28 марта 2017 г.
СТРАТЕГИЯ
НОВОСИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ «НИНХ»
ДО 2025 ГОДА.
Стратегия НГУЭУ (далее – Стратегия) представляет собой документ, описывающий миссию, стратегическое видение, принципы, цели, приоритетные задачи университета и механизмы реализации.
Горизонт планирования в рамках Стратегии – до 2025 года.
Одним из основных механизмов реализации Стратегии являются стратегические проекты и программы НГУЭУ, направленные на решение конкретных приоритетных задач. Проекты и программы разрабатываются на срок от одного года и обязательно включают следующую информацию: цели проекта или программы, этапы реализации, требуемые ресурсы (финансовые, кадровые, иные), показатели эффективности и их плановое значение, механизмы и инструменты реализации. При этом указанные проекты и программы не должны противоречить положениям Стратегии и друг другу.
Таким образом, Стратегия представляет собой «зонтичный» документ, объединяющие как действующие, так и разрабатываемые проекты и программы.
Проект Стратегии подлежит обязательному обсуждению Попечительским советом НГУЭУ и утверждению в окончательном виде Ученым советом НГУЭУ.
Положения Стратегии могут быть пересмотрены в связи с существенным изменением внешних условий, в том числе государственной политики в сфере образования, а также внутренних возможностей и ограничений.
Настоящая Стратегия разработана с учетом следующих документов
- федерального уровня:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
- Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295;
- Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 г., утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р;
- Правила осуществления мониторинга системы образования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662;
- Приоритетный национальный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций», утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам 25 октября 2016 г., протокол № 9;
- Проекты и программы Агентства стратегического развития: «Национальная технологическая инициатива», «Улучшение инвестиционного климата», «Социальное предпринимательство».
- регионального уровня:
- Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области до 2025 года;
- Программа реиндустриализации Новосибирской области до 2025 года;
- Инвестиционная стратегия Новосибирской области до 2030 года;
- Концепция парковой политики Новосибирской области;
- Концепция кластерной политики Новосибирской области;
- Государственная программа Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы»;
- Государственная программа Новосибирской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2017-2022 годы»;
- Государственная программа Новосибирской области «Стимулирование инвестиционной и инновационной активности в Новосибирской области на 2015-2021 годы»;
- Государственная программа Новосибирской области «Развитие государственной молодежной политики Новосибирской области на 2016-2021 годы»;
- Государственная программа Новосибирской области «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности в Новосибирской области на 2015-2020 годы»;
- Государственная программа Новосибирской области «Содействие занятости населения в 2014-2020 годах».
- определяющих методику формирования международных и российских рейтингов университетов:
- Международный рейтинг Times Higher Education;
- Международный рейтинг QS;
- Международный рейтинг ARWU (Шанхайский рейтинг);
- Международный рейтинг университетов стран BRICS;
- Международный рейтинг сайтов университетов Webometrics;
- Международный рейтинг вузов Европейской научно-промышленной палаты ARES;
- Международный рейтинг RUR (Round University Rating)
- Национальный рейтинг университетов («Интерфакс»)
- Российские рейтинги в области высшего образования РА «Эксперт» (в т.ч. рейтинг факультетов)
- Московский международный рейтинг «Три миссии университетов»
- Рейтинг университетов «РИА Новости».
Внешние условия представлены следующими принципиальными блоками:
- Глобальные и российские тренды в области образования, рынка труда и технологий;
- Государственная политика РФ в области образования.
Значимыми факторами для дальнейшего развития НГУЭУ в рамках первого блока являются:
- Повышение конкуренции на образовательном рынке. Если раньше вузы были относительно закрытой и замкнутой системой, то с развитием технологий университетам будет всё сложнее разрабатывать полностью собственный «продукт»: появятся «флагманы» по отдельным направлениям, программам и дисциплинам, широко продвигающие свой образовательный контент, как следствие, конкуренция вузов сменится конкуренцией программ и преподавателей. Кроме того, на повышение конкуренции также будет влиять увеличение количества игроков: различных бизнес-школ, корпоративных вузов, индивидуальных тренеров, образовательных онлайн-платформ, «виртуальных» университетов и т.д.
- Индивидуализация образования. Развитие технологий будет также создавать широкие возможности для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий, формирования индивидуальных учебных планов, форм и методов подготовки. Вузы начнут учитывать специфические запросы обучающихся.
- Стремительное устаревание знаний. Конкретные знания дадут краткосрочное преимущество выпускнику сразу после окончания вуза, но не окажут ему серьезной поддержки в долгосрочной перспективе.
- Автоматизация и роботизация труда, развитие искусственного интеллекта. В долгосрочном плане нас ждет существенная перестройка рынка труда, в том числе большое количество профессий либо исчезнут, либо претерпят значительные содержательные изменения. Определяющим успех работника фактором станут не конкретные знания, а понимание проблемы и способов ее решения.
- Развитие технологий оценки знаний, навыков и компетенций. Значимость формальных атрибутов образования – аттестатов, дипломов, оценок – будет снижаться. Будут иметь значения знания, навыки и компетенции, которые человек имеет на момент оценки, а не предыстория, когда и как он их получил.
- Новые технологии и инструменты передачи знаний.| Традиционные формы, используемые университетами (лекции, семинары и др.) подвергаются критике с точки зрения эффективности. Ведущие университеты активно внедряют новые технологии обучения, связанные как с формированием электронной среды, так и с новыми методиками организации учебного процесса (проектное обучение и т.д.).
- От профессий – к компетенциям. Многие эксперты утверждают, что понятие «профессии» размывается, поскольку в современном мире успешный специалист должен обладать не только профессиональными знаниями, но и набором универсальных компетенций и навыков, напрямую не относящихся к профессиональной деятельности, причем конкурентоспособность специалиста в большей степени будет зависеть именно от наличия последних.
- Снижение значимости традиционной инфраструктуры. В современном мире образовательный процесс может проходить не только в аудитории за партой, но и в любом ином месте, где есть компьютер и Интернет. Как следствие, значение традиционной инфраструктуры вузов снижается. Один из трендов в зарубежных вузах – реализация принципа BYOD (Bring Your Own Device – «принеси свое собственное оборудование»), что позволяет подключать к электронной среде университета личные ноутбуки, планшеты, мобильные телефоны, тем самым снижая необходимость наличия подобной инфраструктуры в вузе.
В рамках второго блока следует выделить:
- Борьба с «перепроизводством» экономистов и юристов. Реализуется государственная политика, направленная на снижение количества выпускников рограмм высшего образования по направлениям «Экономика», «Менеджмент», «Юриспруденция».
- Ужесточение требований. Минобрнауки РФ постепенно ужесточает требования к вузам и желающим получить высшее образование, в частности, вводится запрет на получение юридического высшего образования в заочной форме, если образование получается впервые.
- Диверсификация финансирования. Государство стремится расширить перечень источников финансирования государственных вузов, в том числе за счет региональных бюджетов и средств работодателей.
- Стимулирование развития «университетов третьего поколения». Мониторинг деятельности вузов Минобрнауки РФ, критерии оценки вузов при принятии решений об их поддержке в рамках различных проектов свидетельствуют, что помимо традиционных образовательной и научной деятельности, важным показателем является внедрение и коммерциализация разработок, инновационная активность, что характерно для т.н. университетов «третьего поколения».
- От международной интеграции к национальному рынку. По некоторым направлениям имеет место разворот от ориентации на международные показатели (рейтинги, наукометрические показатели и т.д.) к разработке и продвижению национальных стандартов, проектов и систем.
- Внешняя оценка качества образования. Постепенно готовится основа для введения системной внешней оценки качества образования как с позиции рынка труда (профессионально-общественная аккредитация), так и с позиции регулятора. Развитие технологий оценки, применение методик big data в ближайшие несколько лет позволит получить новые, относительно объективные и независимые методики оценки качества образования в вузах, а также реализовать идею «ЕГЭ для бакалавров».
- Идеология точечной поддержки. Государство и далее будет переходить от поддержки «всех понемногу» к точечному финансированию лучших вузов и приоритетных проектов.
- Интеграция университетов в решение государственных задач. К вузам предъявляются все больше и больше требований с точки зрения включения в решение государственных задач. Сейчас недостаточно только учить, от вузов ожидают проактивной позиции при взаимодействии с рынком труда, внедрении инноваций, развитии предпринимательства (МИПы), участия в просветительских проектах, социализации. Также важная роль отводится вузам в деле воспитательной работы с молодежью.
Существующие ограничения при реализации Стратегии связаны как с внешней средой (включая факторы, характерные для системы в целом), так и внутренней средой (специфичные только для НГУЭУ).
Стратегия формируется с учетом следующих ограничений внешней среды:
- Противоречивость целей основных участников процесса. К основным участникам относятся: государство (федеральные, региональные власти); работодатели; абитуриенты и иные лица, принимающие решения (родственники и т.д.), академическая среда (администрация, НПР и студенты вуза). Основными вопросами, по которым сложно найти консенсус, являются: содержание и качество образовательной и научной деятельности, критерии и показатели оценки эффективности деятельности вузов, финансирование деятельности вузов, направления подготовки (оценка будущего спроса).
- Невовлеченность работодателей. За некоторым исключением, у представителей рынка труда отсутствуют реальные рычаги влияния на деятельность вузов, а если такие рычаги появляются – они в большинстве своем не хотят или не умеют ими воспользоваться. Подавляющее большинство коммерческих организаций не хотят тратить ресурсы на реальное взаимодействие с вузами, а работодатели, представленные органами государственного управления, государственными и муниципальными учреждениями обычно вообще не считают это своей функцией.
- ФГОС как негибкая система. Технологическое развитие, быстрое формирование на рынке одних отраслей и профессий, исчезновение или существенное изменение других, изменение запросов рынка труда обязывает университеты быть гибкими и ежегодно существенно менять образовательный контент, вводить новые образовательные методики. Система государственной стандартизации образовательного процесса в разрезе направлений подготовки, во-первых, не отвечает указанным требованиям к гибкости, во-вторых, генерирует достаточно большой объем технической работы для преподавателей вуза.
- Несоответствие вида деятельности методам управления. Образование как вид деятельности характеризуется длительным «производственным» циклом: он не ограничивается сроком обучения студента в вузе, а также включает, с одной стороны, периоды разработки образовательных программ, с другой – работу выпускника на рынке труда и применение им полученных знаний и навыков в профессиональной деятельности. При этом система управления образованием основана на менее длительных периодах: от одного года (вопросы финансирования, определения контрольных цифр приема и т.д.) до 3-7 лет (государственные программы, проекты). В результате вузы, которые значительно зависят от решений государственных органов, живут «сегодняшним днем».
- Превалирование количественных над качественными показателями оценки эффективности вузов. Одним из негативных результатов этого подхода является имитация деятельности, в том числе генерация потока научных статей, формирование результатов интеллектуальной деятельности, не востребованных внешней средой.
- Отсутствие дифференцированного подхода к оценке вузов. При оценке и сравнении вузов (на основании чего принимаются управленческие решения) нет либо слабо учитывается специфика того или иного вуза. Например, высокие показатели доходов от НИР у технических вузов относительно гуманитарных во многом объясняются тем, что в структуре себестоимости у первых, помимо интеллектуального капитала, высока составляющая оборудования, программного обеспечения и т.п.
- «Академические стереотипы». Подавляющее большинство вузов исходит из представления, что чем выше статус вуза, чем больше уровней, направлений подготовки и образовательных программ, чем больше студентов и т.д. — тем лучше. В результате все стремятся быть университетами-лидерами, расширять географическое присутствие, «завоевывать» все большие доли рынков (абитуриентов, НИР, грантов и т.д.), повышать качество образования и наукометрические показатели без соотнесения с имеющимися ресурсами и своим местом и ролью в научно-образовательной системе страны. Одним из негативных результатов такого подхода является конкуренция вузов в тех областях, где необходимо стимулировать межвузовское сотрудничество, а не соперничество.
- Неготовность академической среды к новым вызовам. Концепция «университетов третьего поколения» пришла из западных стран, где культура научных исследований в университетах формировалась столетиями. Для России «перенос» науки из структур РАН в университеты – относительно новый тренд. Как следствие, многие российские вузы и их преподаватели до сих пор находятся в рамках модели «университета первого поколения» (главное – образовательная деятельность, передача знаний). Между предъявлением требований соответствовать «третьему поколению» и текущей ситуацией – не только существенный разрыв во времени, но и в сознании, поскольку преподаватели в основной массе не понимают, почему, помимо привычной образовательной деятельности, они должны еще заниматься инновациями, привлекать ресурсы через коммерческие НИР и т.д.
- Невостребованность научных результатов. Одним из признаков университета «второго поколения» являются ценности академической свободы и «чистой науки», без привязки к прикладной значимости результатов исследований. Для многих исследователей требование «практической полезности», «эффективности» является непонятным и противоречащим основным принципам научного поиска.
- Кадровый потенциал. Вузовская среда испытывает дефицит кадров, способных организовывать образовательную и научную деятельность на должном уровне. С одной стороны, многие преподаватели не имеют опыта работы вне академической среды, что препятствует повышению практикоориентированности образования. С другой стороны, в общественном сознании штатный преподаватель вуза не является привлекательным родом деятельности с точки зрения уровня зарплаты, что усложняет привлечение и удержание молодых перспективных кадров.
- Высокая инерция и сопротивление изменениям. Образование в России является одной из консервативных сфер деятельности, в которой высока инерция и сопротивление изменениям. В настоящее время гибкость системы образования не соответствует скорости изменений на рынке труда.
- Недооценка роли воспитательной деятельности. В России большое внимание уделяется воспитательной работе, организуемой в вузе. При этом большинство преподавателей не считает воспитание частью своего функционала, более того, воспитательная деятельность часто воспринимается как конкурент (за время, ресурсы и внимание студентов) основной образовательной деятельности.
НГУЭУ не является исключением в общей «картине»: для университета, так же как и для других вузов, характерны «академические стереотипы», неготовность соответствовать критериям «третьего» поколения, генерация невостребованных научных результатов, недооценка значимости воспитательной деятельности. При этом НГУЭУ имеет и ряд специфических ограничений и слабых мест, часть из которых является временными:
- Слабые наукометрические показатели и результаты интеллектуальной деятельности. У НГУЭУ невысокие относительно других вузов показатели публикаций и цитируемости в журналах, индексируемых в Scopus и Web of Science, отсутствуют результаты интеллектуальной деятельности, приносящие доход.
- Невысокие показатели доходов от НИР. В вузе слабо развита система поиска и выполнения заказных НИР, в процесс вовлечено менее 10% НПР.
- Слабая интеграция с регионом. НГУЭУ слабо интегрирован в проблематику органов государственного управления, бизнес-сообщества, общественных организаций Новосибирска, Новосибирской области, Сибирского федерального округа. Университет не является участником каких-либо значимых региональных проектов, в частности, программы реиндустриализации Новосибирской области.
- Недостаток ресурсов для интернационализации образования.Развитию международного сотрудничества вуза препятствуют недостаточные знания иностранных языков и дефицит содержательных международных проектов на уровне факультетов и кафедр, совместных исследований, статей российских и зарубежных авторов.
- Ограниченность инфраструктуры. Наращивание числа студентов, в том числе иногородных и иностранных, сдерживается ограниченностью инфраструктуры (аудиторный фонд, общежитие, спортивная инфраструктура).
- Отсутствие ресурсов для достижения целей «глобального игрока». В силу текущих показателей и ограниченности ресурсов НГУЭУ в ближайшей перспективе не может претендовать на статус университета международного или федерального значения.
С учетом исторической ретроспективы, текущего места и роли университета и его будущих приоритетов, миссия НГУЭУ — содействие социально-экономическому развитию Сибири через подготовку востребованных кадров и участие в решении актуальных региональных задач.
Цель — формирование НГУЭУ как ведущего вуза в области регионального развития на основе концепции «предпринимательского университета».
Концепция «предпринимательского университета» соответствует модели университета «третьего поколения» и представляется наиболее эффективной с точки зрения достижения поставленной цели.
5. Стратегические принципыСтратегические принципы имеют «сквозной» характер, то есть применимы к большинству или всем функциональным блокам университета (образование, наука, инновации, воспитание, инфраструктура и хозяйственная деятельность)
Первый стратегический принцип — необходимость интеграции вуза в реальную повестку (прежде всего региональную). Данный принцип будет реализовываться через переход к проблемно-ориентированному образованию, выявление актуальных тем научных исследований и широкое взаимодействие с представителями рынка труда.
Второй стратегический принцип — приоритетность развития интеллектуального капитала. Главный ресурс вуза — это люди, и значимых результатов невозможно достичь без инвестиций в основной актив. Инвестиции будут направлены как в подготовку и переподготовку действующих сотрудников, рост экспертизы, формирование социального капитала, так и привлечение в университет перспективных специалистов извне.
Третий стратегический принцип — управление университетом как открытой системой. Это подразумевает создание партнерств, внедрение сетевых форм сотрудничества, создание межвузовских лабораторий, проведение открытых конкурсов грантов, расширение практики аутсорсинга и т.д.
Четвертый стратегический принцип — децентрализация системы управления. Принятие решений по большинству значимых вопросов должно перейти на факультеты и кафедры, роль администрации при этом от непосредственного управления трансформируется в создание условий для развития. В целях обеспечения интеграции образовательных, научных и внедренческих задач, а также для обеспечения междисциплинарного подхода в вузе будет проработан вопрос создания меж- и надфакультетских структур.
Пятый стратегический принцип – выявление и поддержка «ядра компетенций», основных конкурентных преимуществ по всем направлениям деятельности.
Шестой стратегический принцип – переход от фронтальной к точечной поддержке, выявлению небольшого количества главных приоритетов и показателей и целенаправленная работа по их доведению до плановых показателей.
6. Приоритеты образовательной деятельностиОсновная стратегическая цель в области образовательной деятельности – обеспечение содержания образования, соответствующего потребностям регионального рынка труда, и качества образования с целью формирования специалиста, конкурентоспособного в долгосрочной перспективе.
Задачи в области образовательной деятельности:
- Переход к проблемно-ориентированному образованию. Главным в образовательной деятельности должен стать ответ на вопрос «для чего учим» вместо «чему учим». Рост практикоориентированности образовательных программ. Формирование критериев и методики оценки проблемно-ориентированности и практикоориентированности образовательных программ.
- Формирование критериев конкурентоспособности и выявление конкурентоспособных образовательных программ и дисциплин, требующих «точечной» поддержки.
- Передача неконкурентоспособных дисциплин на аутсорсинг в рамках совместных образовательных программ и иных сетевых форм взаимодействия; включение образовательного контента от ведущих мировых и российских вузов в образовательный процесс.
- Передача существенной части нагрузки на базовые кафедры.
- Пересмотр содержания и структуры образовательных программ, в том числе внедрение «сквозных» (для всех направлений и специальностей) дисциплин, направленных на формирование компетенций, «мягких» навыков, приобретение знаний, необходимых для успешной работы независимо от профессиональной области: предпринимательство, управление проектами, управление изменениями, принятие решений, критическое мышление, системный анализ, программирование, основы права, коммуникации, маркетинг и т.д.
- Запуск новых конкурентоспособных и востребованных образовательных программ по реализуемым в вузе направлениям и специальностям с учетом ведущего международного и российского опыта.
- Формирование «предпринимательского мышления», получение опыта предпринимательской деятельности у студентов, интеграция образовательной деятельности по ряду направлений и специальностей с деятельностью бизнес-инкубатора.
- Создание электронной среды обучения и его активное применение в образовательной деятельности.
- Экспорт знаний – передача образовательного контента университета другим вузам.
- Усиление роли программ магистратуры и аспирантуры в общей структуре образовательных программ университета. Открытие новых «междисциплинарных» программ магистратуры и аспирантуры.
- Реализация полной сопряженности программ всех уровней – от среднего профессионального образования до аспирантуры.
- Разработка и внедрение методики периодической всесторонней оценки качества образования.
- Внедрение новых форм и технологий образования, в частности, проектного обучения.
- Расширение возможностей индивидуального образования, внедрение модульного принципа, спецкурсов.
- Интеграция образовательной, научной и инновационной деятельности в рамках образовательных программ.
- Интеграция образовательной и воспитательной деятельности, развитие «мягких» навыков в рамках основного образовательного процесса.
- Развитие программ дополнительного образования. Дополнительное образование рассматривается, во-первых, с позиции «полигона» для внедрения новых образовательных технологий в основную деятельность, во-вторых, с точки зрения диверсификации источников финансирования деятельности вуза, в-третьих, как возможность повышения доходов НПР.
- Повышение академической мобильности преподавателей и студентов.
- Повышение эффективности практик и стажировок студентов.
Целевые показатели решения указанных задач:
- Постоянная положительная динамика оценки качества образования со стороны студентов, работодателей, академической среды.
- Постоянная положительная динамика проблемно-ориентированности и практикоориентированности образовательных программ.
- Точечная поддержка конкурентоспособных образовательных программ и дисциплин – не менее 50%. Отказ от неконкурентоспособных дисциплин – не менее 10%.
- Передача нагрузки на базовые кафедры – не менее 15%.
- Использование образовательного контента от ведущих зарубежных и российских университетов – не менее 20% образовательных программ.
- Количество совместных образовательных программ высшего образования, реализуемых по сетевому принципу – не менее 5, в том числе с зарубежными вузами – не менее 2. Доля контингента, обучающегося на совместных образовательных программах – не менее 5%.
- Опережающий рост количества образовательных программ магистратуры и аспирантуры над количеством программ бакалавриата и специалитета.
- Доля магистрантов и аспирантов в общем контингенте студентов программ высшего образования – не менее 20%.
- Применение новых технологий в образовательном процессе, в том числе проектного обучения – не менее 70% образовательных программ.
- Применение электронного обучения – не менее 80% дисциплин.
- Опережающий рост доходов от программ дополнительного образования – не менее 100 млн руб. (не менее 10% в доле общих доходов университета).
- Доля трудоустроенных в течение одного года после окончания вуза – не менее 85%, в том числе по специальности – не менее 70%.
- Доля трудоустроенных в Новосибирской области – не менее 60% от очного контингента.
- Доля выпускников, выступивших в качестве предпринимателей (в качестве акционеров, участников хозяйственных обществ, индивидуальных предпринимателей) в течение 5 лет после окончания вуза – не менее 10%.
- Количество студенческих компаний, созданных после получения статуса резидента бизнес-инкубатора университета – не менее 3.
- Доля преподавателей, включенных в программы академической мобильности – не менее 15% ежегодно.
- Доля студентов, включенных в программы академической мобильности – не менее 5% от очного контингента ежегодно.
Основная стратегическая цель научно-исследовательской и инновационной деятельности – глубокая интеграция вуза в региональную проблематику и формирование востребованных научных результатов, внедряемых в деятельности региональных органов власти, бизнеса и общественных организаций.
Задачи в области научно-исследовательской и инновационной деятельности:
- Определение ниши научных исследований, характеризующейся наличием реальной региональной проблематики, доступными ресурсами и соответствующей «ядру компетенций» университета в научной и инновационной деятельности.
- Определение нескольких крупных проблемно-ориентированных междисциплинарных научных направлений, разработка которых предполагает интеграцию усилий кафедр, факультетов, научных школ и коллективов.
- Смещение акцента с индивидуальных научных исследований на формирование и продвижение стандартизированных «научных продуктов», создаваемых «от рынка» (от потребностей), характеризующихся быстрой масштабируемостью.
- Повышение «фондоемкости» НИР за счет использования оборудования и программного обеспечения.
- Формирование эффективных постоянных и временных научных коллективов с распределенными ролями по поиску и выполнению хоздоговорных НИР, привлечению грантовой поддержки.
- Рост популярности программ аспирантуры, соискательства, количества защит кандидатских и докторских диссертаций НПР вуза. Открытие диссертационных советов.
- Развитие межвузовского научного сотрудничества, а также сотрудничества с институтами СО РАН, консультационными компаниями, формирование сетевых лабораторий и смешанных научных коллективов.
- Рост наукометрических показателей, прежде всего публикаций и цитирований статей в журналах, индексируемых в Scopus и Web of Science.
- Повышение эффективности системы внутренних научных грантов, привязка выделяемых ресурсов и полученных результатов.
- Привлечение внешних экспертов, консультантов, НПР, научных сотрудников через механизмы открытых грантов.
- Формирование инфраструктуры поддержки научной деятельности НПР, в т.ч. по подаче заявок на гранты, по совместным исследованиям и публикациям, по экспертной деятельности, по продвижению публикаций за рубеж.
- Развитие инновационной инфраструктуры вуза, в том числе бизнес-инкубатора, малых инновационных предприятий.
- Рост числа НПР университета, представленных в качестве публичных экспертов в регионе (в СМИ, в составе рабочих и экспертных групп).
Целевые показатели решения указанных задач:
- Научные результаты (статьи, монографии, РИД и т.д.) соответствуют актуальной региональной проблематике – не менее 50% научных результатов.
- Формирование крупных проблемно-ориентированных междисциплинарных научных направлений – не менее 2, не более 3. Вовлечение НПР вуза в работу по данным направлениям – не менее 30% НПР.
- Формирование востребованных стандартизированных «научных продуктов» - не менее 10.
- Формирование межвузовских лабораторий и иных сетевых форм научного сотрудничества – не менее 3.
- Доходы от НИР на 1 НПР (без учета доходов МИП) – не менее 100 тыс. руб.
- Количество малых инновационных предприятий – не менее 3.
- Совокупные доходы МИП – не менее 30 млн руб.
- Публикации в журналах, индексируемых в Scopus – не менее 10 на 100 НПР, в Web of Science – не менее 7 на 100 НПР.
- Привлечение внешних экспертов, консультантов, НПР, в том числе через механизмы открытых грантов, с последующим закреплением – не менее 10 чел.
- Направление ресурсов грантовой поддержки для привлечения внешних экспертов, консультантов, НПР – не менее 25%.
- Количество публичных экспертов, выступающих от имени вуза – не менее 40 (не менее 10% НПР вуза).
- Количество защит кандидатских и докторских диссертаций НПР вуза – не менее 8 ежегодно. Остепененность коллектива – не менее 70%.
- Количество действующих диссертационных советов – не менее 2.
Основная стратегическая цель воспитательной деятельности – формирование и поддержка интереса и мотивации к личностному росту и развитию.
Задачи в области воспитательной деятельности и молодежной политики:
- Выявление и поддержка актива студентов, студенческих проектов и инициатив.
- Вовлечение относительно неактивных студентов во внеучебную деятельность, в том числе при помощи новых педагогических и воспитательных технологий, практик.
- Повышение культурного уровня студентов.
- Развитие «мягких навыков» студентов (недоступных в рамках основного образовательного процесса), формирование социального капитала, возможностей для социального и карьерного лифта.
- Вовлечение студентов в решение актуальных задач университета.
- Стимулирование форм студенческого самоуправления.
- Создание «пространства возможностей» для студентов (информирование о круге возможностей и технологиях их реализации).
- Формирование и поддержание ценностей здорового образа жизни.
- Патриотическое воспитание.
Целевые показатели решения указанных задач:
- Доля студентов, вовлеченных на постоянной основе в активные формы внеучебной деятельности (спорт, культура и творчество, волонтерство, международное сотрудничество и т.д.) – не менее 15% от очного контингента.
- Количество инициативных проектов студентов, поддержанных вузом – не менее 15 ежегодно.
- Постоянная положительная динамика удовлетворенности студентов и преподавателей внеучебной деятельностью.
Стратегическая цель инфраструктурной деятельности – обеспечение бесперебойного функционирования вуза и создание условий для решения задач образовательной, научно-исследовательской, инновационной и воспитательной деятельности.
Развитие инфраструктуры университета будет планироваться с учетом следующих факторов:
- Современных трендов, связанных со снижением роли традиционной инфраструктуры и повышением роли инновационной инфраструктуры;
- Приоритетности инвестиций в интеллектуальный капитал;
- Учета наличия альтернативной (культурной, спортивной и иной) инфраструктуры в рамках города и района расположения университета;
- Оценки «профильности» инфраструктуры для деятельности вуза;
- Возможности использования инфраструктуры партнеров, самих студентов (принцип BYOD).
Целевым показателем инфраструктурной деятельности является выполнение требуемого планового минимума для решения поставленных задач.
10. Приоритеты управленческой и кадровой деятельностиВуз является сложной структурой, ведущей разноплановую деятельность, требующей применения адекватных управленческих методик.
С одной стороны, вуз генерирует большое количество «стандартных» продуктов и процессов, к которым можно применить «промышленные» управленческие методики, включая систему менеджмента качества.
С другой, вузы также характеризуются значительной творческой составляющей, наличием индивидуальных особенностей, наличием академических свобод и т.д., что диктует необходимость принятия управленческих решений совершенно иного характера.
Основными объектами управления в университете являются люди (кадры) и процессы, генерирующие значимые результаты.
Общий принцип, который используется при управлении НГУЭУ – стремление к децентрализации, при которой роль администрации трансформируется от непосредственного управления людьми и процессами к созданию условий для творческого и профессионального роста и развития.
Децентрализация также должна сопровождаться значительной дебюрократизацией процесса управления. Для этого, напротив, стандартные «технические» функции должны быть сняты с сотрудников и преподавателей и централизованы в соответствующих подразделениях.
Задачи в области управленческой и кадровой деятельности:
- Формирование и поддержание сбалансированной с точки зрения прав, обязанностей, ответственности и ресурсов структуры вуза.
- Выявление, описание и оптимизация бизнес-процессов университета. Переход на процессное управление.
- Разработка методики оценки системы управления с позиции гибкости (скорости принятия решений) и эффективности (отношения полученного результата к затраченным временным и финансовым ресурсам).
- Внедрение программно-целевого и проектно-целевого подходов к управлению. Формирование эффективных проектных офисов (проектных команд).
- Создание меж- и надфакультетских органов управления с целью обеспечения междисциплинарности и интеграции образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности для решения значимых региональных проблем.
- Переход от управления по инструкциям (MBI) через управление по целям (MBO) к управлению на основе ценностей (MBV). Внедрение элементов корпоративной культуры.
- Введение периодической системы оценки (аттестации) сотрудников и НПР вуза.
- Формирование системы кадрового резерва, поддержки и продвижения перспективных сотрудников, а также привлечения сотрудников извне, в том числе практиков.
- Целевая подготовка, переподготовка, повышение квалификации сотрудников и НПР вуза, в том числе за рубежом.
- Создание механизмов организационной, информационной, финансовой поддержки лучших сотрудников и НПР.
- Совершенствование структуры и процессов университета, в том числе введение принципа «одного окна» для студентов и НПР с передачей стандартных функций от деканатов в единый центр обслуживания.
- Совершенствование содержания и структуры эффективных контрактов с НПР и сотрудниками университета.
- Автоматизация и информатизация управленческих процессов.
Целевые показатели решения указанных задач:
- Повышение скорости и качества принятия и исполнения решений.
- Снижение объема времени, направляемого НПР на стандартную «техническую» работу.
- Снижение объема ресурсов, направляемого на поддержание самой системы управления.
- Положительная динамика оценок в рамках «обратной связи» от сотрудников, НПР и студентов университета.
- Динамика индивидуальных показателей «точечно» поддержанных сотрудников и НПР.
По итогам реализации приоритетных проектов и программ планируется занять и удерживать 60-80 место в рейтингах российских вузов, включая Национальный рейтинг вузов («Интерфакс») и рейтинг лучших вузов России от РА «Эксперт», 12-18 место – в рейтинг РА «Эксперт» по экономическому направлению.
внешним связям Новгородовым Павлом Анатольевичем
p.a.novgorodov@nsuem.ru