13.01.2020
Лента новостей, Блог ректора, Для студентов и магистрантов, Для преподавателей
Ректор НГУЭУ Александр Новиков об особенностях национального планирования и способах преодолеть негативный опыт и составить реалистичный план.
Завершился первый семестр 2019-2020 года, и на прошлой неделе я провел расширенную планерку, на которой рассказал, как я оцениваю промежуточные итоги работы факультетов, кафедр и административных подразделений НГУЭУ. Традиционно я делаю это по принципу «светофора», раскрашивая оценки в три цвета: зеленый — это хорошо (есть еще жирный зеленый — супер-хорошо), оранжевый — удовлетворительно и красный — плохо. Я делаю это для того, чтобы «сверить часы», дать сигнал сотрудникам, чтобы они знали, как я оцениваю их работу, и обозначить главные задачи следующего семестра. Эта практика базируется на основном принципе организации деятельности — «планирование + контроль».
Вообще, надо сказать, что у нас в России идея плановых расчетов — давняя, она внедрена в общественное сознание. Но проблем от этого не меньше, многие признают необходимость планирования, но планировать не умеют.
Например, когда я учился в Новосибирском государственном университете, нам говорили, что основное отличие экономики СССР от экономики капиталистических стран в том, что у нас экономика плановая, а у них — хаотичная. Но были среди преподавателей и те, кто на конкретных примерах и расчетах показывал, что хаоса и в советской экономике немало: оказывается, ни одна пятилетка в Советском Союзе не была выполнена в соответствии с плановыми показателями, хотя официально утверждалось обратное. Кстати, это позволило мне выработать навык проверки утверждений: давайте сравним, что обещали и что получилось. Мне такой подход в жизни очень помогает.
Аналогичная ситуация и в современной России: если сравнить Стратегию развития России-2020 с тем, что получилось в итоге, результат существенно отличается от плана. Значит, проблема в самом планировании, в точности методов прогнозирования результатов, организации работы по достижению поставленных целей, в своевременной, при необходимости, корректировке планов.
Это серьезная управленческая проблема, ведь сегодня повсеместно принимаются региональные проекты как аналог или декомпозиция национальных проектов, каждый субъект Российской Федерации разрабатывает стратегию развития своего региона и рискует наступить на те же грабли, что в свое время Советский Союз, ведь реалистичный план отличается от обычных «мечталок».
Мы в НГУЭУ тоже столкнулись с такой проблемой и приступили к поиску ее решения. Один из ключевых принципов системы планирования, которую мы внедряем, заключается в том, чтобы каждая позиция была подкреплена источником финансирования.
До недавнего времени было так:
— Мы хотим провести мероприятие в вузе!
— Хорошо, а кто плательщик?
— Известно, кто: деньги должна выделить администрация университета.
Или:
— А давайте проведем мероприятие в области!
— Давайте, а кто плательщик?
— Известно, кто: правительство области.
При этом правительство области не знает о наших мероприятиях и конечно, их не финансирует.
В итоге часто планы разбивались об отсутствие ресурсов и неумение находить альтернативы. А их, на самом деле, может быть множество. Например, если это план работы кафедры, то источником финансирования может быть фонд факультета, университета или же доходы самой кафедры — гранты, хоздоговорные работы, ресурсы, полученные от партнеров. То есть у нас есть централизованный источники финансирования, но каждый пункт плана проходит децентрализацию и сопоставляется с теми приоритетными проектами развития вуза, о которых я традиционно рассказываю на собрании коллектива перед началом учебного года.
Что я вижу в последнее время? Наши сотрудники, наконец-то, начали понимать принципы формирования бюджета подразделения и его работы в целом: если ты не можешь доказать необходимость расходов на свое мероприятие в рамках приоритетных проектов вуза или инициировать новый полезный для вуза проект, то финансирования не будет. Кто-то вычеркивает пункты из плана, кто-то ищет альтернативные источники средств.
Я уверен, что это своеобразное «обучение» планированию, которое проходят наши сотрудники, пригодится им в жизни — и при организации работы в НГУЭУ или в другой организации, и при планировании личных задач.
Эту идею мне хотелось бы передать и студентам: чтобы добиться успеха в жизни, нужно уметь строить планы, расставлять приоритеты, искать и распределять ресурсы. Например, студент поступил на направление бакалавриата, в 21 год он получит диплом. А что дальше? Чем раньше он это поймет, тем эффективнее выстроит свою работу. Первый вопрос, на который я бы посоветовал найти ответ: «Что меня ждет в 25 лет?». Это не очень большой горизонт планирования, 5-7 лет, если начинать планировать на первом курсе университета, но 25 лет — важный возраст, когда уже можно оценивать первые взрослые решения и хорошо бы сформировать к этому времени фундамент для дальнейших действий.
Допустим, наш студент хочет в 25 лет получить степень кандидата наук. Реально ли это? Вполне. Что для этого нужно сделать? После бакалавриата поступить в магистратуру, к 23 годам окончить ее. Магистерскую диссертацию можно писать в стандартах кандидатской (а сбор информации можно начать еще на этапе написания курсовых работ и диплома). Если сделать все качественно, то можно достаточно быстро выйти на защиту в аспирантуре — и в 25 лет действительно стать молодым кандидатом наук. А это открывает много возможностей!
Казалось бы, отличный план! Но на данном этапе он скорее из разряда «мечталок», о которых я писал выше. Чтобы он стал планом, нужно ответить на тот же вопрос: «А кто плательщик?»
Кто будет до 25 лет кормить будущего кандидата наук? Где он будет жить? На этом этапе можно собрать семейный совет и либо получить финансирование от родителей, защитив свой «бизнес-план», либо понять, что в семье таких возможностей нет и необходимо искать ресурсы. Допустим, родители могут оплатить только обучение на бакалавриате, после этого у вас уже есть профессия — вы можете совмещать учебу с работой, почему нет? Например, я учился в аспирантуре заочно, потому что мне нужно было работать, но защитить диссертацию я очень хотел. И успешно сделал это дважды, став кандидатом, а затем и доктором наук.
В общем, в любой ситуации — и в рабочей, и в личной, — главное определить цель и правильно рассчитать траекторию движения и необходимые ресурсы на пути к реализации выдвинутой цели. Начало календарного года — самое подходящее время, чтобы этим заняться.
Я — за систему планирования!
Лента новостей, Блог ректора, Для студентов и магистрантов, Для преподавателей