10.05.2023
Исследование проводится в рамках реализации проекта «Институты поддержки российской пронаталистской политики: потенциал и перспективы влияния на рост рождаемости», поддержанного Советом по грантам Президента РФ (НШ-1327.2022.2).
Исследовательская группа НГУЭУ и Уральского федерального университета представила результаты опроса студентов Сибирского и Уральского федеральных округов о поддержке демографической политики на корпоративном уровне.
Исследование проводится в рамках реализации проекта «Институты поддержки российской пронаталистской политики: потенциал и перспективы влияния на рост рождаемости», поддержанного Советом по грантам Президента РФ (НШ-1327.2022.2).
В состав научного коллектива, которым руководит доктор экономических наук, профессор кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Школы государственного управления и предпринимательства Уральского федерального университета Анна Багирова, занимающаяся исследованиями и разработками для демографической политики страны и регионов, в качестве ответственного исполнителя вошла доцент кафедры корпоративного управления и финансов НГУЭУ Ася Вавилова.
В ходе исследований ученые определили наиболее перспективные меры поддержки российских семей, которые могли бы быть включены в концепции социальной ответственности бизнеса. Ася Вавилова отмечает, что к основным направлениям относятся меры по обеспечению жизни и здоровья работников; меры, направленные на уважение семейных обязанностей работников и достойное вознаграждение за труд, включая меры социальной поддержки. При этом, по мнению исследователей, важно само внимание работодателя к семьям работников, восприятие работников как людей с семейными обязанностями и включение этих идей в корпоративную культуру организаций. Такие примеры есть среди российских организаций.
«Как правило, исследования направлены на изучение поддержки работников, уже выполняющих родительские функции. Мнение молодых людей – будущих субъектов профессионального и родительского труда – практически не изучено. Поэтому родилась идея изучить уровень информированности студентов о существовании конкретных мер корпоративной демографической политики, получить оценку полезности их будущими получателями; оценку демографической эффективности различных мер корпоративной демографической политики», – говорит Ася Вавилова.
На первом этапе исследования в период с декабря 2022 по февраль 2023 года исследовательская группа провела социологический опрос. Были опрошены около 120 студентов, в том числе работающих, проживающих в Сибирском и Уральском федеральных округах, обучающихся в НГУЭУ и УрФУ. Как отмечают эксперты, российские студенты достаточно осведомлены о возможностях поддержки сотрудников и их семей работодателями. Они упоминают меры, относящиеся ко всем ключевым направлениями поддержки семейных сотрудников. Подавляющее большинство опрошенных студентов разделяют мнение о том, что работодатель должен обеспечивать поддержку работников с семейными обязанностями.
Наиболее ожидаемые в будущей профессиональной жизни для студентов меры таковы: помощь в приобретении жилья молодым семьям, возможность удаленной работы, возможность работы в режиме неполного рабочего дня для сотрудников с маленькими детьми, разовая материальная помощь при подготовке детей к началу учебного года, бесплатные путевки в санатории, детские оздоровительные лагеря, организация новогодних праздников для детей сотрудников, оплата медицинских услуг за счет организации. Каждая из перечисленных позиций набрала более 20% согласных с ней респондентов.
При этом, по словам исследователей, самыми полезными мерами, которые могут способствовать эффективному совмещению работы и семьи и влиять на принятие решения о рождении ребенка были названы следующие: помощь в приобретении жилья молодым семьям, возможность удаленной работы, возмещение расходов на медицинские услуги, оплата медицинских услуг за счет организации, возможность работы в режиме неполного рабочего дня для сотрудников с маленькими детьми.
В дальнейшем эксперты планируют продолжать сбор и анализ данных.
«Они могут дополнить представления ученых и практиков молодежной политики об ожиданиях российской студенческой молодежи от рынка труда, их мотивации к профессиональному и родительскому труду, могут расширить представления о возможностях совершенствования государственной демографической политики и задач бизнеса в формировании человеческого капитала для устойчивой корпоративной среды», — отмечает Ася Вавилова.