04.03.2020
Игорь Макурин — генеральный директор компании ООО «АБК-Новая Сибирь», одного из крупных игроков рынка Сибири в сфере дистрибьюции и розничной торговли бытовой химией, косметикой, хозтоварами и парфюмерией. Он окончил факультет материально-технического снабжения нархоза в 1986 году, а в 1991-м занялся предпринимательской деятельностью. Игорь Макурин — не только менеджер и бизнесмен, но и творческий человек: герой нашего интервью читает много исторической литературы и даже сам написал книгу.
БЛИЦ-ОПРОС:
1. Нархоз – это...
Нархоз — чемпион.
2. Чем измеряется успех?
Отсутствием жалости к себе.
3. Как образование влияет на способность человека достичь успеха в жизни?
Дает базовые знания, которые необходимо конвертировать в успех.
4. Ваше любимое изречение/девиз.
Везет тому, кто везет.
5. Назовите книги, которые как-то на вас повлияли, и которые, по вашему мнению, должен прочесть каждый.
«Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына, Игорь Шафаревич «Социализм как явление мировой истории», Дмитрий Мережковский «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» и «Смерть богов. Юлиан Отступник», Набоков, Гоголь «Мертвые души».
— Игорь Игоревич, вы помните, как поступали в нархоз? Почему решили учиться именно здесь?
— До армии я поступал в институт легкой промышленности с идеей, что, когда его закончу, стану директором швейной фабрики и буду выпускать хорошие советские джинсы. Увы, не поступил и ушел в армию. После нее решил поступать на факультет планирования промышленности в нархоз с этой же целью, но на подготовительных курсах меня какой-то молодой человек убедил в том, что надо идти именно на факультет материально-технического снабжения.
Первые два занятия на курсах я был в отчаянье — забыл математику... Думаю, нет, пойду лучше на рабфак. Помню, стою я на крыльце нашего нархоза и идут две симпатичные девушки, ведут обычный студенческий разговор. Я смотрю на них и думаю: «Да, чтобы дружить с такими девушками, надо все-таки поступать». И поступил.
— А как же ваша «джинсовая» мечта?
— Вы знаете, дальше началась проза жизни. На 4 курсе я женился, у меня родился ребенок. Затем я пошел работать на Новосибирский завод химконцентратов, а через несколько лет перевелся в строительное управление МЖК. Начиная с 1991-го года стартовал мой частный бизнес.
— Какой была для вас студенческая жизнь? Поделитесь яркими воспоминаниями.
— Наверное, как и для многих, студенческая жизнь связана с приятными воспоминаниями. Четыре года я был старостой группы, а в наши годы выдержать это было очень сложно. Прикрывал многих от прогулов, периодически терял журнал (смеется). Мне очень нравилась экономика сама по себе (до сих пор читаю экономическую литературу) и все специальные предметы. К общим предметам я относился несколько пренебрежительно.
Студенческое фото из архивов Игоря Макурина
Самое эмоциональное впечатление связано с КВН. В пору моего студенчества его еще так не называли, но само это молодежное движение, если можно так сказать, имело место быть. Помню, наш нархоз занял первое место по городу, это было по-настоящему круто. Командой руководил замечательный преподаватель Борис Исакович Штейнгольц.
Наша команда использовала в своем реквизите гигантский фанерный кубик Рубика. Он был изготовлен у нас в нархозе, разукрашен специально для соревнований. В те годы Новосибирск представлял собой серое унылое пространство, и вдруг толпа молодых людей и девушек, человек двести, несут по улице этот куб. Мы все шли в цирк, где и проходил КВН. По-моему, даже общественный транспорт останавливался, люди высовывались из окон и не могли понять, что же происходит.
— В общежитии вам удалось пожить?
— Нет, я был городской. Но общежитие стало для многих зоной свободного притяжения, ведь там происходили, пожалуй, главные события для студентов. Например, мы вместе с одним парнем, который на финансах учился, регулярно проводили в общаге дискотеки. Я уже не помню, как это у нас получалось — хорошо или плохо, но среди девушек пользовались повышенной популярностью.
— Вы поддерживаете общение с бывшими однокурсниками и преподавателями?
— Мы встречаемся каждые пять лет с потоком, переписываемся в соцсетях... Считаю, что у нас поток был очень хороший, а группа, наверное, самая лучшая.
Моим любимым преподавателем был Владимир Заурбекович Баликоев, который привил мне большой интерес к высокой экономике. Вспоминаю также Владимира Гавриловича Женова, который в то время был деканом и вел специальности. Он применял методику, которую я называл «ковровые бомбардировки». На семинарах он задавал кучу маленьких вопросов и охватывал всех студентов, поэтому отвертеться от ответа было невозможно. Еще запомнился великолепный преподаватель советского права Владислав Меньшиков, а также Николай Воронович, который вел экономико-математические методы. Интересно, что этот предмет мне нравился, а он не верил в то, что я его знаю — думал списываю.
— Вы попали на первое место работы, будучи еще студентом. Как это получилось и почему возникла такая потребность?
— На самую первую работу я пошел еще в школе, в 8-9 классе, уговорив маму, чтобы она меня, как сложного подростка, устроила на завод. Я работал упаковщиком и получил зарплату 101 рубль. С тех пор все и началось. Будучи студентом, я организовал рабочие бригады, мы работали со стекловатой. Я сам ее крутил и еще управлял несколькими бригадами. В этот же время я работал пожарным. Помню, что без «шабашек» я в месяц получал где-то 200 рублей — 160 как пожарный, 40 — стипендия. И это при средней зарплате в 120 рублей по нашей специальности в отрасли. Т. е. я был достаточно обеспеченным студентом и зарабатывал всё сам.
На этой же волне я пришел на завод. В 1991-м году мне предложили стать директором биржи, а перед этим пройти стажировку в Москве.
— Как считаете, нужно ли студенту подрабатывать во время учебы?
— Конечно, нужно, ведь это опыт. Сейчас студентам подрабатывать комфортнее, чем было нам — берут по специальности, и это очень важно.
— А знания, полученные в университете, пригодились вам в построении карьеры?
— Конечно, институт дает базовые знания, а нюансов ведь миллион и уже реальная работа все подкорректирует. Я уверен, что много раз я принимал правильные решения именно потому, что у меня были эти базовые знания. До сих пор пользуюсь той базой, которую получил в нархозе. Я точно понимаю, что учеба в институт тренирует и разминает мозги.
— Расскажите, как начинали свой бизнес и поняли, что нужно делать что-то свое?
— Когда мне было 29 лет, меня пригласили возглавить биржу, но где-то через год вся эта деятельность накрылась. На тот момент у меня уже была своя компания «Сибирская бумага». Как-то мы получили в цепочке товарообмена вагон туалетной бумаги и с него началась история той современной фирмы, которая у нас сейчас есть. С этого бартера мы тут же организовали розничную продажу туалетной бумаги прямо с улицы по оптовой цене, а потом ещё продавали наличные деньги, потому что наличка была в дефиците.
Интересно, что одну неделю я ходил в костюме (сказался опыт работы на бирже), а другую — в спортивных штанах и куртке, потому что организовывал разгрузку и погрузку бумаги, транспортную логистику. Сейчас наша компания, конечно, приобрела совсем другие масштабы — мы являемся дистрибьюторами, оптовыми и розничными продавцами бытовой химии, косметики и парфюмерии.
— Какие периоды вашей карьеры стали наиболее важными для вас и повлияли на дальнейшее развитие?
— Конечно, в жизни каждого человека есть различного рода реперные точки. Первая для меня — поступление в нархоз, вторая — работа на МЖК и бирже, частный бизнес. Затем 1998 год, когда на страну обрушился первый большой кризис. Именно на нем мы заработали, он позволил нам стать сегодняшней компанией. Следующая реперная точка — открытие собственных магазинов, затем — получение контрактов с мировыми грандами, строительство бизнес-центра «Речной вокзал», совладельцами которого мы являемся.
— Вас вдохновляет и зажигает то, чем вы занимаетесь сейчас?
— Да, слава богу, мне повезло. Я по натуре своей менеджер и предприниматель, люблю добиваться качественных результатов. Все наши магазины и другие объекты мы построили буквально на помойках — именно на этих местах была разруха.
— Чтобы иметь свой бизнес, обязательно ли иметь высшее образование и заканчивать вуз?
— Могу сказать, что высшее образование сегодня обесценивается самим подходом государства к нему. В советское время, когда я поступал в институт, в среднем было 5-6 человек на место — серьезный отбор и строгие требования к сдаче экзаменов, зачетов и т. д. То, что происходит сейчас, я считаю, это развал системы образования. Вот поэтому оно и теряет популярность, появляется такое мнение: «Какой смысл ходить в институт, если можно на курсах поучиться?».
Но есть такая интересная фраза, со смыслом — математика ум в порядок приводит. Я считаю, что вуз, однозначно, делает то же самое, дает базовые необходимые каждому знания. Они послужат хорошим фундаментом и для построения своего бизнеса. Также, когда мы подбираем персонал в компанию, то, конечно же, обращаем внимание на образование, тестируем кандидатов. Так вот, обычно у человека с образованием показатели, которые отвечают за уверенность, концентрацию, последовательность, выше, чем у людей без образования.
— Игорь Игоревич, чем вы любите заниматься в свободное от работы время?
— У меня есть хобби — изучение социальной истории. Я даже написал книгу по истории частной собственности в России «ДЕколлективизация». Замысел этой книги родился под впечатлением известного труда Эрнандо де Сото «Загадка капитала».
— По вашему мнению, что нужно понять студенту уже сейчас, чтобы стать успешным человеком?
— У меня есть четкая персональная формула: успех — это отсутствие жалости, прежде всего, к себе. А все остальное приложится. Безусловно, если мы говорим про студентов нархоза, то советую получить базовые знания. Сейчас мы живем и работаем в обществе потребления, и вот эти базовые знания пригодятся всегда и везде.
Анастасия Смирнова