04.02.2019
Ректор НГУЭУ Александр Новиков о том, что мешает вузам воспитывать научные кадры, зачем идти в аспирантуру и почему писать диссертацию нужно «колбасой на язык».
Подготовка кадров высшей квалификации — одна из главных задач вузов. Она имеет общегосударственное значение, потому что сейчас мы наблюдаем очень тревожную тенденцию: вузы держатся на преподавателях взрослого и даже пожилого возраста, а молодежи, которая имеет ученые степени, в вузах немного.
Почему я считаю, что это опасный процесс? Опытные преподаватели, конечно, мастера своего дела, но они могут отставать от современных тенденций, да и проблемы со здоровьем зачастую мешают им работать так же ярко, как раньше. При этом динамичного обновления кадров не происходит — и мы можем прийти к тому, что учить студентов будет некому.
Что мешает вузам выполнять эту важную задачу и готовить молодых кандидатов и докторов наук? Несколько дней назад я проводил семинар у магистрантов, и один из них задал мне вопрос:
«Вот я работаю в бизнесе, зачем мне ученая степень?»
Стереотип «аспирантура нужна только тем, кто будет преподавать в вузе и заниматься наукой» — одна из причин непопулярности этой формы обучения.
На самом же деле, в условиях всеобщего высшего образования нужно чем-то отличаться от других соискателей на рынке труда, чтобы получить престижную должность или продвинуться по карьерной лестнице. И наличие ученой степени — яркое отличие. В интервью газете «Наша Академия» известный профессор Владимир Заурбекович Баликоев рассказал о трех уровнях мышления (уровень мышиной норы, уровень кургана и уровень птичьего полета) и подчеркнул:
«Находясь на третьем уровне информации, можно решить любую проблему. Любую! Не надо переучиваться, все необходимое для решения уже есть в сознании, достаточно просто посидеть и подумать. Человек, который поднялся на уровень птичьего полета, способен стать лидером. Он мыслит иначе. Тот, кто застрял на первом уровне, — винтик в огромной машине. Исполнитель. На втором уровне человек уже сам понимает, что нужно делать. А на третьем уровне он не только сам видит проблему и понимает, как ее решать, но и может руководить её решением. На третьем уровне владения информацией твой карьерный рост не ограничен — вернее, ограничен только твоим терпением, упорством, знаниями и так далее».
Я с этим абсолютно согласен. И, что касается аспирантуры, в моей практике есть несколько таких примеров. В нулевых годах особенно много выпускников стремились уехать в Москву, но некоторые сознательно откладывали этот момент до защиты диссертации, потому что им ясно дали понять: со степенью кандидата наук продвижение по карьерной лестнице будет более быстрым. Сейчас это конкурентное преимущество не потеряло своей значимости.
Помимо этого, исследовательская работа — это интересно. Когда видишь решение новой для себя задачи — это такой драйв! Советую выпускникам магистратуры и специалитета попробовать это на себе.
Еще один момент, который служит помехой для увеличения числа молодых кандидатов наук — это изменение статуса аспирантуры. С 2015 года она считается третьим уровнем высшего образования. Это было сделано для того, чтобы люди, которые прошли обучение в аспирантуре, но не смогли защитить кандидатскую диссертацию, получили хотя бы какой-то документ. Раньше они не получали ничего и, например, говоря работодателю, что учились в аспирантуре, никак не могли это подтвердить. Сейчас они получают диплом об окончании аспирантуры, но многие считают, что этого достаточно. Вот так решая одну проблему, породили другую. Защита диссертации, конечно же, необходимый этап — без нее степени кандидата наук вы не получите, будут только еще одни «корочки».
Кроме того, изменение статуса привело к тому, что аспиранты теперь гораздо больше учатся и сдают около 15 различных экзаменов. А раньше им нужно было сдать только три — иностранный язык, философию и специальность. И это правильно, потому что на этом этапе человек должен уделять больше времени исследовательской работе. Все это негативно сказалось на статусе аспирантуры, ее «весе» в обществе. Разговоры о том, что ситуацию нужно менять, ведутся, в апреле прошлого года на всероссийском съезде ректоров президент Владимир Владимирович Путин обозначил эту задачу — но пока что она не решена.
И третий момент, который мешает омоложению научных кадров, — это сложности в организации работы над диссертацией и подготовке ее к защите. Эти сложности, как правило, возникают на уровне «аспирант — научный руководитель». Ситуации могут быть разными. Идеальный вариант — сильный аспирант достался опытному научному руководителю, в таком случае велика вероятность выйти на защиту не через три года, а гораздо раньше. Второй вариант — опытный руководитель и безответственный аспирант. Иногда научный руководитель начинает бегать за своим подопечным, пытается его как-то организовать, объяснить… Бывает, что они все же дотягивают до защиты и даже проходят ее. Насколько это правильная ситуация — большой вопрос. Третий вариант — когда хороший аспирант попадает к неопытному и безразличному научруку. Я знаю несколько таких примеров даже среди преподавателей нашего вуза, которым в свое время не повезло с руководителями, и они потеряли много времени и сил.
Поэтому мы большое внимание уделяем отбору научных руководителей, доверяя работу с аспирантами только тем, кто хорошо себя зарекомендовал. Кроме того, мы проводим для аспирантов общие лекции и мастер-классы, на которых рассказываем какие-то базовые вещи. Например, в конце января профессор кафедры информационно-аналитического обеспечения и бухгалтерского учета Олеся Владимировна Плотникова рассказала об академическом плагиате и о том, как его избежать и корректно оформить заимствования в научном тексте.
А 6 февраля 2019 г. я приглашаю всех желающих на мою лекцию «Как написать кандидатскую диссертацию?». Подчеркну: я буду рад видеть не только аспирантов, но и студентов, и выпускников, которые еще только задумываются о поступлении в аспирантуру. Можете также приводить своих друзей из других вузов. Я открыт для общения!
Почему мне кажется важным, чтобы эта лекция была открытой? Я уверен, что это общая проблема и правильно — делиться информацией, обмениваться опытом, вести диалог. Тогда возможно, удастся победить научный кризис.
Я провожу такие лекции регулярно. Мы обсуждаем, с чего начать работу над диссертацией. Многие ошибочно начинают с теоретической главы и потом, когда диссертация уже написана, обнаруживают, что собранная теория не подходит к этой работе — приходится все переделывать.
Я же рекомендую идти от методической части (конечно, в том случае, если у вас уже есть достаточный багаж теории). Можно, конечно, вспомнить Кота Матроскина, который продвигал Дяде Федору сомнительную теорию о том, что есть бутерброды нужно «колбасой на язык», и утверждал, что от этого сильно меняется вкус. Но шутки шутками — а этот подход доказал свою эффективность: под моим руководством успешно защитились 32 кандидата и доктора наук.
Поэтому жду вас 6 февраля в 18:00 в аудитории 1-29 (ул. Каменская, 56). Ознакомиться с программой лекции можно здесь.
Я — за активное занятие наукой, за прирост кандидатов и докторов наук!