НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ "НИНХ" (НГУЭУ)
Контакты и реквизиты
Сведения об образовательной организации
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ "НИНХ" (НГУЭУ)
Eng 中文 De
Контакты и реквизиты
Версия для слабовидящих
Сведения об образовательной организации
Eng 中文 De
priemc@nsuem.ru, +7 (383) 2-110-500 — приёмная комиссия
Сведения об образовательной организации
  • Университет
    • Новости и анонсы
    • Факты и цифры
    • Структура
    • "Точка кипения"
    • Документы
    • Закупки
    • Вакансии НГУЭУ
    • СТОП коррупция
    • Фирменный стиль
    • 3D-тур
  • Образование
    • Организация учебного процесса
    • Образовательные программы
    • Расписание
    • Дополнительное образование
    • Научная библиотека
    • WorldSkills
    • Профессионалы
    • Архив ВКР
    • Качество образования
    • Целевое обучение
    • Лицензирование образовательных программ
  • Наука
    • Объявления
    • Организация научной работы
    • Информация для аспирантов
    • Прикрепление (соискательство)
    • научные предложения университета
    • Научные семинары
    • Диссертационные советы
    • Научные школы
    • Издания НГУЭУ
    • Научные лаборатории
    • Внеучебные траектории
  • Трудоустройство
  • International
  • Медиа
  • Контакты и реквизиты
  • Сведения об образовательной организации
  • Главная
  •  > 
  • Университет
  •  > 
  • Новости

Блог ректора: «Может возникнуть новая бюрократическая траектория»

28.05.2018
Ректор НГУЭУ Александр Новиков о том, чего ждать после создания двух министерств, руководящих образовательной и научной деятельностью.

28.05.2018.jpg

В соответствии с Указом Президента РФ от 15 мая 2018 года «О структуре федеральных органов исполнительной власти» были образованы два министерства, которые будут руководить образовательной и научной деятельностью: Министерство просвещения РФ и Министерство науки и высшего образования.

Первое под руководством Ольги Юрьевны Васильевой будет заниматься вопросам среднего, среднего профессионального образования и дополнительного образования детей. Второе возглавил Михаил Михайлович Котюков, в его ведении будут вопросы реализации высшего образования и научной деятельности.

Стоит отметить, что подобное разделение функций уже существовало несколько лет назад, до создания в 2004 году Министерства образования и науки РФ, которое проработало 14 лет. Решение о его создании было принято при формировании нового правительства того периода, предполагалось, что все этапы образовательного процесса должны быть сконцентрированы «в одних руках». В этом был смысл — единая политика, хотя, конечно, каждый из министров, которые руководители Министерством в эти годы, по-своему расставлял акценты в работе, выбирал свой полигон для экспериментов.


Сейчас принято решение вернуться к опыту «до 2004 года» и создать два министерства. Есть в этом решении и плюсы, и минусы.



В чем плюсы? Предполагается, что под руководством Министерства науки и высшего образования может быть создан научно-образовательный комплекс как в целом в стране, так и в регионах. В этом главная предпосылка разделения структур. При этом в России есть своя специфика: если за рубежом научные исследования сконцентрированы в университетах, то у нас главным центром научной деятельности остается Академия наук — изменится ли что-то сейчас, пока не понятно. При этом во многих субъектах федерации учреждений Академии наук нет, либо она представлена на уровне небольших академических институтов. Что там может измениться? В Новосибирске же есть Академгородок, но он всегда позиционировался как единый комплекс с НГУ. Другие вузы, конечно, могут устанавливать взаимодействие с учреждениями Академии наук и такой опыт имеется. Возможно, что в рамках единого Министерства таким процессам будет придан дополнительный импульс.

Например, НГУЭУ сотрудничает с одним из ведущих академических институтов — Институтом экономики и организации промышленного производства СО РАН (ИЭОПП СО РАН).  ИЭОПП СО РАН и НГУЭУ не просто заключили договор, но мы проводим совместные научные семинары, разрабатываем интеграционную политику. Но сейчас, учитывая установку на создание научно-образовательных комплексов, возможно, наступает этап, когда нужно разрабатывать программу совместных научных исследований и мероприятий. В этом направлении мы тоже, естественно, готовы двигаться.

В чем минусы? Как и всегда при каких-то серьезных структурных изменениях, нас ждут организационные сложности. Так, сейчас программы среднего профессионального образования реализуются не только в самостоятельных учреждениях, но и в вузах — есть колледжи при вузах, а в НГУЭУ, например, программы СПО полностью интегрированы в структуру университета, за них отвечают профильные кафедры. Кроме того, при некоторых вузах функционируют школы, где дети получают среднее образование. Получается, что в новой системе мы должны взаимодействовать не только с Министерством науки и высшего образования, к которому приписаны, но и с Министерством просвещения, отвечающим за эти направления. Какие будут трудности и последствия — пока сложно сказать. Но, есть предположение, что это может отразиться на количестве бюджетных мест по программам СПО — они могут быть распределены в пользу колледжей и техникумов, а вузы, реализующие подготовку по программам СПО, вряд ли будут в приоритете у Министерства просвещения.

Также непонятно, как реализовать популярную концепцию непрерывного образования. Сейчас мы по программам дополнительного образования работаем со школьниками, предполагая, что в дальнейшем часть из них продолжит обучение в нашем вузе. Мы  сможем заниматься этой деятельностью в дальнейшем, но может возникнуть новая бюрократическая траектория при взаимодействии с профильным министерством, отвечающим за образование детей.

В целом, сейчас сложно давать оценки и прогнозы, но, конечно, каждый, кто имеет отношение к образованию, задумывается о том, какие нас ждут изменения. Нужно подождать, пока пройдут организационные процессы в министерствах, какие будут конкретные решения. В России и гражданам, и организациям не привыкать преодолевать сложности. Прорвемся и в этот раз!

Я — за системное развитие образования и науки!

Лента новостей, Блог ректора, Для преподавателей
1/1
  • 15.05.2025 Начал работу VII Новосибирский Международный юридический форум
  • 14.05.2025 «Золотой фонд НГУЭУ» – 2025: определены победители конкурса личных достижений студентов
  • 13.05.2025 Информационные разработки Банка России защитят финансы студентов от мошенников
  • 12.05.2025 «Научный полк»: история Сергея Полещука и Крымская наступательная операция
  • 12.05.2025 Весенний сезон тренингов предпринимательских компетенций стартует в НГУЭУ
  • 12.05.2025 В НГУЭУ обсудили компетенции будущих спортивных менеджеров
  • 07.05.2025 14:00:00 Поздравление ректора Павла Новгородова с 80-летием Победы
  • 07.05.2025 12:00:00 История Победы и связь поколений: памятные мероприятия НГУЭУ к 80-летию Победы
  • 07.05.2025 День Победы 9 мая: освобождение Севастополя в 1944 году и капитуляция Германии в 1945 году
  • 07.05.2025 В НГУЭУ прошла Региональная транссибирская олимпиада по русскому языку и обществознанию
  • 07.05.2025 Выпускники МВА, поделитесь своим мнением — ваш голос формирует рейтинг!
  • 06.05.2025 В Новосибирске идет поиск новых путей патриотического просвещения
  • 06.05.2025 «Мы — патриоты России»: молодежный форум, посвященный Дню Победы
  • 06.05.2025 НГУЭУ поздравляет Кристину Юшину с утверждением ученой степени кандидата экономических наук
  • 06.05.2025 НГУЭУ поздравляет Вячеслава Шумкова с с утверждением ученой степени кандидата экономических наук
  • 05.05.2025 «Мы о войне стихами говорим»: литературный вечер в научной библиотеке
  • 05.05.2025 «Всегда поймут и выслушают»: как завершился мотивационный курс для подростков «Ты больше, чем ты есть»
  • 05.05.2025 Выпускник Высшей школы бизнеса НГУЭУ — победитель всероссийского конкурса
  • 30.04.2025 В НГУЭУ прошла межвузовская студенческая интеллектуальная игра для иностранцев
  • 30.04.2025 Студенты НГУЭУ познакомили новосибирцев с традициями народов мира на «Интернеделе»
  • Личный кабинет студента
  • Выборы ректора
  • Обратная связь
  • Обращения граждан и организаций
  • Политика конфиденциальности
  • Сведения о доходах руководителя
  • Раскрытие информации
  • Сведения о доходах руководящего состава
  • Безопасность и антитеррор
  • Пожарная безопасность
  • Полезные ссылки
    • Министерство образования и науки Российской Федерации
    • Министерство просвещения Российской Федерации
    • Российское образование (Федеральный портал)
    • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
    • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
    • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
    • Справочно-информационный портал «Русский язык»
    • Энциклопедии, словари, справочники
    • Портал информационной поддержки ЕГЭ
    • Русская виртуальная библиотека
    • Наука и образование против террора
    • Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет
    • Правовой портал «Нормативные правовые акты в Российский Федерации
    • Подключение к личному кабинету на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу
    • Инструкция по работе с ПО Veyon
  • Наука и университеты