НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ "НИНХ" (НГУЭУ)
Контакты и реквизиты
Сведения об образовательной организации
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ "НИНХ" (НГУЭУ)
Eng 中文 De
Контакты и реквизиты
Версия для слабовидящих
Сведения об образовательной организации
Eng 中文 De
priemc@nsuem.ru, +7 (383) 2-110-500 — приёмная комиссия
Сведения об образовательной организации
  • Университет
    • Новости и анонсы
    • Факты и цифры
    • Структура
    • "Точка кипения"
    • Документы
    • Закупки
    • Вакансии НГУЭУ
    • СТОП коррупция
    • Фирменный стиль
    • 3D-тур
  • Образование
    • Организация учебного процесса
    • Образовательные программы
    • Расписание
    • Дополнительное образование
    • Научная библиотека
    • Профессионалы
    • Архив ВКР
    • Качество образования
    • Целевое обучение
    • Лицензирование образовательных программ
  • Наука
    • Объявления
    • Научные мероприятия НГУЭУ
    • Организация научной работы
    • Информация для аспирантов
    • Прикрепление (соискательство)
    • научные предложения университета
    • Научные семинары
    • Диссертационные советы
    • Научные школы
    • Издания НГУЭУ
    • Научные лаборатории
    • Внеучебные траектории
  • Трудоустройство
  • International
  • Медиа
  • Контакты и реквизиты
  • Сведения об образовательной организации
  • Главная
  •  > 
  • Университет
  •  > 
  • Новости

Блог ректора: «Такие люди вызывают и уважение, и некоторое опасение»

07.12.2015
И.о. ректора Александр Новиков об экспертном семинаре футуролога Сергея Переслегина

Блог ректора: «Такие люди вызывают и уважение, и некоторое опасение»
На прошлой неделе в нашем университете прошел экспертный семинар социолога, прогностика Сергея Переслегина, посвященный трендам в развитии России, в вузовском образовании в целом и в Новосибирской области в частности. Конечно, такие люди, которые называют себя футурологами и прогнозируют будущее, вызывают и уважение, и некое опасение. Послушать его прогнозы, связанные с сопротивлением системы, было интересно и полезно. Для себя я выделил две очень важные части его выступления, с одной я согласен, с другой мог бы поспорить.

Начнем с первой: Сергей Борисович выделяет четыре модели, так называемые квадранты, которые применимы ко многим сферам нашей жизни, в том числе – к образованию. Первый квадрант связан с ситуацией, когда в компании никому ничего не надо – ни руководству, ни коллективу, всем живется комфортно, даже если есть понимание, что они отстают от происходящего в обществе и в экономике. Работает формула: пока платят деньги – все хорошо. Второй квадрант связан с тем, что руководству что-то надо, а коллективу – нет. Третий – руководству ничего не надо, коллективу – надо. Четвертый – надо и руководству, и коллективу. Мне стало интересно, как известный футуролог оценивает реальную ситуацию в высшем образовании – в каком квадранте мы находимся? По мнению Сергея Борисовича, сейчас вузы просыпаются, происходит смена руководителей, и большинство вузов России – во втором квадранте. Встает закономерный вопрос: как в таком случае руководителю правильно вести себя, как строить работу, какие имеются технологии? Если будет серьезное давление «сверху» на коллектив, то возникнет социальное сопротивление, если будут только призывы меняться, то рано или поздно новатора засосет трясина и инициатива что-то изменить исчезнет, ситуация перейдет в первый квадрант. Сергей Борисович, как философ, попытался выделить болевые точки, на которые надо обратить внимание. У него нет конкретных ответов, но есть конкретные подходы: необходимо найти точки роста в коллективе, это могут быть носители конкретных идей среди преподавателей и сотрудников, активные студенты. Ведь случалось и так, что многие реформы в образовании начинались со стороны студентов, когда их не устраивала ситуация в вузе, уровень качества образования, отношение к себе как к субъектам образовательного процесса.

К слову, существуют две модели организации образования: профессиональная – когда мы учим человека конкретным операциям, но у него не формируется широкий кругозор. Вторая – что было в СССР – даются универсальные знания, воспитывается гражданская позиция. Наверное, по второй модели мы должны готовить бакалавров – наш выпускник четвертого курса должен иметь широкий кругозор, но конкретные знания, специализацию может получить в магистратуре и в системе дополнительного образования. Еще, как мне кажется, проблемой современного образования является неспособность студентов учиться самостоятельно. Ведь суть всех дискуссий вокруг ЕГЭ заключается в том, что школьников-абитуриентов натаскивают выбирать ответ, но не учат думать. У нас такая же проблема – студентов натаскивают, а система мышления не формируется. Над этим надо работать. Я постоянно задаю простые вопросы студентам четвертого курса направления «Экономика» профиль «Финансы и кредит», ответы на которые почти готовый экономист должен знать. И вижу, что студенты пытаются вспомнить, когда в рамках моего курса они изучали ответы на эти вопросы. Но они изучали эти вопросы в курсе «Корпоративные финансы» или в курсе «Банковское дело». То есть студенты не могут связать изученное в других курсах для ответа на конкретный вопрос. Это – серьезная проблема, и с этой проблемой сталкиваются многие преподаватели.

Второй момент выступления Сергея Переслегина, с которым я не совсем согласен, – градация поколений и распределение ролей между ними. По его мнению, можно выделить три поколения: «дедов» – люди старше 50 лет, «детей» – от 30 лет, и поколение «внуков» – 20-25 лет. По мнению Сергея Борисовича, сейчас поколения «дедов» и «внуков» объединились и «правят» с обществе, а поколение «детей» не востребовано. На мой взгляд, самое старшее поколение олицетворяет умирающий класс советских «красных» директоров. Все-таки многие принципы, которые были заложены в той системе, сегодня не работают, есть непонимание разницы между понятиями «собственник» и «менеджер». А вот как раз поколение «детей» является носителем капиталистических отношений, они воспитаны как люди, которые понимают, что их работа должна оплачиваться согласно реальному вкладу, а не потому что так всегда платили, что нужно заранее договариваться о принципах сотрудничества. Поэтому, думаю, они довольно быстро придут к власти, управленческая структура в ближайшие пять-семь лет должна смениться по всем направлениям. Что касается «внуков», то как раз это поколение может остаться невостребованным, потому что поколение «детей» захватит власть надолго. Есть из этой ситуации один выход – нужно ввести законодательные ограничения на занятие должностей. Какой бы не был замечательный руководитель, как бы много у него не было идей, в 65 лет он должен свое место уступить, стать консультантом, советником, главным научным сотрудником, но дать место другому поколению. Когда я 11 лет проработал заведующим кафедрой, появилось понимание – активность падает, глаз замылился. Нужны новые проекты, чтобы было движение вперед. А ведь есть случаи, когда заведуют кафедрой 20 и более лет. Хорошо ли это? Появляются ли за это время новые направления развития? Вопрос остается открытым. Поэтому пришло время оценить возможность развития каждой кафедры и готовность передать полномочия преемнику.


Ректор, Блог ректора
1/1
  • 26.11.2025 Студенты НГУЭУ получили награды за активность в стройотрядах
  • 26.11.2025 К юбилею Марины Анатольевны Иваненко
  • 25.11.2025 14:00:00 НГУЭУ модернизировал компьютерный парк благодаря YADRO
  • 25.11.2025 13:00:00 Студенты НГУЭУ узнали секреты успешной карьеры на встрече с «Опорой России»
  • 25.11.2025 12:00:00 Проекты «ЭКОКубка — 2025»: экологические инициативы молодежи на благо региона
  • 25.11.2025 Знакомство с профессией будущего на заседании «Клуба логистов» в НГУЭУ
  • 24.11.2025 Научные мероприятия памяти профессора Серова в Москве и Новосибирске
  • 24.11.2025 Студенты НГУЭУ посетили Новосибирскую воспитательную колонию
  • 24.11.2025 Выпускник Высшей школы бизнеса НГУЭУ внедрил инновационный продукт в Узбекистане
  • 24.11.2025 Зимняя сказка на Танае: выездной интенсив акселераторов «БизнесТут» и «БизнесТут.Старт»
  • 22.11.2025 08:00:00 Поздравление заведующей кафедры психологии Татьяны Филь
  • 21.11.2025 «Экономика и общество»: ученые НГУЭУ провели обсуждение в столице
  • 19.11.2025 «Научный полк»: Начало контрнаступления советских войск под Сталинградом
  • 19.11.2025 Серебро Всероссийского конкурса «Финграмотность в лицах» – в НГУЭУ
  • 19.11.2025 Поздравление ректора НГУЭУ Павла Новгородова с Днем высшей школы
  • 18.11.2025 Опыт межкультурного взаимодействия: преподаватели НГУЭУ снова в Китае
  • 18.11.2025 Королевские успехи: победы НГУЭУ на конкурсе «Мисс Финанс 2025»
  • 18.11.2025 Защита дипломов слушателей программы MBA: что дает обучение в Высшей школе бизнеса НГУЭУ?
  • 18.11.2025 Итоги «Универвидения»: коллектив «Секундочка» вошел в ТОП-3 лучших по стране
  • 17.11.2025 Давай поговорим: интервью с Александрой Черновой
  • Личный кабинет студента
  • Выборы ректора
  • Обратная связь
  • Обращения граждан и организаций
  • Политика конфиденциальности
  • Сведения о доходах руководителя
  • Раскрытие информации
  • Сведения о доходах руководящего состава
  • Безопасность и антитеррор
  • Пожарная безопасность
  • Полезные ссылки
    • Министерство образования и науки Российской Федерации
    • Министерство просвещения Российской Федерации
    • Российское образование (Федеральный портал)
    • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
    • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
    • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
    • Справочно-информационный портал «Русский язык»
    • Энциклопедии, словари, справочники
    • Портал информационной поддержки ЕГЭ
    • Русская виртуальная библиотека
    • Наука и образование против террора
    • Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет
    • Правовой портал «Нормативные правовые акты в Российский Федерации
    • Подключение к личному кабинету на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу
    • Инструкция по работе с ПО Veyon
  • Наука и университеты