меняй. Будь таким же целеустремленным. У тебя все отлично. Поменьше расстраивайся по пустякам.
— А какое напутствие, совет можете дать сегодняшним студентам?
— Фокусируйся на результате. Поставил цель — иди к ней. Проблемы и препятствия на пути к цели делают нас сильнее.
Беседовала Нина Зеленина