25.03.2019
Лента новостей, Учебная деятельность, Блог ректора, Для будущих студентов и слушателей, Для преподавателей
Ректор НГУЭУ Александр Новиков о своих впечатлениях от того, как проходит работа по внедрению кампусных курсов в университете.
НГУЭУ подвел итоги конкурса на разработку кампусных курсов, победители уже приступили к реализации своих идей, а я хочу поделиться личными наблюдениями и выводами, к которым пришел в процессе проведения конкурса.
Когда мы только объявили о внедрении этой системы, реакция была неоднозначной. Даже само название «кампусные курсы» вызывало вопросы: мне говорили, что «кампус» — это место совместного проживания, при чем здесь образование? Пришлось объяснять, что это такой термин, который используется для обозначения сквозных дисциплин — тех, что читаются всем студентам вне зависимости от направления и специальности подготовки.
Не обошлось без споров и на этапе формирования списка кампусных курсов и, главное, «расчистки» места для них в учебных планах. Были эмоциональные разговоры, ведь для введения новых дисциплин нужно сократить старые — а это «покушение на святое».
На самом деле, конечно, студенты от этого сокращения ничего не теряют, а только выигрывают. Не секрет, что долгие годы учебные планы в вузах частично формировались под конкретного преподавателя: он пришел на кафедру и может читать такой-то предмет — предмет добавляют в план. А на то, что от курса, которые ведет другой преподаватель, он отличается только названием, никто не обращает внимания. Это видим мы, это отмечают студенты. Мы с этим начали бороться уже давно, еще когда проводили реструктуризацию вуза и анализировали учебные планы на предмет соответствия запросам работодателей. Но полностью «зачистку» таких курсов тогда сделать не удалось. И сейчас, когда потребовалось выделить время для кампусных курсов, мы ликвидировали именно дублирующие дисциплины.
В итоге был составлен список из восьми курсов, призванных дать студентам актуальные универсальные компетенции, которые помогут реализоваться на стремительно меняющемся рынке труда или открыть собственный бизнес:
- «Основы предпринимательства»;
- «Бизнес-коммуникации»;
- «Логика и критическое мышление»;
- «Лидерство и командное развитие»;
- «Принципы и методы исследований и принятия решений»;
- «Проектный менеджмент»;
- «Финансовая математика»;
- «Основы работы с большими данными».
Когда мы объявили конкурс, я с интересом наблюдал за тем, как складывается конкурсная ситуация. Очень приятно, что нам не только удалось привлечь внимание заинтересованных в развитии преподавателей, но и создать настоящую конкуренцию: на эти 8 курсов мы получили 28 заявок! Особый интерес вызвали «Лидерство и командное развитие» и «Бизнес-коммуникации» (на них поступило по пять заявок). Две заявки были чисто внешними, в нескольких авторских коллективах участвовали не только преподаватели НГУЭУ, но и представители других вузов и практики. А в одной заявке — крупный чиновник администрации области.
Помимо конкуренции мы хотели создать и кооперацию: объединить представителей разных кафедр, сформировав тем самым действительно сильные команды для разработки содержательных и актуальных курсов. Если честно, я не ожидал, что это удастся: кооперация обычно вызывает настороженность — а кто здесь главный, а как будут учитываться заслуги и результаты? Но у нас все получилось! В итоге из 20 допущенных до очной защиты заявок мы выбрали самые сильные, многие из них — межкафедральные. С итогами конкурса можно ознакомиться здесь. Некоторые кафедры объединялись сами, некоторые мы усилили, объединив уже в процессе отбора.
По курсу «Основы работы с большими данными» мы объявили дополнительный набор, потому что на первоначальном этапе не нашлось претендентов, полностью отвечающих поставленным задачам. Итог, как и по другим дисциплинам, очень успешный: сформировался молодой и креативный коллектив, который, я уверен, разработает интересный курс с современными подходами.
Что касается защит заявок на разработку кампусных курсов, то они проходили в творческой и дискуссионной атмосфере — состоялся открытый диалог, пришло много желающих послушать и оценить эти заявки, слушатели задавали вопросы, а конкурсанты достойно представляли свои идеи. Было видно, что они действительно хотят разработать и внедрить полезный для студентов продукт!
В настоящее время идет подготовка методических материалов, уточняется распределение часов по темам, готовятся кейсы, формируется электронная образовательная среда… В общем, работа кипит. В сентябре мы представим качественные кампусные курсы для студентов 1 курса!
Я — за поиск новых подходов в образовании!
Лента новостей, Учебная деятельность, Блог ректора, Для будущих студентов и слушателей, Для преподавателей