13.04.2020
Уже несколько недель Россия находится в состоянии борьбы с коронавирусом. Обществом ситуация воспринимается неоднозначно, и сегодня я хочу проанализировать происходящее и выделить положительные и негативные моменты, на которые уже сейчас можно реагировать, чтобы не допустить их усугубления.
Начнем с позитивного. Во-первых, в очень короткое время в различных отраслях произошло внедрение цифровых технологий. О том, что для системы образования это стало болезненной, но необходимой встряской, я уже писал на прошлой неделе. Уже сейчас мы видим, что практически все коммуникации в различных сферах жизни общества переведены на «цифровые рельсы», и с каждой неделей функционируют все лучше и лучше. Я думаю, когда придет время подводить итоги этого периода, оперативный переход на технологии цифровой экономики можно будет считать одним из достижений.
Во-вторых, в любой кризисной ситуации – а настоящую ситуацию вполне можно расценивать как кризис – всегда появляются отрасли-лидеры и отрасли-аутсайдеры. Уже сегодня можно сказать, что бурное развитие получила интернет-торговля, причем в разных сферах. И эти сервисы, скорее всего, сохранятся и по окончании режима самоизоляции. В то же время, можно предположить, что потребность в строительстве бизнес-центров пойдет на спад, потому что уже сейчас некоторые компании замечают выгоды удаленного режима: если сотрудники эффективно работают и из дома, то зачем платить за аренду больших офисов, оборудовать рабочие места? Переход на удаленный режим во многом может снизить затраты компании, а уровень развития коммуникаций позволяет проводить конференции и совещания и в дистантном формате – например, в НГУЭУ на прошлой неделе был первый опыт проведения заседания Ученого совета онлайн. Этот опыт был удачным, возможно, мы и в дальнейшем сможем использовать его, когда нет необходимости проводить тайное голосование.
В-третьих, в кризис выживают те, кто умеет адаптироваться. Я думаю, что сейчас многие собственники бизнеса думают о том, как не прогореть в своей нише или занять новую. И в том, и в другом случае нужно внедрять новые подходы – сложные ситуации стимулируют поиск инноваций. И я вижу, что появилось очень много инновационных предложений. Например, наш университет каждый день получает до 10 предложений по использованию новых технологий для организации учебного процесса и иных сервисов. И это означает, что такие компании, имеющие инновационные технологии, с высокой вероятностью справятся с кризисом.
На этом позитив пока заканчивается. Главный негативный момент, на мой взгляд, заключается в том, что многие предприниматели страдают от непонимания ответственности государства за вынужденный простой. Большая часть малого и среднего бизнеса не имеет запаса прочности и без клиентов вот-вот будет вынуждена закрыться, несмотря на призывы верить, что скоро все наладится.
Облегчить эту ситуацию можно компенсацией со стороны государства вынужденного простая компаниям в размере месячного фонда оплаты труда, с которого уплачены социальные налоги. Тем самым, как побочный эффект, можно наказать компании имеющие «черные» и «серые» схемы оплаты труда. Им компенсация не положена. Какие источники финансирования для такого решения? Их как минимум два: либо за счет Фонда национального благосостояния, либо через выпуск государственных долгосрочных (от 5 лет и более) облигаций с высокой доходностью, минимум в 2-2,5 раза превышающей ключевую ставку Банка России. Инвесторами таких облигаций могло бы выступить и население. Известно, что население имеет в сбережениях порядка 32 трлн. руб., которые частично могли бы пойти на инвестиции с привлекательной доходностью.
Второй негативный момент связан с тем, что в России и в отдельных регионах выделяются системообразующие компании для оказания им государственной поддержки. Казалось бы, это хорошо. Но подобное уже было в кризис 2008-2009 годов, тогда деньги выделяли мощным компаниям, среди которых были даже «Газпром» и «Лукойл». Таким гигантам значительно проще справиться с кризисом, чем большинству более мелких организаций, которые производят продукцию, оказывают услуги населению и бизнесу, предоставляют рабочие места – но системообразующими не считаются.
В 2009 году, во время прошлого кризиса я и мой соавтор опубликовали по этому поводу специальную статью «Кризис как способ движения вперед». Выводы, содержащиеся в этой статье актуальны и сегодня. В этом смысле критерии обоснования компаний, которым оказывается поддержка, не совсем понятны.
Третий момент, на который я хочу обратить особое внимание: уже сейчас нужно понимать, каким образом государство будет пытаться выводить экономику из кризиса. Необходимо принять меры, связанные с инвестиционной активностью, финансовым форсажем. Как правило, все инвестиционные процессы имеют три главных источника финансирования: государство, собственные средства компаний и финансовый рынок.
Государство, очевидно, будет занято решением социальных проблем и в меньшей степени будет готово направить ресурсы на инвестиционное развитие, хотя возможности для этого у государства есть – например, выпуск тех же долгосрочных инфраструктурных облигаций под высокую доходность. Собственные средства компаний до настоящего времени оставались главным источником инвестиционного развития (порядка 57% инвестиций в основной капитал осуществляются именно за счет собственных средств). Однако в связи с тем, что компании к моменту выхода из кризиса тоже будут не в лучшей форме (у многих уже есть проблемы с фондом оплаты труда, а к тому же повышается МРОТ), я скептически отношусь к идее о том, что компании бросятся инвестировать: эти резервы будут направлены на поддержку текущей деятельности.
Что остается? Финансовый рынок. И здесь мы снова видим проблеск позитива: сейчас уникальный момент для того, чтобы начать использовать финансовый рынок как источник долгосрочных ресурсов. Нельзя его упускать! Необходимо заниматься формированием инфраструктуры рынка, участников рынка, развитием финансовых инструментов, созданием региональных финансовых центров, где будут сконцентрированы эти услуги. И продолжить в рамках проекта «Финансовая грамотность» усилия по формированию инвестиционного мышления у собственников и топ-менеджеров, а также активно обучать население основам инвестирования на финансовом рынке. Я думаю, финансовый рынок – один из главных локомотивов для вывода страны из кризиса!
Я – за разумные адекватные решения!
Лента новостей, Блог ректора, Предпринимательский университет, Для студентов и магистрантов, Для преподавателей, Для СМИ, Для государственных органов, Выпускнику, Работодателю, Партнерам
Ректор НГУЭУ Александр Новиков о том, какие возможности открываются перед российской экономикой в кризис и как обойти подводные камни.
Начнем с позитивного. Во-первых, в очень короткое время в различных отраслях произошло внедрение цифровых технологий. О том, что для системы образования это стало болезненной, но необходимой встряской, я уже писал на прошлой неделе. Уже сейчас мы видим, что практически все коммуникации в различных сферах жизни общества переведены на «цифровые рельсы», и с каждой неделей функционируют все лучше и лучше. Я думаю, когда придет время подводить итоги этого периода, оперативный переход на технологии цифровой экономики можно будет считать одним из достижений.
Во-вторых, в любой кризисной ситуации – а настоящую ситуацию вполне можно расценивать как кризис – всегда появляются отрасли-лидеры и отрасли-аутсайдеры. Уже сегодня можно сказать, что бурное развитие получила интернет-торговля, причем в разных сферах. И эти сервисы, скорее всего, сохранятся и по окончании режима самоизоляции. В то же время, можно предположить, что потребность в строительстве бизнес-центров пойдет на спад, потому что уже сейчас некоторые компании замечают выгоды удаленного режима: если сотрудники эффективно работают и из дома, то зачем платить за аренду больших офисов, оборудовать рабочие места? Переход на удаленный режим во многом может снизить затраты компании, а уровень развития коммуникаций позволяет проводить конференции и совещания и в дистантном формате – например, в НГУЭУ на прошлой неделе был первый опыт проведения заседания Ученого совета онлайн. Этот опыт был удачным, возможно, мы и в дальнейшем сможем использовать его, когда нет необходимости проводить тайное голосование.
В-третьих, в кризис выживают те, кто умеет адаптироваться. Я думаю, что сейчас многие собственники бизнеса думают о том, как не прогореть в своей нише или занять новую. И в том, и в другом случае нужно внедрять новые подходы – сложные ситуации стимулируют поиск инноваций. И я вижу, что появилось очень много инновационных предложений. Например, наш университет каждый день получает до 10 предложений по использованию новых технологий для организации учебного процесса и иных сервисов. И это означает, что такие компании, имеющие инновационные технологии, с высокой вероятностью справятся с кризисом.
На этом позитив пока заканчивается. Главный негативный момент, на мой взгляд, заключается в том, что многие предприниматели страдают от непонимания ответственности государства за вынужденный простой. Большая часть малого и среднего бизнеса не имеет запаса прочности и без клиентов вот-вот будет вынуждена закрыться, несмотря на призывы верить, что скоро все наладится.
Облегчить эту ситуацию можно компенсацией со стороны государства вынужденного простая компаниям в размере месячного фонда оплаты труда, с которого уплачены социальные налоги. Тем самым, как побочный эффект, можно наказать компании имеющие «черные» и «серые» схемы оплаты труда. Им компенсация не положена. Какие источники финансирования для такого решения? Их как минимум два: либо за счет Фонда национального благосостояния, либо через выпуск государственных долгосрочных (от 5 лет и более) облигаций с высокой доходностью, минимум в 2-2,5 раза превышающей ключевую ставку Банка России. Инвесторами таких облигаций могло бы выступить и население. Известно, что население имеет в сбережениях порядка 32 трлн. руб., которые частично могли бы пойти на инвестиции с привлекательной доходностью.
Второй негативный момент связан с тем, что в России и в отдельных регионах выделяются системообразующие компании для оказания им государственной поддержки. Казалось бы, это хорошо. Но подобное уже было в кризис 2008-2009 годов, тогда деньги выделяли мощным компаниям, среди которых были даже «Газпром» и «Лукойл». Таким гигантам значительно проще справиться с кризисом, чем большинству более мелких организаций, которые производят продукцию, оказывают услуги населению и бизнесу, предоставляют рабочие места – но системообразующими не считаются.
В 2009 году, во время прошлого кризиса я и мой соавтор опубликовали по этому поводу специальную статью «Кризис как способ движения вперед». Выводы, содержащиеся в этой статье актуальны и сегодня. В этом смысле критерии обоснования компаний, которым оказывается поддержка, не совсем понятны.
Третий момент, на который я хочу обратить особое внимание: уже сейчас нужно понимать, каким образом государство будет пытаться выводить экономику из кризиса. Необходимо принять меры, связанные с инвестиционной активностью, финансовым форсажем. Как правило, все инвестиционные процессы имеют три главных источника финансирования: государство, собственные средства компаний и финансовый рынок.
Государство, очевидно, будет занято решением социальных проблем и в меньшей степени будет готово направить ресурсы на инвестиционное развитие, хотя возможности для этого у государства есть – например, выпуск тех же долгосрочных инфраструктурных облигаций под высокую доходность. Собственные средства компаний до настоящего времени оставались главным источником инвестиционного развития (порядка 57% инвестиций в основной капитал осуществляются именно за счет собственных средств). Однако в связи с тем, что компании к моменту выхода из кризиса тоже будут не в лучшей форме (у многих уже есть проблемы с фондом оплаты труда, а к тому же повышается МРОТ), я скептически отношусь к идее о том, что компании бросятся инвестировать: эти резервы будут направлены на поддержку текущей деятельности.
Что остается? Финансовый рынок. И здесь мы снова видим проблеск позитива: сейчас уникальный момент для того, чтобы начать использовать финансовый рынок как источник долгосрочных ресурсов. Нельзя его упускать! Необходимо заниматься формированием инфраструктуры рынка, участников рынка, развитием финансовых инструментов, созданием региональных финансовых центров, где будут сконцентрированы эти услуги. И продолжить в рамках проекта «Финансовая грамотность» усилия по формированию инвестиционного мышления у собственников и топ-менеджеров, а также активно обучать население основам инвестирования на финансовом рынке. Я думаю, финансовый рынок – один из главных локомотивов для вывода страны из кризиса!
Я – за разумные адекватные решения!
Лента новостей, Блог ректора, Предпринимательский университет, Для студентов и магистрантов, Для преподавателей, Для СМИ, Для государственных органов, Выпускнику, Работодателю, Партнерам