10.12.2019
Александр Савельев – президент Ассоциации Регионального отраслевого объединения работодателей «Саморегулируемая организация Строителей сибирского региона». Он получил в нархозе специальность «Экономист», закончил аспирантуру в Москве, кандидат экономических наук, доцент. Александр Владимирович преподавал и был деканом в НГУЭУ, занимал высокий пост в Правительстве области, а также был депутатом областного Совета депутатов четвертого созыва. В ноябре этого года получил почетное звание «Заслуженный строитель Новосибирской области».
Блиц-опрос:
НГУЭУ – это?
Первая профессиональная ступенька, необходимая для дальнейшей жизни.
Чем измеряется успех?
Уважением к тебе окружающих людей.
Как образование влияет на способность человека достичь успеха в жизни?
Образование и успех – вещи взаимодополняемые. Поэтому влияет существенно.
Ваше любимое изречение или девиз.
Делай, что должно, и будь что будет.
Назовите три книги, которые как-то на вас повлияли, и которые, по вашему мнению, должен прочесть каждый.
«Три товарища» Ремарка, еще нужно перечитывать любые рассказы Джека Лондона и произведения Михаила Булгакова; Владимир Дудинцев «Белые одежды».
– Александр Владимирович, расскажите свою историю поступления в институт народного хозяйства.
– История очень простая, как и у значительной части молодежи того времени. В 1974 году я демобилизовался из рядов советской армии и после летних месячных подготовительных курсов поступил в институт на специальность «Экономика и планирование материально-технического снабжения». Но конкурс был не общий, а только среди тех, кто отслужил в армии – тогда существовало такое положение. Это давало возможность иметь определенные льготы при поступлении. Однако таким образом в институт поступали не только те, кто отслужил, но и те, кто учился на так называемом нулевом или рабочем факультете. Нархоз я выбрал еще и потому, что территориально он оказался самым ближайшим учебным заведением – я жил рядом с институтом.
После успешного окончания нархоза я был направлен для прохождения стажировки в тогда еще Московский институт народного хозяйства им. Г. В. Плеханова, затем поступил здесь же в очную аспирантуру по этой же специальности на факультет госснабжения. И в 1982 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук.
– Ваша дальнейшая деятельность была связана с преподаванием?
– Да, я вернулся в нархоз на кафедру экономики и планирования материально-технического снабжения. Там я прошел путь от ассистента до доцента, а затем – декана факультета. Я, кстати, был деканом факультета экономики и планирования материально-технического снабжения, а потом нас соединили с факультетом экономики промышленности и образовался новый факультет «Управление производством», деканом которого назначили меня. Плюс ко всему открыли и присоединили к факультету инженерную специальность «Организация и нормирование труда», по которой студенты учились пять лет в то время как все остальные обучались четыре года.
Несмотря на то, что я был целевым аспирантом, на кафедру меня приняли не сразу, потому что не оказалось вакантного места. Ведь тогда преподавать считалось настолько престижным, что для того, чтобы устроиться в институт, необходимо было иметь какие-то сверхвысокие возможности, связанные с протекцией чуть ли не на уровне обкома партии. В связи с этими трудностями я какое-то краткое время успел поработать в научно-исследовательском секторе.
В общей сложности я проработал в институте десять лет, пять из которых – деканом. А в 1991 году завершил эту эпопею, связанную с обучением студентов, и ушел в бизнес.
– Почему возникла такая необходимость – уйти из нархоза?
– Главным образом потому, что началось смутное время, девяностые. В советское время преподавателям платили более чем достойную зарплату, а в девяностые возник резкий спад во всем. В жизнь страны ворвались революционные преобразования, соответственно, существенно девальвировалась и заработная плата, и престиж нашей специальности. Необходимо было кормить семью, поэтому не только я, многие преподаватели ушли. Но расставание с нархозом произошло не навсегда, естественно.
– Вам доставляло удовольствие преподавание, работа со студентами?
– Да, безусловно. Я прекрасно помню, что, когда я уходил, мне было, мягко говоря, не очень приятно расставаться с вузом, потому что я привык к нему, а студенты привыкли ко мне. Пять лет я как «отец» факультета занимался решением всевозможных проблем, которые касаются студенческой жизни – в то время это было и общежитие, и распределение стипендий, и выпускников по местам их будущей работы и т.п. Надо сказать, что за свою карьеру я сменил немало мест работы. Например, занимал пост начальника главного планово-экономического управления администрации Новосибирской области, первого заместителя руководителя департамента экономического развития и промышленности. Однако на госслужбе я пробыл непродолжительное время, всего два года – понял, что это не мое.
– А что конкретно вам не понравилось на государственной службе?
– Жизнь чиновника достаточно сложна, а должность, которую я занимал (сегодня это соответствует должности министра экономического развития области) очень ответственная. На меня возлагались определенные обязательства, которые касались, прежде всего, выполнения задач, поставленных губернатором перед всем экономическим блоком и связанных с социально-экономическим развитием области. Другими словами, отвечали мы практически за все, а возможности наши были достаточно ограничены. Собственно говоря, это и сейчас, наверное, происходит.
– В период вашей работы в нархозе и преподавательского опыта какими вы увидели студентов?
– Сам образовательный процесс был несколько иным, чем в настоящее время. Я сейчас тоже имею некое представление о преподавательской деятельности, потому что до недавнего времени являлся председателем государственной аттестационной комиссии в нархозе, поэтому могу сравнивать. Видите, тогда конкурс был более высоким, вступительные экзамены сдавались в институте. Теперь же всё решается на стадии сдачи единого государственного экзамена в общеобразовательных школах. Мне кажется, за счет таких преобразований произошло изменение «качества» абитуриентов. Однако я не могу утверждать, что нынешние студенты слабее, нежели их предшественники, сейчас много замечательных молодых людей, которые блестяще заканчивают вузы и на практике доказывают, чего они стоят.
– Александр Владимирович, как вы попали в строительную отрасль, в которой сейчас работаете?
– Когда работал на госслужбе, мне поступило предложение перейти в эту сферу деятельности, я подумал и согласился. Стал строителем и не жалею нисколько, потому что меня эта работа вполне удовлетворяет. Она очень интересна и многогранна с точки зрения ее познания и работы в ней.
За эти 15 лет я успел поработать директором завода, возглавлял крупную строительную компанию и последние десять лет являюсь руководителем Ассоциации, куда входит порядка 300 строительных компаний, работающих на территории Новосибирска и области. Этот процесс меня целиком поглотил, интересен с точки зрения познания нового, мы анализируем процессы, которые происходят в экономике строительных организаций, делаем прогнозы относительно того, как будет развиваться рынок жилой и коммерческой недвижимости, каковы перспективы с точки зрения развития строительного бизнеса и другие вопросы, относящиеся к деятельности Ассоциации.
– В таком случае интересно, как вы оцениваете состояние строительной отрасли в Новосибирской области на сегодняшний день?
– С 1 июля текущего года застройщики, которые занимаются строительством жилья, перешли на новые правила финансирования. Появилась новая форма – привлечение денежных средств дольщиков путем открытия эскроу-счетов и проектного финансирования. Теперь участники долевого строительства вносят денежные средства не застройщикам, как это происходило раньше, а открывают счета эскроу в уполномоченных банках, и эти деньги лежат на счетах до завершения строительства жилого многоквартирного дома. Новые правила принципиально меняют схему финансирования застройщиков и в значительной степени усложняют их деятельность, но гарантируют дольщикам сохранность их вложения.
Лишь 15% застройщиков из 185, имеющихся в Новосибирске, перешли на новые правила, остальные к этому процессу пока не готовы, поэтому нас ждут непростые времена в сфере строительства жилья. Порядка 74% домов в ближайшие два года будут достраиваться по старым правилам, с привлечением денежных средств дольщиков, затем все должны будут получать проектное финансирование и открывать счета эскроу.
– Александр Владимирович, что вам дал нархоз?
– Проработав в различных сферах деятельности, я все-таки с большой теплотой вспоминаю именно свои студенческие годы, проведенные в нархозе. Потому что это было прекрасное время, которое практически невозможно забыть – твоя юность, твое становление, в конечном счете, это то время, когда ты получаешь специальность, во многом определяющую твою дальнейшую жизнь.
Институт дал мне не только базовые знания (которые, кстати, пригодились и на госслужбе, и в бизнесе), но и дал толчок к саморазвитию меня как личности.
– По вашему мнению, что нужно понять студенту уже сейчас, чтобы стать успешным человеком?
– В основе всего лежит, конечно же, труд и самообразование. Хотите чего-то достичь? Учитесь постоянно, получайте дополнительное образование, ищите возможность свои знания каким-то образом расширить. После окончания вуза это просто необходимо, потому что дает невероятный толчок для развития. Этим занимался и я, когда учился в аспирантуре в Москве и совершенно четко понял, что самообразование – основа успеха.
Анастасия Смирнова