02.05.2024
Этому вопросу были посвящены сразу несколько круглых столов, состоявшихся в конце апреля.
22 апреля Опорно-методический центр НГУЭУ проекта «ДНК России» совместно с Государственным академическим университетом гуманитарных наук (ГАУГН) на базе ГАУГН (г. Москва) провели третий круглый стол, посвященный актуализации дисциплины «Экономика». Ведущие учёные и эксперты в экономической науке со всей страны обсудили концепцию новой дисциплины и содержание учебного комплекса. На обсуждение была представлена версия, учитывающая замечания, комментарии, предложения и пожелания научно-педагогического сообщества, собиравшегося с аналогичной целью 12.04.2024 в Сибирском федеральном университете (г. Красноярск).
С приветственным словом на круглом столе выступила представитель руководства программы «ДНК России» Анастасия Суслова (г. Москва), подчеркнув в своем выступлении, что в рамках проекта «ДНК России» в направлении по актуализации дисциплин социально-гуманитарного блока крайне важно широкое привлечение профессионального сообщества к обсуждению основных проблем преподавания и актуализации дисциплин социально-гуманитарного блока.
Далее проректор по научной работе и дополнительному образованию НГУЭУ Дмитрий Куницын в своем докладе представил обобщенный обзор тех комментариев и предложений, которые были получены по итогам второго круглого стола, состоявшегося 12 апреля в Сибирском федеральном университете.
Доцент кафедры региональной экономики и управления Наталья Епифанова раскрыла основные особенности актуализации содержания курса «Экономика» с учетом особенностей проекта «ДНК России» и курса «Основы российской государственности». Заведующий кафедрой региональной экономики и управления НГУЭУ Владимир Мельников в своем докладе предложил обновленный вариант структуры и содержания дисциплины «Экономика» с учетом результатов предыдущего обсуждения, представил уточненный вариант концептуального подхода, который лежит в основе предлагаемого курса «Экономика», конкретизацию отдельных методологических положений основных разделов курса и результатов обучения. Особое внимание в докладе было уделено и методическим аспектам обновленного курса, в частности форматам работы со студентами и появлению двух типов семинарских занятий для студентов разных направлений (для гуманитариев и инженеров). Главный научный сотрудник лаборатории институционального анализа экономического факультета Московского государственного университета Виталий Тамбовцев в своем докладе высказал критические замечания относительно структуры второго раздела предлагаемого курса «Экономическая природа организации», а также предложил свое видение теоретических и методических характеристик указанного раздела.
Следующий круглый стол состоялся 26 апреля совместно с Институтом экономики и менеджмента (ИЭМ) Томского государственного университета (ТГУ) на базе ТГУ (г. Томск). На обсуждение была представлена версия, учитывающая замечания, комментарии, предложения и пожелания научно-педагогического сообщества, собиравшегося на предыдущем круглом столе.
С докладом выступил начальник управления дополнительного образования, заместитель начальника опорно-методического центра «ДНК России» НГУЭУ Эдуард Коложвари. Он рассказал о ходе реализации проекта «ДНК России» на базе опорно-методического центра НГУЭУ.
Заведующий кафедрой региональной экономики и управления НГУЭУ Владимир Мельников в своем докладе акцентировал внимание на том, какие содержательные, методические, структурные корректировки были внесены рабочей группой в УМК по «Экономике» на основе обобщения результатов интеграции мнений профессионального сообщества относительно предлагаемого содержания и структуры дисциплины «Экономика» (для неэкономистов). Особое внимание было уделено мировозренческой компоненте в преподавании дисциплины «Экономика» и основным векторам, которые задает содержание проекта «ДНК России», а также тем проблемам, которые возникают в преподавании дисциплины «Экономика» для неэкономистов в новосибирских вузах.
Заведующий кафедрой экономики ИЭМ ТГУ Дмитрий Хлопцов представил концепцию преподавания экономических дисциплин в структурных подразделениях Томского государственного университета. Он также рассказал о проблемах преподавания экономических дисциплин, в числе которых снижение передаваемой нагрузки с иных структурных подразделений ТГУ, кадровое замещение «своими» сотрудниками, существующие разрывы в преподавании теории и реалиях практической жизни, в понимании взаимосвязи экономики с другими науками.
Круглые столы завершились дискуссиями по поводу содержания предлагаемого курса «Экономика», его структуры, возможностей расширения мировоззренческой и гуманитарно-просветительской составляющей академической подготовки в целом.
Справка: Работа по актуализации социально-гуманитарных дисциплин, преподаваемых в вузах России, с целью совместной разработки универсальной концепции и актуальных подходов к их реализации в высшей школе ведется в рамках проекта «ДНК России» и при поддержке министерства науки и высшего образования РФ во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 29.01.2023 № Пр-173ГС.