14.12.2015
Студенческая жизнь, Ректор, Блог ректора
И.о. ректора Александр Новиков – о том, как правильно готовиться к сессии и относиться к оценкам
Сессия для студента – это, конечно, всегда праздник. Мы это видим по всем социальным сетям – за месяц начинается обсуждение, кто как принимает, какие у преподавателей подходы, какие особенности.
Я окончил экономический факультет Новосибирского государственного университета. На первый курс поступило 112 человек. Завершили обучение 65 человек. То есть окончили университет с курса только 58%. Требования к студентам были очень жесткие. Только было государственное распределение: составлялся рейтинг студентов, и первый в рейтинге мог выбрать любую вакансию, а чем ниже был рейтинг, тем меньше вакансий оставалось. У меня был результат номер семь. Это не первая тройка, но в первой десятке. Так что результатом обучения я был доволен.
Когда я был студентом, я учился хорошо, но не ровно. Обычно в сессию было пять экзаменов, и у меня была стандартная формула почти на протяжении всех лет обучения: первые два экзамена я сдавал на «пятерки», третий экзамен был роковой – я получал «тройку», и два последних я сдавал на «четверки». Бывали вариации, но общая формула была такая. Когда я перешел на старшие курсы, часть преподавателей стали ставить за экзамены «автоматы». Как студенту мне это очень нравилось, и один раз была такая замечательная сессия – из пяти экзаменов за четыре я получил автоматом «пятерки», но поскольку в сессию обязательно должна быть одна «тройка», последний я так и сдал. Хоть и готовился.
Помню первую и самую сильную «тройку», которую я получил на экзамене по линейной алгебре в первый семестр на первом курсе. Когда я стал отвечать на вопрос, никак не мог вспомнить доказательство, которое нам давали на лекции. Я вывел свое доказательство, что ж было еще делать? Лектор очень долго смотрел, пытал меня, и в итоге сказал: «Все вроде правильно, но все равно так неправильно». И для профилактики поставил мне «тройку». Надо добавить, что в тот день наша группа отличилась: всего было две тройки, а остальные двойки. Я всегда сдавал экзамены одним из первых, и если бы в тот раз я отвечал последним, то я бы мог получить и пятерку, ведь тогда лектор еще не знал, как будут сдавать остальные. Но я никогда не был человеком, нацеленным получать только отличные оценки, главное же разобраться, поэтому ничуть не жалею, что так получилось.
Если говорить о победах, то своей личной победой я считаю «пятерку» на первой сессии по курсу «Политэкономия капитализма». Этот предмет невозможно было сдать на «отлично», особенно профессору К.К. Вальтуху, а я сдал, и я до сих пор горжусь этой победой, которая придала мне уверенность в своих силах.
Когда я сам стал преподавателем, я использовал несколько подходов на экзаменах, можно даже проследить, как они эволюционировали. Когда я только поступил на работу в нархоз в качестве профессора и читал лекции по предмету «Рынок ценных бумаг», первые годы половина потока моих студентов стабильно получали «двойки» с первой попытки сдать экзамен. И двадцать лет назад, и сейчас не все студенты ходят на лекции, поэтому многим трудно сдать экзамен без должной подготовки. Да, я был строгим преподавателем. Потом я стал добрее – сейчас «двоек» меньше. Я стараюсь дифференцировать студентов по степени их знаний и устанавливаю минимальный барьер, ниже которого просто нельзя. Например, если человек не понимает, чем акции отличаются от облигаций, то это совершенно не годится и не соответствует уровню дипломированного специалиста.
Очень важный атрибут сессии – шпаргалка. К ним я отношусь хорошо, потому что шпаргалки позволяют систематизировать знания. Когда человек пишет шпаргалку, он кратко излагает суть вопроса. Но кратко излагать суть тоже надо уметь. Не могу сказать, что я по всем предметам и по всем вопросам писал шпаргалки – в этом просто нет необходимости. Можно выписать базовую формулу, вокруг которой строить весь ответ, ведь главное – эту формулу понимать. Признаюсь, у меня всегда были с собой какие-то материалы, но их было немного, и это были даже не шпаргалки, а подсказки.
Но что такое шпаргалка? Иногда преподаватель может относиться совершенно толерантно к использованию таких подсказок. Вспоминается еще один случай из моей практики – однажды со студентами пятого курса на экзамене по курсу «Проблемы финансового рынка» я испробовал новый подход. Студент мог заранее выбрать проблему, которая, на его взгляд, имелась на финансовом рынке, а на экзамене подробно ее разобрать. Пользоваться можно было любыми подсказками – и интернетом, и учебниками. Главное во время ответа студент должен был рассказать все, что знает, а я задавал наводящие вопросы. Если вы можете предложить, как вы бы поступили на месте главы Центрального банка РФ в условиях падения или стремительного роста рынка, что нужно делать, какие инструменты использовать, какая последовательность этих инструментов, тогда вы получите оценку «отлично». Если студент не знал цифр, тенденций, не знал, как объяснить вопрос – получал «двойку». И ведь были и двойки – когда студент думал, что это странный экзамен и будет достаточно скачать статью из интернета и пересказать.
На самом деле, очень большая проблема – это научить людей учиться: читать литературу, работать с цифрами, выстраивать логику, анализировать. Если этого нет, то остается только зубрежка. Сейчас я преподаю у студентов-экономистов (профиль «Финансы и кредит»), задаю им очень простые вопросы, но они не могут на них ответить, хотя изучали это на других курсах. Получается, что их память работает только в рамках определенных курсов. Это совершенно неправильно, ведь в реальной жизни студенту придется аккумулировать все полученные знания и уметь их применять.
В завершение я бы хотел вспомнить еще одну очень хорошую историю. Однажды мой студент на третьем курсе придумал методику работы на финансовом рынке для частного инвестора. Тогда я поставил ему пятерку, хотя эта методика казалась мне довольно спорной. Через несколько лет мы случайно встретились, он стал богатым, успешным человеком. И мне он сказал, что ему помогала добиться успеха именно та методика осуществления инвестиций. Как оказалось, в оценке я не ошибся.
Хотелось бы пожелать студентам хорошо учиться. Но хорошо учиться – не значит, учиться только на «пятерки», а понимать предмет, разбираться, только тогда это будет полезно и только тогда придет успех.
И мой слоган: никогда и ни при каких обстоятельствах не останавливайтесь на достигнутом!
Студенческая жизнь, Ректор, Блог ректора