— Денис Юрьевич, почему вы решили связать свою жизнь с банковской сферой?
— В начале девяностых история с банками была достаточно модной, популярной. Подобно нынешнему социальному тренду digital и IT-технологий. Банки представляли собой сравнительно новый бизнес, некая «шолоховская целина», где нужно было разбираться и выстраивать всю систему «с нуля». Это казалось мне интересным и перспективным.
— Когда вы учились в нархозе, кто-нибудь из преподавателей вам запомнился?
— Были такие преподаватели. Например, Галина Михайловна Тарасова, доктор экономических наук, профессор, заведовала кафедрой банковского дела. Она преподавала у нас на пятом курсе.
— А какой предмет оказался наиболее полезным для вас?
— «Валютное регулирование и контроль».
— Знания, полученные в университете, пригодились в профессии?
— Необходимость теоретической базы в любой профессии является важным фактором роста и развития специалиста. Но наиболее ценно то, что высшая школа дает умение учиться, получать нужные данные из всего информационного хаоса и, главное, адаптировать их к реалиям бизнес-процессов. В сегодняшнем перманентном мире это условие становится обязательным.
— А какие жизненные уроки были усвоены в это время?
— На третьем курсе у меня был опыт ведения самостоятельного бизнеса: ИП, со всеми вытекающими обязательствами (организация «торговых точек», горы документов и разрешений, отчеты в налоговую инспекцию). На все это требовалось много времени. Учебный процесс тоже не ждал. Курсовые, зачеты, сессии. Первый диссонанс возник на экзамене по математике, когда из-за подготовки отчета в налоговую я не успел выучить все, что требовалось для хорошей оценки…
Опуская миллион подробностей скажу, что экзамен я сдал, но, оказавшись на грани фола, четко усвоил три принципа: правильно расставлять приоритеты, вовремя заниматься «нерешенными проблемами» и рассчитывать только на себя.
— Что было после выпуска? С чего началась ваша профессиональная карьера?
— Первая официальная стажировка с заключением договора была еще в студенчестве, в 1998 году в банке «Российский кредит». В тот же год разразился кризис, и когда в 1999 году мы выпускались, трудоустройство по специальности было под большим вопросом — отрасль сильно пострадала, студенты никому не были нужны. Очень вовремя поступило предложение от «Сбербанка». В комиссии по приему государственных экзаменов присутствовали Владимир Викторович Ворожейкин, и.о. председателя территориального банка «Сибирский». Он проявил инициативу и предложил студентам вакансии в «Сбере» — простейшие позиции операционистов. Так банк решал кадровые проблемы, а мы получали работу по специальности. Около 30% студентов дали положительный ответ. В их числе были я и Максим Анатольевич Веселов (нынешний вице-президент «ЮниКредитБанка»). Так и начинали карьеру с коллегой и другом, выдавая бабушкам пенсию в Заельцовском отделении «Сбербанка».
— Но самой долгой историей в карьере на данный момент стал «ТрансКредитБанк»?
— В «ТрансКредитБанке» я проработал 12 лет: прошел путь от специалиста до управляющего. Потом случилась интеграция с «ВТБ», подтверждение квалификации и руководство филиалом «ВТБ24».
— Как развивались события дальше?
— В 2008 году я прошёл обучение в Новосибирской открытой школе бизнеса по программе The Open University of Great Britain и получил международный сертификат МВА. Было интересно поработать в иностранном банке, хотелось на практике попробовать западные управленческие инновации и концепции. Должность управляющего региональным отделением подобного банка оказалась немного не тем, что я предполагал. Хотя опыт, полученный на том этапе, также интересен и полезен. Спустя полтора года, солнечным утром, пришло приглашение от «ПСБ».
— Путь от работы в отделении «Сбербанка» до сегодняшнего дня, наверняка, был непростым. Что помогало не останавливаться и идти дальше?
— Однозначный ответ довольно затруднителен. Главное, чтобы человеку нравилось то, чем он занимается и чему отдаёт много времени. Безусловно, важна и траектория развития, определённая для себя.
— А какую траекторию вы для себя определили?
— Я хотел заниматься кредитованием, потому что, во-первых, сразу виден результат, во-вторых, это — живое общение, переговоры, и в-третьих, набор компетенций, получаемых в этой области, способствует максимально эффективному развитию и личностному росту.
— Чему вообще учит работа в банковской сфере? Каковы ее принципы?
— Неукоснительное соблюдение этических и моральных требований, верность себе и своему слову.
Человек, работающий в банковской сфере, имеет доступ к конфиденциальной информации. Поэтому умение соблюдать секретность, четко отделять дружбу и работу, быть пунктуальным и организованным являются обязательными условиями успешной деятельности.
— Плавно переходим к сегодняшнему дню. За первые полгода вашей работы на посту управляющего активы Сибирского отделения «ПСБ» увеличились вдвое. Как вам это удалось?
— Профессиональная команда, четкие цели, концентрация на стратегически важных задачах.
— Пандемия внесла какие-то изменения в развитие банковской сферы? Может быть, подтолкнула к прогрессу и без того популярные дистанционные каналы продаж?
— С одной стороны, действительно, ускорила. С другой, показала, что оцифровать 100% работы в кредитовании на данном этапе почти невозможно. Хотя тенденция однозначна. Более 20% кредитных заявок обрабатывается полностью дистанционно. И это только начало новой эры в банковском бизнесе.
— Как вы сам относитесь к дистанционным каналам?
— Несмотря на то, что для меня получение кредита как в этом, так и в другом кредитном учреждении, не представляет большого труда, я не пользуюсь этим — мне гораздо удобнее и комфортнее делать это через приложение. Потому что так быстрее и это обеспечивает некоторую конфиденциальность в рамках собственной организации, да и в других организациях, где я обслуживаюсь постоянно, например, в «ВТБ».
— Между банками нет ревностного отношения к своим сотрудникам? Если вы руководите филиалом «ПСБ», не значит ли это, что вы не должны пользоваться услугами «ВТБ»?
— Мировая практика показывает, что все мы, участники одного социума и одновременно являемся покупателями и продавцами услуг. Чтобы иметь представление о продуктах и преимуществах других банков, я выступаю в роли клиента. С корпоративной этикой это никак не связано.