06.07.2020
Завершается очень насыщенный и сложный учебный год. На прошлой неделе мы провели традиционные конференцию и открытый Ученый совет НГУЭУ, посвященные эффективным контрактам профессорско-преподавательского состава (ППС) и административно-управленческого персонала (АУП), изменениям в составе Ученого советы и, конечно, итогам 2019-2020 учебного года. Когда я готовился к выступлению и анализировал, что нам удалось и не удалось сделать, я понял, что событий хватило бы на пятилетку!
В этом году мы в полной мере реализовали мой лозунг: «Никогда и ни при каких обстоятельствах не останавливаться на достигнутом, только вперед!». Главный итог 2019-2020 учебного года, я считаю, состоит в том, что мы во многих направлениях вышли на новый уровень. Мы набрали очень высокие темпы движения и сейчас как никогда важно не снижать оборотов — если мы продолжим так же быстро развиваться и реагировать на вызовы времени, у нас все получится.
Еще один важный момент: в середине марта 2020 года мы очень неожиданно, но достаточно эффективно перешли на дистантные технологии работы на основе нескольких платформ. Об этом говорят не только первое место в Новосибирской области и шестое место в Сибирском федеральном округе в Национальном рейтинге онлайн-активных вузов, но и результаты опроса студентов и преподавателей, который провел Клуб преподавательских инициатив НГУЭУ. Этот переход потребовал изменения многих бизнес-процессов, но мы справились с задачей, потому что коллектив НГУЭУ показал слаженную командную работу. Сами собой сложились межкафедральные и межструктурные связи, которых нам так не хватало, людям действительно было небезразлично все происходящее. Я с 2014 года говорю о проблеме вовлеченности в общие дела — и вот, наконец, мы увидели, что НГУЭУ стал командой!
Если говорить об итогах учебного года более подробно, то в первую очередь мне хотелось бы отметить успех Информационного центра. Не все верили в этот проект, не все понимали, как можно забрать часть функций деканатов и передать в новую структуру. Даже в октябре 2019 года, когда Информационный центр существовал уже год и активно набирал обороты, одна из очень уважаемых членов Ученого совета предлагала приостановить эксперимент. Но в условиях дистантного образования Информационный центр вышел на проектную стадию своего развития, и показал, что решение отделить учебно-методические и воспитательные функции деканатов от технологического обслуживания учебного процесса было правильным. Сформировалась эффективная коммуникационная среда для студентов и преподавателей: колл-центр, инфовстречи, консультирование в социальных сетях и мессенджерах, в работу Информационного центра были внедрены цифровые технологии (электронные ведомости и электронные журналы), он начал взаимодействовать с внешней средой (например, с Пенсионным фондом РФ). Возможно, это стало одной из причин успешного внедрения дистантных образовательных технологий: ведь у деканатов появилась возможность сосредоточиться на содержательной стороне образовательного процесса.
Этот год был успешным в плане реализации крупных научных проектов. Мы вышли на федеральный уровень: выполнили заказы Государственной думы РФ, Министерства науки и высшего образования, субъектов Федерации и крупных компаний. Мы работали с разными компаниями и были организаторами Фестиваля науки Новосибирской области. НГУЭУ стал одним из организаторов международной конференции ESD — планировалось, что она пройдет на базе университета, но пандемия внесла свои коррективы: мы с коллегами работали онлайн, однако конференция состоялась и это главное. Реализация проекта «Тревел-грант» и мер налоговой поддержки позволила увеличить научную активность кафедр и преподавателей. В частности, был организован выезд 90% ППС кафедры статистики в Санкт-Петербург. На регулярной основе проводились ежемесячные семинары аспирантов и соискателей, а студенты проходили стажировки в других вузах России и зарубежья: ВШЭ, Университет Кордовы (Испания), Университет прикладных наук и искусств г. Кобурга (Германия), Кёнбукский национальный университет (Республика Корея), Муданьзянский педагогический университет (Китай), Даляньский университет (Китай) и др.
Очень большой прорыв произошел в плане преподавательской активности. На мой взгляд, правильный вектор в этом направлении задало успешное участие команды нашего вуза в федеральном образовательном интенсиве «Остров 10-22». Войдя в топ-8 вузовских команд, мы не остановились и продолжили развивать идеи интенсива уже на площадке вуза — создали экспертно-управленческий клуб «Остров НГУЭУ», а кроме того активно работали Клуб преподавательских инициатив и Клуб мышления на факультете базовой подготовки, у нас открылась Точка кипения. То есть было очень много динамичных форматов, участники которых искали и разрабатывали новые подходы.
Особенно хотелось бы отметить межкафедральную команду преподавателей, которая сложилась вокруг проекта «Предпринимательский университет». Лидерами проекта стали Наталья Сергеевна Ермашкевич, Ольга Игоревна Ковтун, Татьяна Валерьевна Натальина, Марина Леонидовна Панявина, Тамара Александровна Попова, Зинаида Валерьевна Родионова, Наталья Валерьевна Рязанова, Алина Борисовна Чернобровина и Александр Сергеевич Гинтофт.
Также в рамках проекта «Предпринимательский университет» был реализован бизнес-акселератор «Мой бизнес – Students», а наши студенческие команды участвовали в программах Академпарка. Было подписано соглашение с Агентством стратегических инициатив (а руководитель проектного офиса Денис Александрович Обуховский стал региональным общественным представителем АСИ), мы участвовали в консорциуме с институтами СО РАН, НГАУ и СГУГиТ по сквозным цифровым технологиям, выиграли грант Росмолодежи на создание «Музея предпринимательства Сибири».
По проекту «Инновационная образовательная среда» мы значительно продвинулись вперед, благодаря вынужденному дистантному обучению. Произошла цифровизация образовательного процесса — от освоения системы MOODLE, в том числе и на программах среднего профессионального образования, до создания собственных видеокурсов (это сделали Геннадий Геннадьевич Ляскин и Зинаида Валерьевна Родионова) и проведения промежуточной и государственной итоговой аттестации с использованием цифровых технологий. А сейчас в цифровом формате проходит приемная кампания в НГУЭУ!
Кроме того, все больше преподавателей начали внедрять в учебный процесс нестандартные инструменты — деловые игры, управленческие поединки, фасилитацию и другие. Кафедра социологии вместе с коллегами из Высшей школы экономики реализует сетевые программы, появляются новые участники билингвального проекта (в этом году преподавание на русском и английском языках внедрено на направлении подготовки «Менеджмент», в следующем будет вводиться на «Юриспруденции»). Мы запустили кампусные курсы. В библиотеке НГУЭУ теперь можно бронировать книги онлайн и получать информацию о новинках. На 93% завершено оснащение аудиторий рабочими местами преподавателей, а в 63% аудиторий установлено мультимедийное оборудование.
В рамках проекта «Инновационная образовательная среда» тоже есть свои лидеры, как на уровне кафедр, так и на уровне отдельных преподавателей. В этом блоге я бы хотел отметить личную активность преподавателей, которых мы называем «проводниками онлайна». Это Ирина Сергеевна Клюева, Зинаида Валерьевна Родионова, Ирина Валерьевна Гутарова, Андрей Игоревич Пестунов, Оксана Юрьевна Тевлюкова, Евгения Владимировна Катункина, Михаил Владимирович Кричевцев, Лариса Михайловна Гальчук, Тамара Александровна Попова и Елена Витальевна Вранчан.
Мы продвинулись в реализации проекта «Оценка качества образования»: сформирована система контроля качества образования, в которую входят независимая оценка Рособрнадзора/Минобра, проведение недели оценки качества образования и «тревожная кнопка» на сайте НГУЭУ для студентов и преподавателей. Также сформирована нормативная база, разработаны технологии опроса студентов и преподавателей и взаимодействия преподавателей с Информационным центром, проведена независимая оценка владения иностранным языком.
Настоящими борцами за качество образования стали Лариса Сергеевна Афанасьева, Кирилл Алексеевич Зайков, Светлана Петровна Ковригина, Дина Сергеевна Константинова, Илья Викторович Матвеев и Галина Владимировна Назарова. Благодарю коллег за личную активность в этом направлении!
Как я уже сказал, год вышел очень насыщенным, и обо всех его итогах просто невозможно рассказать в рамках одного блога. Об этих и других проектах (таких как «Финансовая грамотность», «Стимулирование научной активности», «Система студенческого самоуправления»), а также развитии инфраструктуры вуза, итогах рейтингов и мониторинга эффективности деятельности вузов, активности в сфере дополнительного образования, можно более подробно почитать в моей презентации.
Это звание кафедре было присуждено на основании экспертных оценок проректоров и большинства административных подразделений НГУЭУ (всего 21 оценка) и оценки показателей эффективности кафедр (через фонды кафедр на 1 НПР). Оба критерия учитывались в равной пропорции. Я поздравляю кафедру социологии и, как обычно, желаю ее коллективу никогда не останавливаться на достигнутом и двигаться только вперед!
Кроме того, в этом году мы расширили перечень номинаций и наградили кафедры за различные заслуги (за победу в номинации кафедра получит по 50 000 рублей).
В номинации «Корифеи онлайна» (за внедрение электронного обучения в образовательный процесс) награду вручал проректор по учебной работе Владимир Николаевич Ромашин. Победителем стала кафедра экономической теории.
Награду в номинации «Лучший научный коллектив» вручил проректор по научной работе и общественным связям Андрей Алексеевич Макарцев. Победителя определяли по объему научно-исследовательской работы (а также по объему НИРС), публикационной активности, организации и проведению научных мероприятий в 2019-2020 учебном году. 72,4 балла из 100 набрала кафедра административного, финансового и корпоративного права — она и была признана победителем.
«Лидером медиаактивности» стала кафедра финансового рынка и финансовых институтов, на счету которой 92 материала с экспертным участием преподавателей кафедры, опубликованных либо обнародованных в СМИ в течение 2019-2020 учебного года. Победителей в этой номинации награждал также Андрей Алексеевич Макарцев.
Проректор по организационной работе и информатизации Владимир Сергеевич Мельников вручил награду победителям в номинации «MaxMin кафедра» — то есть кафедра, максимальная доля сотрудников которой выполнила минимальные условия эффективных контрактов в 2019-2020 учебном году. Победителем стала кафедра бизнеса в сфере услуг, у которой этот показатель равен 86%.
Первый проректор Павел Анатольевич Новгородов наградил лидеров в двух номинациях — «Эффективная кафедра» и «Выполнение Указа Президента РФ 200%». Победа в номинации «Эффективная кафедра» присуждалась кафедре, которой удалось достичь максимальных средних выплат по эффективному контракту на 1,0 ставку научно-педагогического работника в 2019-2020 учебном году. Победителем стала кафедра экономики труда и управления персоналом (39 649 рублей на 1 ставку НПР).
В номинации «Выполнение Указа Президента РФ» победила кафедра маркетинга, рекламы и связей с общественностью, которой удалось достигнуть максимального уровня средних доходов научно-педагогических работников на 1,0 ставку в 2019-2020 учебном году — 332% от средней заработной платы по региону!
Также были объявлены и адресные номинации за различные достижения для 6 сотрудников и 48 преподавателей (в них победителей определяли проректоры Павел Анатольевич Новгородов, Владимир Николаевич Ромашин, Владимир Сергеевич Мельников и Андрей Алексеевич Макарцев). Победители в этих номинациях были награждены на собрании и получат премии в размере 5 000 рублей каждый.
Я поздравляю всех нас с окончанием этого сложного и яркого учебного года. Мы набрали высокие темпы и сейчас важно не снижать скорость, а наоборот ускориться. Я уже говорил, что образование не будет прежним: все лучшие находки этого учебного года мы будем внедрять в практику. Я уверен, что 2020-2021 учебный год принесет нам новые победы и достижения!
Я — за космические вершины в новом учебном году!
Ректор НГУЭУ Александр Новиков подводит итоги 2019-2020 года и объявляет итоги конкурса «Лучшая кафедра НГУЭУ 2019-2020 учебного года».
В этом году мы в полной мере реализовали мой лозунг: «Никогда и ни при каких обстоятельствах не останавливаться на достигнутом, только вперед!». Главный итог 2019-2020 учебного года, я считаю, состоит в том, что мы во многих направлениях вышли на новый уровень. Мы набрали очень высокие темпы движения и сейчас как никогда важно не снижать оборотов — если мы продолжим так же быстро развиваться и реагировать на вызовы времени, у нас все получится.
Еще один важный момент: в середине марта 2020 года мы очень неожиданно, но достаточно эффективно перешли на дистантные технологии работы на основе нескольких платформ. Об этом говорят не только первое место в Новосибирской области и шестое место в Сибирском федеральном округе в Национальном рейтинге онлайн-активных вузов, но и результаты опроса студентов и преподавателей, который провел Клуб преподавательских инициатив НГУЭУ. Этот переход потребовал изменения многих бизнес-процессов, но мы справились с задачей, потому что коллектив НГУЭУ показал слаженную командную работу. Сами собой сложились межкафедральные и межструктурные связи, которых нам так не хватало, людям действительно было небезразлично все происходящее. Я с 2014 года говорю о проблеме вовлеченности в общие дела — и вот, наконец, мы увидели, что НГУЭУ стал командой!
Если говорить об итогах учебного года более подробно, то в первую очередь мне хотелось бы отметить успех Информационного центра. Не все верили в этот проект, не все понимали, как можно забрать часть функций деканатов и передать в новую структуру. Даже в октябре 2019 года, когда Информационный центр существовал уже год и активно набирал обороты, одна из очень уважаемых членов Ученого совета предлагала приостановить эксперимент. Но в условиях дистантного образования Информационный центр вышел на проектную стадию своего развития, и показал, что решение отделить учебно-методические и воспитательные функции деканатов от технологического обслуживания учебного процесса было правильным. Сформировалась эффективная коммуникационная среда для студентов и преподавателей: колл-центр, инфовстречи, консультирование в социальных сетях и мессенджерах, в работу Информационного центра были внедрены цифровые технологии (электронные ведомости и электронные журналы), он начал взаимодействовать с внешней средой (например, с Пенсионным фондом РФ). Возможно, это стало одной из причин успешного внедрения дистантных образовательных технологий: ведь у деканатов появилась возможность сосредоточиться на содержательной стороне образовательного процесса.
Этот год был успешным в плане реализации крупных научных проектов. Мы вышли на федеральный уровень: выполнили заказы Государственной думы РФ, Министерства науки и высшего образования, субъектов Федерации и крупных компаний. Мы работали с разными компаниями и были организаторами Фестиваля науки Новосибирской области. НГУЭУ стал одним из организаторов международной конференции ESD — планировалось, что она пройдет на базе университета, но пандемия внесла свои коррективы: мы с коллегами работали онлайн, однако конференция состоялась и это главное. Реализация проекта «Тревел-грант» и мер налоговой поддержки позволила увеличить научную активность кафедр и преподавателей. В частности, был организован выезд 90% ППС кафедры статистики в Санкт-Петербург. На регулярной основе проводились ежемесячные семинары аспирантов и соискателей, а студенты проходили стажировки в других вузах России и зарубежья: ВШЭ, Университет Кордовы (Испания), Университет прикладных наук и искусств г. Кобурга (Германия), Кёнбукский национальный университет (Республика Корея), Муданьзянский педагогический университет (Китай), Даляньский университет (Китай) и др.
Очень большой прорыв произошел в плане преподавательской активности. На мой взгляд, правильный вектор в этом направлении задало успешное участие команды нашего вуза в федеральном образовательном интенсиве «Остров 10-22». Войдя в топ-8 вузовских команд, мы не остановились и продолжили развивать идеи интенсива уже на площадке вуза — создали экспертно-управленческий клуб «Остров НГУЭУ», а кроме того активно работали Клуб преподавательских инициатив и Клуб мышления на факультете базовой подготовки, у нас открылась Точка кипения. То есть было очень много динамичных форматов, участники которых искали и разрабатывали новые подходы.
Особенно хотелось бы отметить межкафедральную команду преподавателей, которая сложилась вокруг проекта «Предпринимательский университет». Лидерами проекта стали Наталья Сергеевна Ермашкевич, Ольга Игоревна Ковтун, Татьяна Валерьевна Натальина, Марина Леонидовна Панявина, Тамара Александровна Попова, Зинаида Валерьевна Родионова, Наталья Валерьевна Рязанова, Алина Борисовна Чернобровина и Александр Сергеевич Гинтофт.
Также в рамках проекта «Предпринимательский университет» был реализован бизнес-акселератор «Мой бизнес – Students», а наши студенческие команды участвовали в программах Академпарка. Было подписано соглашение с Агентством стратегических инициатив (а руководитель проектного офиса Денис Александрович Обуховский стал региональным общественным представителем АСИ), мы участвовали в консорциуме с институтами СО РАН, НГАУ и СГУГиТ по сквозным цифровым технологиям, выиграли грант Росмолодежи на создание «Музея предпринимательства Сибири».
По проекту «Инновационная образовательная среда» мы значительно продвинулись вперед, благодаря вынужденному дистантному обучению. Произошла цифровизация образовательного процесса — от освоения системы MOODLE, в том числе и на программах среднего профессионального образования, до создания собственных видеокурсов (это сделали Геннадий Геннадьевич Ляскин и Зинаида Валерьевна Родионова) и проведения промежуточной и государственной итоговой аттестации с использованием цифровых технологий. А сейчас в цифровом формате проходит приемная кампания в НГУЭУ!
Кроме того, все больше преподавателей начали внедрять в учебный процесс нестандартные инструменты — деловые игры, управленческие поединки, фасилитацию и другие. Кафедра социологии вместе с коллегами из Высшей школы экономики реализует сетевые программы, появляются новые участники билингвального проекта (в этом году преподавание на русском и английском языках внедрено на направлении подготовки «Менеджмент», в следующем будет вводиться на «Юриспруденции»). Мы запустили кампусные курсы. В библиотеке НГУЭУ теперь можно бронировать книги онлайн и получать информацию о новинках. На 93% завершено оснащение аудиторий рабочими местами преподавателей, а в 63% аудиторий установлено мультимедийное оборудование.
В рамках проекта «Инновационная образовательная среда» тоже есть свои лидеры, как на уровне кафедр, так и на уровне отдельных преподавателей. В этом блоге я бы хотел отметить личную активность преподавателей, которых мы называем «проводниками онлайна». Это Ирина Сергеевна Клюева, Зинаида Валерьевна Родионова, Ирина Валерьевна Гутарова, Андрей Игоревич Пестунов, Оксана Юрьевна Тевлюкова, Евгения Владимировна Катункина, Михаил Владимирович Кричевцев, Лариса Михайловна Гальчук, Тамара Александровна Попова и Елена Витальевна Вранчан.
Мы продвинулись в реализации проекта «Оценка качества образования»: сформирована система контроля качества образования, в которую входят независимая оценка Рособрнадзора/Минобра, проведение недели оценки качества образования и «тревожная кнопка» на сайте НГУЭУ для студентов и преподавателей. Также сформирована нормативная база, разработаны технологии опроса студентов и преподавателей и взаимодействия преподавателей с Информационным центром, проведена независимая оценка владения иностранным языком.
Настоящими борцами за качество образования стали Лариса Сергеевна Афанасьева, Кирилл Алексеевич Зайков, Светлана Петровна Ковригина, Дина Сергеевна Константинова, Илья Викторович Матвеев и Галина Владимировна Назарова. Благодарю коллег за личную активность в этом направлении!
Как я уже сказал, год вышел очень насыщенным, и обо всех его итогах просто невозможно рассказать в рамках одного блога. Об этих и других проектах (таких как «Финансовая грамотность», «Стимулирование научной активности», «Система студенческого самоуправления»), а также развитии инфраструктуры вуза, итогах рейтингов и мониторинга эффективности деятельности вузов, активности в сфере дополнительного образования, можно более подробно почитать в моей презентации.
Конечно, самым интригующим вопросом собрания было подведение итогов уже ставшего традиционным конкурса на лучшую кафедру НГУЭУ. Главный приз — 1 000 000 (один миллион!) рублей и звание «Лучшей кафедры 2019-2020 учебного года» завоевала кафедра социологии!
Это звание кафедре было присуждено на основании экспертных оценок проректоров и большинства административных подразделений НГУЭУ (всего 21 оценка) и оценки показателей эффективности кафедр (через фонды кафедр на 1 НПР). Оба критерия учитывались в равной пропорции. Я поздравляю кафедру социологии и, как обычно, желаю ее коллективу никогда не останавливаться на достигнутом и двигаться только вперед!
Кроме того, в этом году мы расширили перечень номинаций и наградили кафедры за различные заслуги (за победу в номинации кафедра получит по 50 000 рублей).
В номинации «Корифеи онлайна» (за внедрение электронного обучения в образовательный процесс) награду вручал проректор по учебной работе Владимир Николаевич Ромашин. Победителем стала кафедра экономической теории.
Награду в номинации «Лучший научный коллектив» вручил проректор по научной работе и общественным связям Андрей Алексеевич Макарцев. Победителя определяли по объему научно-исследовательской работы (а также по объему НИРС), публикационной активности, организации и проведению научных мероприятий в 2019-2020 учебном году. 72,4 балла из 100 набрала кафедра административного, финансового и корпоративного права — она и была признана победителем.
«Лидером медиаактивности» стала кафедра финансового рынка и финансовых институтов, на счету которой 92 материала с экспертным участием преподавателей кафедры, опубликованных либо обнародованных в СМИ в течение 2019-2020 учебного года. Победителей в этой номинации награждал также Андрей Алексеевич Макарцев.
Проректор по организационной работе и информатизации Владимир Сергеевич Мельников вручил награду победителям в номинации «MaxMin кафедра» — то есть кафедра, максимальная доля сотрудников которой выполнила минимальные условия эффективных контрактов в 2019-2020 учебном году. Победителем стала кафедра бизнеса в сфере услуг, у которой этот показатель равен 86%.
Первый проректор Павел Анатольевич Новгородов наградил лидеров в двух номинациях — «Эффективная кафедра» и «Выполнение Указа Президента РФ 200%». Победа в номинации «Эффективная кафедра» присуждалась кафедре, которой удалось достичь максимальных средних выплат по эффективному контракту на 1,0 ставку научно-педагогического работника в 2019-2020 учебном году. Победителем стала кафедра экономики труда и управления персоналом (39 649 рублей на 1 ставку НПР).
В номинации «Выполнение Указа Президента РФ» победила кафедра маркетинга, рекламы и связей с общественностью, которой удалось достигнуть максимального уровня средних доходов научно-педагогических работников на 1,0 ставку в 2019-2020 учебном году — 332% от средней заработной платы по региону!
Также были объявлены и адресные номинации за различные достижения для 6 сотрудников и 48 преподавателей (в них победителей определяли проректоры Павел Анатольевич Новгородов, Владимир Николаевич Ромашин, Владимир Сергеевич Мельников и Андрей Алексеевич Макарцев). Победители в этих номинациях были награждены на собрании и получат премии в размере 5 000 рублей каждый.
Я поздравляю всех нас с окончанием этого сложного и яркого учебного года. Мы набрали высокие темпы и сейчас важно не снижать скорость, а наоборот ускориться. Я уже говорил, что образование не будет прежним: все лучшие находки этого учебного года мы будем внедрять в практику. Я уверен, что 2020-2021 учебный год принесет нам новые победы и достижения!
Я — за космические вершины в новом учебном году!