11.12.2017
Лента новостей, Блог ректора, Для государственных органов
Ректор НГУЭУ Александр Новиков о главных и второстепенных вопросах, которые могут найти отражение в стратегии развития российского образования.
Относительно недавно средства массовой информации сообщили, что Министерство образования и науки РФ объявило о разработке стратегии развития образования. Сейчас для этого формируется рабочая группа, которая приступит к созданию стратегии в 2018 году.
К стратегиям можно по-разному относиться, но я убежден, что жить без них трудно — как в личном, так и в каком-то более глобальном плане. Я всегда с интересом изучаю стратегии развития государства, отраслей, регионов и конкретных предприятий. И люблю сравнивать: что планировали в качестве стратегической цели и что достигнуто. Хорошо, что и в сфере образования пришли к пониманию необходимости выдвинуть стратегические цели и — что еще более важно — технологии их достижения.
Я уже не раз поднимал вопрос студенческой активности, включенности в жизнь вуза и общества. Например, когда сравнивал Совет обучающихся вуза и комитет комсомола.
Комитет комсомола, как правило, объединял неравнодушных людей, давал им возможность проявить себя. Сейчас такой объединяющей силы нет. Можно поспорить, сказав, что времена изменились, у молодежи появилось множество возможностей для общения и самореализации и за пределами вуза. Да, это так. Но когда мы говорим о стратегии развития образования, вопрос воспитания личности, формирования гражданской позиции приобретает особую важность. Если у советского человека была четкая схема действий — с начальной школы и до выхода из стен вуза он переходил из одной молодежной организации в другую, постепенно совершенствуя свои личностные качества, то сейчас такой схемы нет. Как сейчас школьнику или студенту объединить имеющиеся возможности в траекторию собственного развития, направленную на формирования осознанных взглядов на развитие общества и экономики и своего места в обществе?
Также позиция всё чаще формируется в социальных сетях. Поэтому, в социальных сетях нужна активная позиция воспитателей молодежи. Например, НГУЭУ в свое время по инициативе студента Антона Никитина организовал группу «ВКонтакте», одну из наиболее многочисленных групп в этой социальной сети среди вузов в Новосибирске. И мы активно работаем в этой группе, что способствует выявлению актуальных для молодежи проблем и выработке позиции руководства вуза по решению этих проблем.
Я уверен, что нужно занимать активную позицию там, где молодежь, не бояться разговаривать с молодежью, обсуждать и пытаться понимать ее проблемы. Один из таких подходов — создание и развитие системы внеучебных траекторий.
К тому же, очень малый процент молодых людей способен внятно выразить свою позицию. К сожалению, студенты плохо говорят публично. Взять, к примеру, наших студентов. На днях у нас проходил финал конкурса «Мисс и Мистер Университет – 2017». Среди прочих заданий претендентам на победу нужно было прокомментировать экономическую ситуацию для конкретного предприятия. Я отметил, что только треть участников могла со сцены внятно выразить свое отношение к этой ситуации. Конечно, это можно списать на специфику конкурса — все-таки он не о знании экономики и больше в нем ценятся творческие способности, харизма, внешние данные и умение себя подать. Но, тем не менее, он отражает проблему: в таких конкурсах участвуют студенты с активной жизненной позицией, значит эти студенты, когда подрастут, также будут занимать активную позицию во взрослой жизни. И умение рассуждать и обосновывать точку зрения будет востребовано. И чтобы решить проблему формирования гражданской позиции, на мой взгляд, нужно усилить гуманитарную составляющую образовательного процесса — не столько в плане зубрежки каких-то фактов, например, из жизни политической партии, сколько в плане умения рассуждать, обосновывать собственное мнение, уметь отстаивать свою позицию.
Например, сейчас не проходит и дня без упоминания в СМИ криптовалют в контексте появления нового финансового инструмента с очень высокой доходностью. Это в чем-то напоминает историю из 90-х годов — МММ. Многие проводят эту параллель и боятся связываться с криптовалютами. Но на самом деле нельзя игнорировать тот факт, что на наших глазах, благодаря принципиально новым технологиям, формируются принципиально новые способы и методы организации рыночного пространства. Не исключено, что традиционные формы учетной системы, торговых площадок, технологии выпуска финансовых инструментов и другие составляющие финансового и других рынков в скором времени будут принципиально другими. Изменятся сами институты рыночной экономики, и отдельные элементы дорогостоящей инфраструктуры с большим количеством занятых работников потеряют свое значение или вообще исчезнут.
Как готовить специалистов для этой сферы сейчас, когда сложно даже предугадать характер изменений? И таких примеров много, их можно найти в любой деятельности. Применительно к нашему вузу, мы на первый план вынесли задачу формирования у студентов предпринимательского мышления, создали специальный проектный офис «Предпринимательский университет». Под этим мы подразумеваем формирование способности под новым углом взглянуть на проблему. Важно научить не только тому, как решать проблемы сегодняшнего дня, а технологии решения любых проблем. Если это нам удастся, то наши выпускники в любой ситуации не потеряются и смогут достичь успеха.
Как говорится, если дать человеку рыбу, то он будет сыт один день, а если дать удочку — то всю оставшуюся жизнь. С этой точки зрения наш подход применим, на мой взгляд, к любому вузу вне зависимости от его специализации.
Если вернуться к вопросу стратегии развития образования, то к ней можно подходить с разных сторон. Можно, например, спуститься на уровень организации и подумать о том, должно ли образование быть частным или только государственным? Должно ли оно подстраиваться под конкретного человека или быть усреднено хорошим? Какими могут быть формы организации учебного процесса? Что именно должно контролировать государство, проводя аккредитацию вузов и других образовательных организаций?
Это всё очень важные вопросы, но они носят второстепенный характер. А на первом месте, на мой взгляд, должна стоять попытка переосмысления подходов к формированию личностных и профессиональных компетенций.
Я — за обсуждение и обоснование главной цели образования!
К стратегиям можно по-разному относиться, но я убежден, что жить без них трудно — как в личном, так и в каком-то более глобальном плане. Я всегда с интересом изучаю стратегии развития государства, отраслей, регионов и конкретных предприятий. И люблю сравнивать: что планировали в качестве стратегической цели и что достигнуто. Хорошо, что и в сфере образования пришли к пониманию необходимости выдвинуть стратегические цели и — что еще более важно — технологии их достижения.
Что должна отражать стратегия развития образования? На мой взгляд, поскольку образование формирует личность и профессиональные компетенции, в этом основополагающем документе нужно попытаться соединить оба эти направления.
Я уже не раз поднимал вопрос студенческой активности, включенности в жизнь вуза и общества. Например, когда сравнивал Совет обучающихся вуза и комитет комсомола.
Комитет комсомола, как правило, объединял неравнодушных людей, давал им возможность проявить себя. Сейчас такой объединяющей силы нет. Можно поспорить, сказав, что времена изменились, у молодежи появилось множество возможностей для общения и самореализации и за пределами вуза. Да, это так. Но когда мы говорим о стратегии развития образования, вопрос воспитания личности, формирования гражданской позиции приобретает особую важность. Если у советского человека была четкая схема действий — с начальной школы и до выхода из стен вуза он переходил из одной молодежной организации в другую, постепенно совершенствуя свои личностные качества, то сейчас такой схемы нет. Как сейчас школьнику или студенту объединить имеющиеся возможности в траекторию собственного развития, направленную на формирования осознанных взглядов на развитие общества и экономики и своего места в обществе?
Также позиция всё чаще формируется в социальных сетях. Поэтому, в социальных сетях нужна активная позиция воспитателей молодежи. Например, НГУЭУ в свое время по инициативе студента Антона Никитина организовал группу «ВКонтакте», одну из наиболее многочисленных групп в этой социальной сети среди вузов в Новосибирске. И мы активно работаем в этой группе, что способствует выявлению актуальных для молодежи проблем и выработке позиции руководства вуза по решению этих проблем.
Я уверен, что нужно занимать активную позицию там, где молодежь, не бояться разговаривать с молодежью, обсуждать и пытаться понимать ее проблемы. Один из таких подходов — создание и развитие системы внеучебных траекторий.
Я уверен, что активная позиция государства, конкретной организации, отвечающей за образование, должна красной нитью проходить через стратегию развития образования.
К тому же, очень малый процент молодых людей способен внятно выразить свою позицию. К сожалению, студенты плохо говорят публично. Взять, к примеру, наших студентов. На днях у нас проходил финал конкурса «Мисс и Мистер Университет – 2017». Среди прочих заданий претендентам на победу нужно было прокомментировать экономическую ситуацию для конкретного предприятия. Я отметил, что только треть участников могла со сцены внятно выразить свое отношение к этой ситуации. Конечно, это можно списать на специфику конкурса — все-таки он не о знании экономики и больше в нем ценятся творческие способности, харизма, внешние данные и умение себя подать. Но, тем не менее, он отражает проблему: в таких конкурсах участвуют студенты с активной жизненной позицией, значит эти студенты, когда подрастут, также будут занимать активную позицию во взрослой жизни. И умение рассуждать и обосновывать точку зрения будет востребовано. И чтобы решить проблему формирования гражданской позиции, на мой взгляд, нужно усилить гуманитарную составляющую образовательного процесса — не столько в плане зубрежки каких-то фактов, например, из жизни политической партии, сколько в плане умения рассуждать, обосновывать собственное мнение, уметь отстаивать свою позицию.
Второе направление формирования стратегии образования, на мой взгляд, должно быть связано с профессиональными компетенциями. Это очень серьезный вопрос, потому что на самом деле даже сложно сказать, какие компетенции понадобятся выпускнику через 4-5 лет, а что будет в более долгосрочной перспективе, вообще непонятно.
Например, сейчас не проходит и дня без упоминания в СМИ криптовалют в контексте появления нового финансового инструмента с очень высокой доходностью. Это в чем-то напоминает историю из 90-х годов — МММ. Многие проводят эту параллель и боятся связываться с криптовалютами. Но на самом деле нельзя игнорировать тот факт, что на наших глазах, благодаря принципиально новым технологиям, формируются принципиально новые способы и методы организации рыночного пространства. Не исключено, что традиционные формы учетной системы, торговых площадок, технологии выпуска финансовых инструментов и другие составляющие финансового и других рынков в скором времени будут принципиально другими. Изменятся сами институты рыночной экономики, и отдельные элементы дорогостоящей инфраструктуры с большим количеством занятых работников потеряют свое значение или вообще исчезнут.
Как готовить специалистов для этой сферы сейчас, когда сложно даже предугадать характер изменений? И таких примеров много, их можно найти в любой деятельности. Применительно к нашему вузу, мы на первый план вынесли задачу формирования у студентов предпринимательского мышления, создали специальный проектный офис «Предпринимательский университет». Под этим мы подразумеваем формирование способности под новым углом взглянуть на проблему. Важно научить не только тому, как решать проблемы сегодняшнего дня, а технологии решения любых проблем. Если это нам удастся, то наши выпускники в любой ситуации не потеряются и смогут достичь успеха.
Как говорится, если дать человеку рыбу, то он будет сыт один день, а если дать удочку — то всю оставшуюся жизнь. С этой точки зрения наш подход применим, на мой взгляд, к любому вузу вне зависимости от его специализации.
Если вернуться к вопросу стратегии развития образования, то к ней можно подходить с разных сторон. Можно, например, спуститься на уровень организации и подумать о том, должно ли образование быть частным или только государственным? Должно ли оно подстраиваться под конкретного человека или быть усреднено хорошим? Какими могут быть формы организации учебного процесса? Что именно должно контролировать государство, проводя аккредитацию вузов и других образовательных организаций?
Это всё очень важные вопросы, но они носят второстепенный характер. А на первом месте, на мой взгляд, должна стоять попытка переосмысления подходов к формированию личностных и профессиональных компетенций.
Я — за обсуждение и обоснование главной цели образования!
Лента новостей, Блог ректора, Для государственных органов