29.05.2017
Учебная деятельность, Ректор, Блог ректора, Для студентов и магистрантов, Для преподавателей
Ректор НГУЭУ Александр Новиков рассказывает о том, чем грозит некачественный диплом, и делится лайфхаком по подготовке к защите.
В начале своей работы ректором в 2014 году я провел эксперимент: попросил заведующих выпускающими кафедрами дать мне на ознакомление лучшие выпускные квалификационные работы (дипломные работы) выпуска 2014 года. Я прочитал их все почти одновременно — и мне сразу стало многое понятно о работе каждой кафедры, заведующего и преподавателей. Некоторые работы были очень сильными, по ним выявились преподаватели-лидеры, но были и слабые дипломные работы — такие, что сразу возникает вопрос: «Если это лучшее, то за что же тогда ставят тройку?». Результаты этого эксперимента были учтены, когда мы проводили реструктуризацию университета и создавали новые кафедры.
Совсем скоро у студентов выпускных курсов наступит очередной период защиты выпускных квалификационных работ. Хочется, чтобы эти работы были качественными, ведь защита — это заключительный этап обучения в вузе, и, в общем-то, показатель того, чему студент научился за четыре или пять лет.
Что для меня качественная работа? В ней студент демонстрирует знание теории, методик, умение использовать их для раскрытия своей темы, то есть проводит какое-то исследование. Это могут быть расчеты по моделям, социологические исследования, эксперименты и т. п. Главное — чтобы в работе была теория, методика и прикладной практический результат. Конечно, не у всех студентов это получается, но к этому нужно стремиться. И преподавателю нужно быть достаточно жестким, чтобы дипломник все-таки сделал все, как требуется.
Мы стараемся повышать качество подготовки студентов, в том числе и на этапе написания дипломной работы. Но важна еще и заинтересованность студентов в этом процессе.
В соответствии с современными требованиями, все ВКР размещаются в интернете: пока в нашей внутренней среде, но она в скором времени будет открыта для всех желающих. Что это значит?
Даже спустя несколько лет после получения диплома можно будет найти выпускную квалификационную работу и проверить ее не только на плагиат (такую проверку проходят и сейчас), но и на содержание.
Например, вы начнете продвигаться по карьерной лестнице — и случайно или намеренно перейдете кому-то дорогу. И тогда ваш недоброжелатель сможет обратиться к дипломной работе, высказанным в ней идеям, подходам, глубине исследования: «Да вы посмотрите на это! И этот человек — наш руководитель?!» Или «наш депутат», или кто-то еще. Ситуация неприятная, но при желании ее можно довести даже до аннулирования диплома. Такие случаи уже были в научной среде (вспомните скандалы с «липовыми» диссертациями) и в спорте (например, в Википедии есть обширный список спортсменов, лишенных Олимпийских медалей).
Пока не все студенты до конца понимают, что качественная работа над дипломом — это работа над своим будущим (в буквальном смысле). Но это действительно так. Так что дипломная работа — это очень ответственное дело, и написать ее нужно хорошо и качественно.
Ну а что касается самой защиты, то я посоветовал бы студентам не теряться: вы рассказываете о результатах своей работы — и вы должны сделать это внятно. К сожалению, студенты часто начинают пересказывать все, что написано в дипломной работе без систематизации, сбиваются, не успевают отразить все важные моменты, из-за этого начинают волноваться. В итоге такое выступлением может быть остановлено комиссией уже при пересказе первой главы и негативно отразиться на итоговой оценке даже хорошей дипломной работы. Один из самых простых способов структурировать доклад — это рассказать о том, как решены поставленные в дипломной работе задачи.
В этом смысле интересен опыт подготовки и защиты итоговых работ за рубежом. У меня был период в жизни, когда я занимался бизнес-образованием с зарубежными вузами. И я читал аналоги наших дипломных работ. Так в этих работах значительное внимание уделяется обоснованию темы исследования, то есть актуальности по-нашему, методов исследования и того, почему годятся одни методы, а не другие, анализу степени изученности решаемой задачи (сравнительный анализ точек зрения), изложения технологии решения задачи и обоснования полученных результатов. Я на защите диссертаций и дипломных работ задаю подобные вопросы соискателям ученой степени и студентам. К сожалению, не все даже понимают, что я хочу услышать.
Поэтому следует учить студентов писать научные и прикладные работы, представлять эти работы и использовать результаты в практической деятельности. Тогда и через много лет и детям, и внукам, и своим коллегам, и возможным недоброжелателям можно показать ваше исследование и не бояться, что вас обвинят в непрофессионализме.
Я — за качественные дипломные работы и жизненный успех!
Учебная деятельность, Ректор, Блог ректора, Для студентов и магистрантов, Для преподавателей