20.07.2016
Лента новостей, Для будущих студентов и слушателей, Для преподавателей
В этом году в НГУЭУ открылась новая специальность «Психология служебной деятельности» со специализацией «Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях». О ее преимуществах и возможностях трудоустройства выпускников рассказывает заведующий кафедрой психологии экстремальной деятельности Виктор Колышкин.
Посмотреть все фото
— Почему появилась эта специальность?
— Современный человек часто попадает в различные неблагоприятные, а порой и экстремальные ситуации. Вследствие этого у него возникает страх, беспокойство, тревожность — предшественники депрессии, которая чаще всего и является причиной самоубийств. Любые экстремальные ситуации приводят вначале к психоэмоциональному напряжению, а затем — и к ярко выраженному стрессу. А это уже не просто отклонения в состоянии здоровья, но и так называемые «пограничные состояния». Так как это еще не явная патология, она выпадает из поля зрения врачей, занимаются ею психофизиологи и клинические психологи. Вообще, парадоксально, но факт — специалистов, которые оценивают и прогнозируют состояние организма человека, находящегося в экстремальных состояниях, в России нет. Вот именно по этой причине наша кафедра и заполнила эту, в общем-то, свободную нишу, начав готовить такие кадры.
— Причин возникновения стресса может быть много: и чрезвычайные ситуации, и человеческий фактор… Как они сказываются на состоянии человека и как ваши выпускники помогают бороться с последствиями?
— Не секрет, например, что для современного руководителя характерно состояние эмоциональной напряженности, которое проявляется различными конфликтными ситуациями и стрессом. По этой причине возникает следующий парадокс: при свободных местах на руководящие должности (главным образом, нижнего и среднего звена) нет желающих их занять. И это свидетельствует о проблеме профотбора и подготовки кадров. Решать ее тоже могут наши специалисты.
Что касается техногенных катастроф, то, к сожалению, человек пока не научился предотвращать их. Мы можем только ликвидировать их последствия, в том числе проводить работы по оказанию психологической помощи людям, пострадавшим и выжившим в зоне бедствия, выводя их из посттравматического стресса. Это состояние по статистике наблюдается у 20% людей, перенесших различные бедствия и тех, кто ликвидировал их последствия. И задача именно наших специалистов-психологов помочь тем, кто страдает от посттравматического стрессового расстройства.
Вообще, структура МЧС (особенно за Уралом) испытывает острую нехватку специалистов, знающих методы оценки психического (психофизиологического) состояния человека, попавшего в экстремальные условия среды, и методы управления этим состоянием. Наша кафедра выпускает именно таких специалистов.
До недавнего времени решением таких проблем занимались клинические психологи – специалисты по оценке состояния человека, профилактике различных психических отклонений, реабилитации людей со стрессовыми расстройствами и т.д.
— Вы упомянули клинических психологов. Разве их подготовка — это не прерогатива медицинских вузов?
— После получения высшего медицинского образования человек становится врачом-психологом по медицинской психологии. А это совсем другое — их задача заключается в работе с людьми, уже находящимися в состоянии патологии. Наши же выпускники работают с людьми, которые не находятся пока еще в состоянии патологии, но уже не здоровы. В их профессиональные компетенции входит оценка, диагностика, прогнозирование, профилактика и коррекция функционального состояния организма человека, его пограничных состояний. И это еще не все. Они занимаются психодиагностикой и подготовкой трудовых коллективов, формированием и психологическим сопровождением спортивных команд и других микрогрупп, адаптацией, профилактикой, реабилитацией работников МЧС и людей, пострадавших от чрезвычайных ситуаций и многим другим.
Для того, чтобы было понятно, что могут осуществлять наши выпускники по этой редкой, но важной специальности, достаточно перечислить только некоторые дисциплины нашей специализации: «Психологическая коррекция и реабилитация», «Сон, гипноз и их механизмы», «Психология лжи и полиграфическое исследование личности», «Психофизиологические механизмы памяти в экстремальных условиях среды», «Латеральные механизмы переработки информации в экстремальных условиях среды», «Психологическая профилактика профессиональной деформации личности в экстремальных условиях среды», «Управление функциональным состоянием человека с помощью биологической обратной связи».
К слову сказать, указанные дисциплины отсутствуют в учебном плане подготовки наших бакалавров по «Психофизиологии». У них задача совсем другая — понять, почему у человека возникают те или иные нарушения, но они не владеют методами по управлению и коррекции этих нарушений. Другими словами, они не могут воздействовать на человека. Бакалавриат по «Психофизиологии» — это сильно урезанный аналог специализации «Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях».
— Где могут работать ваши выпускники?
— Как показывает практика, если студент успешен в учебе, то он обязательно после окончания вуза трудоустроится по профессии. Лучшие наши выпускники работают в психоневрологических диспансерах, различных кадровых агентствах и в отделах по работе с персоналом, в службах занятости, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, в различных образовательных центрах, которые проводят психологическое консультирование физических лиц и организаций. Немало ребят работают в службах, которые помогают прийти в норму человеку, оказавшемуся в экстремальных, стрессовых ситуациях или пережившему такие ситуации.
Вообще, наши выпускники разлетелись по многим городам России. Например, одна из них в Санкт-Петербурге организовала собственное консалтинговое агентство со специализацией по решению именно психологических проблем. Есть и те, кто успешно трудоустроился за рубежом.
Если говорить о профессиях, то наши выпускники работают психологами, психофизиологами, клиническими психологами, специалистами по оценке состояния человека, профилактике различных психических отклонений, реабилитации людей со стрессовыми расстройствами и т.д.
— Вы отметили, что нехватка психологов есть в МЧС России. Значит ли это, что МЧС рассматривает выпускников кафедры психологии экстремальной деятельности НГУЭУ как своих потенциальных сотрудников?
— Да, МЧС заинтересовано в наших выпускниках. Например, в региональном отделение МЧС России по Новосибирской области прошлым летом была организована психологическая служба, и мы заключили соглашение о взаимовыгодном сотрудничестве. Теперь наши студенты могут проходить в этой организации практику с возможностью последующего трудоустройства. Кстати, мы также плотно сотрудничаем и с Институтом физиологии и фундаментальной медицины СО РАН — и это говорит об уровне подготовки наших выпускников.
— Хорошим психологом не стать без практики. Как ваши студенты будут осваивать необходимые навыки?
— По большинству дисциплин, изучаемых на нашей кафедре, — их у нас более 60 — предусмотрены лабораторные работы. Что это, если не практика? Закуплены современные и дорогие компьютерные программы Центра психофизиологического прогнозирования и здоровья — суперсовременные компьютерные диагностирующие системы. И будущие специалисты овладевают навыками практического использования современных психофизиологических методов, включая компьютерную полиграфию, многомерное шкалирование исследований активности нейронов и суммарной активности мозга. В основе обучения студентов-специалистов по экстремальной психологии — практикумы, которые начинаются буквально с первого семестра. Их главная черта — ориентация на активное участие студентов в экспериментах, то есть реализация принципа «обучение через исследование». Полученные знания выпускники могут использовать и в научных исследованиях. В НГУЭУ есть аспирантура по психофизиологии, и после окончания нашего вуза можно поступить на этот третий уровень высшего образования. Также студенты кафедры психологии экстремальной деятельности проходят практику уже с первого курса не только в нашем Центре психофизиологического прогнозирования и здоровья, но и в таких учреждениях, как клинические центры и диспансеры, структуры МЧС и МВД, агентства по подбору, оценке и управлению персонала, учреждения по диагностике и подготовке трудовых коллективов, спортивных команд, социально-психологические центры, службы занятости.
— Какими личными качествами должны обладать люди этой профессии?
— В первую очередь, эти специалисты должны обладать огромным желанием помочь людям, попавшим в самые различные неблагоприятные жизненные ситуации. И мы ждем именно таких студентов. Но сразу предупреждаем: учиться у нас трудно — но интересно.
Лента новостей, Для будущих студентов и слушателей, Для преподавателей