08.04.2019
Лента новостей, Блог ректора, Для будущих студентов и слушателей, Для студентов и магистрантов, Для аспирантов и докторантов, Для преподавателей
Ректор НГУЭУ Александр Новиков о том, как развивается Информационный центр НГУЭУ и почему его развитие нравится студентам и креативным преподавателям и вызывает опасения отдельных сотрудников.
Один из ключевых проектов этого учебного года — создание в НГУЭУ Информационного центра (ИЦ). Большинству сотрудников он известен под названием «супердеканат», потому что мы начали его внедрение в структуру вуза с объединения таких стандартизированных функций деканатов, как выдача справок «Действительно является студентом» и справок-вызовов.
На самом деле этот проект гораздо масштабнее. Он позволит решить сразу несколько проблем:
- Отсутствие единой информационной базы, усложняющее получение достоверной и оперативной информации по запросам клиентов.
- Неэффективный обмен информацией внутри университета.
- Дублирование отдельных функций на разных уровнях управления.
- Необходимость разгрузки деканатов от «технической» работы.
Таким образом, информационный центр позволит объединить все технологические функции не только деканатов, но других подразделений (отдела кадров, финансовых, юридических и иных подразделений), и будет работать по принципу «единого окна». Это позволит предоставить студентам, преподавателям и сотрудникам больше времени на учебу, науку и креатив, — за счет совершенствования и автоматизации бизнес-процессов университета.
О создании проектного офиса «Информационный центр» я объявил 31 августа 2018 года на ежегодном собрании преподавателей и сотрудников перед началом нового учебного года. Первые услуги Информационный центр начал оказывать в ноябре 2018 года. На прошлой неделе руководитель проектного офиса «Информационный центр» Константин Юрьевич Сухоруков представил Ученому совету НГУЭУ планы по развитию информационного центра и первые результаты работы:
- теперь студенты через личный кабинет могут подать заявления для получения справок, академического отпуска, перевода на другую образовательную программу или форму обучения, перевода на бюджет — такой способ оказался удобным для студентов (80% подают заявления через личный кабинет и большинство предпочитает получать справку в электронном виде на e-mail);
- время подписания приказа о смене ФИО обучающегося сократилось в 5 раз за счет того, что мы убрали все этапы согласования, наделив этими полномочиями руководителя ИЦ;
- у структурных подразделений появился удобный сервис для информирования обучающихся и их родителей путем рассылки SMS.
Ознакомиться с презентацией о работе Информационного центра можно здесь.
Студенты положительно оценивают это нововведение — и по результатам автоматизированных опросов, и по комментариям в газете «Наша Академия» видно, что более 80% имеют позитивный опыт взаимодействия со специалистами Информационного центра, отмечают их клиентоориентированность и удобство организации процесса (не нужно приезжать в университет, чтобы подать заявление и даже забрать готовую справку, не приходится долго ждать — документ готов в течение 1-3 дней после подачи заявки).
Однако в среде ППС вуза проект «Информационный центр» встретили настороженно. С одной стороны, мне понятны причины — часто всё новое вызывает недоверие, многие процессы перекраиваются полностью, и преподаватели не хотят отказываться от привычных вещей, не приемлют новшества, например, необходимость вести электронные журналы. Но надо принять тот факт, что перемены — это залог развития, и вспомнить, что в НГУЭУ уже были реформы, которые поначалу встречали «в штыки», но потом согласились с их необходимостью и эффективностью. Радует, что есть и те, кто поддерживает идею создания информационного центра и оптимизации бизнес-процессов, особенно много таких людей среди прогрессивных молодых преподавателей НГУЭУ.
Второй «оплот сопротивления» — это сотрудники деканатов. Они обеспокоены своим будущим, потому что не все понимают свое место и роль в новой системе. Действительно, это достаточно серьезный вопрос. Сейчас работа деканатов делится на два направления: технологические моменты (справки, заявления и т.п.) и содержательные вещи (работа со студентами в плане их мотивации к учебе, научной деятельности, формирования личности и активной жизненной позиции, профориентации и наставничества старших курсов над младшими; работа с преподавателями — стимулирование их к применению новых образовательных технологий, участию в научных исследованиях, взаимодействию с внешней средой и активное включение во все направления жизни университета).
Деканат долгое время воспринимался как место, где занимаются как раз техническими вопросами организации учебного процесса: выдают справки и ведомости, отчисляют и переводят студентов, отправляют на пересдачи и т.п. Но наш вуз динамично развивается и содержательная нагрузка растет. На мой взгляд, деканат должен стать местом, где создают рабочую, развивающую и мотивирующую атмосферу и для студентов, и для преподавателей. Параллельно мы внедряем единую систему планирования деятельности факультетов, которая будет соотноситься с общими KPI вуза и позволит грамотно выстроить работу по всем направлениям нашей деятельности. Уже сейчас по этим пробным планам видно, что на деканатах будет лежать большая ответственность, поэтому мы и решили разгрузить их, передав стандартные функции в единый информационный центр. Однако встал другой вопрос: не все сотрудники деканатов могут работать в новой системе. Кто-то к этому просто не приспособлен, а кто-то не хочет адаптироваться к новой реальности. Предлагаю сотрудникам деканатов ответить сначала себе, а затем администрации вуза на вопрос: являетесь ли вы клиентоориентированным, вызывают ли у вас напряжение контакты с людьми, есть ли у вас подготовка и желание изучать новые IT-программы, в том числе оцените ваш уровень владение компьютером. Если вы положительно отвечаете на эти вопросы — приходите на собеседование к руководителю проектного офиса «Информационный центр» Константину Юрьевичу Сухорукову и проректору по организационным вопросам и информатизации Владимиру Сергеевичу Мельникову. Если ответ отрицательный, поймите, в каких подразделениях НГУЭУ вы могли бы быть востребованы.
Во время обсуждения проекта на заседании Ученого совета встал также вопрос эффективности всех этих нововведений. До недавнего времени в информационном центре работали два, а затем три человека. На данный момент в его составе числится восемь сотрудников и в дальнейшем, с расширением функционала центра, планируется увеличение штата. Коллеги задавали вопросы, связанные с обоснованностью таких затрат. На самом же деле, даже после расширения штата ИЦ эта структура все равно будет более эффективна с экономической точки зрения, потому что произойдет пропорциональное сокращение технического персонала в деканатах и других подразделениях. Новый сотрудник Информационного центра — это сокращение не менее одного сотрудника деканата. Как правило, сокращается два сотрудника деканата.
В общем, внедрение этого проекта потребует серьезной перестройки не только в организационной структуре вуза, но и в головах. Но это того стоит.
Напоминаю, что офис Информационного центра находится в пятом корпусе НГУЭУ (каб. 5-219, телефон: +7 (383) 243-95-59, e-mail: ic@nsuem.ru, сайт ИЦ: ic.nsuem.ru, группа ВКонтакте: vk.com/nsuem_ic).
Я — за современные технологии в вузе!
Лента новостей, Блог ректора, Для будущих студентов и слушателей, Для студентов и магистрантов, Для аспирантов и докторантов, Для преподавателей