НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ "НИНХ" (НГУЭУ)
Контакты и реквизиты
Сведения об образовательной организации
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ "НИНХ" (НГУЭУ)
Eng 中文 De
Контакты и реквизиты
Версия для слабовидящих
Сведения об образовательной организации
Eng 中文 De
priemc@nsuem.ru, +7 (383) 2-110-500 — приёмная комиссия
Сведения об образовательной организации
  • Университет
    • Новости и анонсы
    • Факты и цифры
    • Структура
    • "Точка кипения"
    • Документы
    • Закупки
    • Вакансии НГУЭУ
    • СТОП коррупция
    • Фирменный стиль
    • 3D-тур
  • Образование
    • Организация учебного процесса
    • Образовательные программы
    • Расписание
    • Дополнительное образование
    • Научная библиотека
    • WorldSkills
    • Профессионалы
    • Архив ВКР
    • Качество образования
    • Целевое обучение
    • Лицензирование образовательных программ
  • Наука
    • Объявления
    • Организация научной работы
    • Информация для аспирантов
    • Прикрепление (соискательство)
    • научные предложения университета
    • Научные семинары
    • Диссертационные советы
    • Научные школы
    • Издания НГУЭУ
    • Научные лаборатории
    • Внеучебные траектории
  • Трудоустройство
  • International
  • Медиа
  • Контакты и реквизиты
  • Сведения об образовательной организации
  • Главная
  •  > 
  • Главная
  •  > 
  • Страница ректора
  •  > 
  • Ректор в СМИ

Блог ректора: «Формируем сильный научный актив»

14.09.2020
Блог ректора: «Формируем сильный научный актив»
Ректор НГУЭУ Александр Новиков — о старте нового сезона научных семинаров для аспирантов, о том, почему стоит их посетить, и как попасть в этот «закрытый клуб». 

Блог ректора 14.09 подробно.jpg

Одна из проблем, которая есть у нас в России — это недостаток кадров высшей квалификации, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук. Для многих вузов этот процесс болезненный, потому что не происходит обновление профессорско-преподавательского состава, и тех, кто приходит на смену старшему поколению, не так много. Это связано с тем, что в какой-то период у молодежи сместились акценты: если раньше было почетным и значимым иметь ученую степень и ученое звание, то сейчас молодые выбирают другую дорогу и в научной деятельности себя не проявляют. 

Мы в НГУЭУ выдвинули вовлеченность преподавателей в научную деятельность в качестве одной из главных задач на текущий год. И одно из решений — это формирование того актива, члены которого хотели бы написать кандидатскую, докторскую диссертацию, им было бы интересно обсуждение научных проблем, и они хотели бы в этом направлении продвигаться. При этом такая работа должна выстраиваться, что называется, «с пеленок». 

Вот приходят к нам в вуз на программы среднего профессионального образования, по сути дела, десятиклассники и уже среди них нужно выбирать людей, способных в будущем заниматься аналитической работой, вести их дальше по этому пути. В этом году у нас конкурс на бюджетные места СПО проходил среди выпускников девятых классов с оценкой аттестата 5.0, не говоря уже о том, что у кого-то этот показатель был равен 4.9, а это тоже замечательный результат! 

Аналогичная ситуация должна происходить и на бакалавриате, и на специалитете, важным этапом также является магистратура. Раньше, когда студенты учились пять лет, четыре года из них обучение проходило полноценно, на пятом году они учились на специализациях, потом уходили на практику, где часто оставались работать на постоянной основе. Сейчас ситуация другая — студенты поступают в магистратуру и сразу начинают работать. Занятия идут в вечернее время и по субботам, поэтому рабочий день магистранта становится очень длинным. Это большое напряжение. Тем не менее, мы должны в этих сложных условиях, когда студенту нужно и карьеру делать, и успевать учиться, находить тех, кто все-таки хочет учиться, кто мечтает об ученой степени и ученом звании. 


Мотивирующий момент — практически всем аспирантам первого года обучения НГУЭУ дает грант — шанс поучиться в аспирантуре за символические деньги, большую часть затрат на себя берет вуз. 



Хорошо, человек поступил в аспирантуру и даже получил тему диссертации, познакомился с научным руководителем. Он завел папку, которую назвал «Диссертация», открыл ее, создал файл и озаглавил его «Содержание», а дальше… Не знает, о чем писать. Это настолько типичная ситуация и даже не страх белого листа, а просто человек не представляет, что принято писать в такого рода научной работе. Диссертация — это все-таки не изложение на вольную тему, а документ, который отвечает определенным квалификационным требованиям. 

У меня есть специальная презентация, которую я показываю студентам четвертого курса, и им потом, благодаря этому материалу, проще написать и выпускную работу, и магистерскую диссертацию. 

В моей жизни случилось так, что я много занимался бизнесом и преподаванием, одиннадцать лет был заведующим кафедрой в НГУЭУ. Еще тогда у меня возникла идея того, что молодым ученым нужно помогать. А для этого необходимо создать определенную атмосферу и среду, чтобы они могли обсуждать друг с другом свои идеи и наработки. И мы запустили такой семинар, он получил широкую известность, к нам приходили желающие из других вузов и эффект был поразительный. Были ситуации, когда в один год защищались до шести человек на одной кафедре. 

Потом, будучи уже ректором, я подумал, что этот опыт нужно использовать в новых условиях. И уже третий год мы вместе с первым проректором Павлом Анатольевичем Новгородовым (а сейчас к нам подключилась выдающаяся научный руководитель многих аспирантов Вера Владимировна Остапова) продолжаем такой формат. 

В октябре, после зачисления в аспирантуру, я провожу лекцию «Как написать кандидатскую диссертацию?», а затем мы последовательно даем слово на других семинарах, которые проходят раз в месяц, аспирантам, причем разных курсов. Вообще, аспиранты рассказывают, что «пережить» подобный семинар бывает непросто, потому что во время обсуждения их оппоненты и руководители семинара не стесняются задавать прямые сложные вопросы, бурно дискутировать. Даже на предзащите работы на кафедре бывает психологически легче — относятся с пониманием. 


Мы думаем над тем, чтобы организовать подобный семинар для докторантов, тех, кто хотел бы написать докторскую диссертацию. Возможно, это должен быть более серьезный формат с обсуждением каких-либо актуальных научных проблем. Думаю, необходимо в этом направлении двигаться вперед. 



Еще одна проблема — подготовка научных руководителей. Тех, у кого была хотя бы одна защита, немного, при этом аспирантов значительно больше. И мне всегда бывает тревожно, когда аспирант с хорошим потенциалом выбирает не того руководителя, в итоге ничего не складывается. Есть примеры, когда люди меняют по пять-шесть научных руководителей по этой причине, и это, конечно, не радует. Поэтому одна из идей заключается в том, что нам нужно сделать семинар и для научных руководителей. При этом нам нужно готовить молодые научные кадры. 

Последний летний семинар мы проводили в режиме онлайн и обнаружили, что он интересен не только нашим аспирантам, но и за пределами Новосибирска. К обсуждению подключились участники из Томска, Омска, Барнаула, Ростова, Самары, Екатеринбурга, не говоря уже о наших коллегах из Казахстана, Узбекистана. 

Поэтому если вы, читая этот блог, тоже заинтересовались такой возможностью, то обращайтесь за подробной информацией в научно-организационный отдел НГУЭУ: m.v.krasnova@edu.nsuem.ru, +7 (383) 243-94-27 (Мария Валерьевна Краснова). 

Ближайший научный семинар для аспирантов на тему «Оценка стоимости интеллектуального капитала вузов» пройдет 16 сентября в 18:00 на онлайн-платформе ZOOM. Спикер — первый проректор Павел Анатольевич Новгородов. Подробнее о том, как подключиться к конференции также расскажут в научно-организационном отделе. 

Главная наша идея — сформировать такую научную среду, где люди начнут себя проявлять. Но я хочу заверить читателей моего блога, что в этом ничего сложного нет. Под моим руководством подготовлено 32 доктора и кандидата наук, которые скажут, что трудно бывает только в начале пути. 

Я — за то, чтобы дерзать в изучении научных проблем!


Лента новостей, Научная деятельность, Ректор, Блог ректора, Для студентов и магистрантов, Для аспирантов и докторантов, Для преподавателей, На главную
1/1
  • 29.04.2021 15:00:00 Ректор Павел Новгородов дал новое интервью о планах развития НГУЭУ
  • 15.04.2021 13:40:00 Ректор НГУЭУ и постдокторант Стэнфорда обсудили форматы сотрудничества
  • 15.01.2021 10:00:00 Врио ректора Павел Новгородов рассказал о будущем НГУЭУ
  • 26.11.2020 19:00:00 Павел Новгородов избран новым ректором НГУЭУ
  • 24.11.2020 10:00:00 Ректор НГУЭУ Александр Новиков стал заслуженным экономистом региона
  • 21.04.2020 Портал «РБК-Новосибирск»: Ректор НГУЭУ назвал позитивные последствия кризиса из-за COVID-19
  • 17.04.2020 18:00:00 «Деловой квартал»: Финансовый рынок – один из главных локомотивов для вывода страны из кризиса
  • 04.02.2020 Канал СТС Мир: Ректор НГУЭУ Александр Новиков принял участие в программе «Узнаваемые лица»
  • 09.01.2020 Портал «Деловой квартал»: Социально значимые итоги-2019 от новосибирских экспертов
  • 27.11.2019 Портал «Деловой квартал»: Опубликован сборник «Профессии будущего и профессионалы будущего. Новосибирская область»
  • 11.11.2019 Портал «Континент Сибирь Online»: В правительстве Новосибирской области прошли публичные слушания по проекту бюджета региона на 2020 год
  • 08.11.2019 10:00:00 Портал «Тайга.инфо»: Новосибирские депутаты начали обсуждать областной бюджет на 2020 год
  • 08.11.2019 Портал InfoPro54: «Область недорабатывает с источниками финансирования»
  • 28.03.2019 Портал «Городская волна»: «В комсомоле были свои неформалы, демократы и трезвенники»
  • 21.01.2019 Портал «Деловой квартал»: НГУЭУ предложил предпринимателям вместе готовить «инженеров бизнеса»
  • Личный кабинет студента
  • Выборы ректора
  • Обратная связь
  • Обращения граждан и организаций
  • Политика конфиденциальности
  • Сведения о доходах руководителя
  • Раскрытие информации
  • Сведения о доходах руководящего состава
  • Безопасность и антитеррор
  • Пожарная безопасность
  • Полезные ссылки
    • Министерство образования и науки Российской Федерации
    • Министерство просвещения Российской Федерации
    • Российское образование (Федеральный портал)
    • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
    • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
    • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
    • Справочно-информационный портал «Русский язык»
    • Энциклопедии, словари, справочники
    • Портал информационной поддержки ЕГЭ
    • Русская виртуальная библиотека
    • Наука и образование против террора
    • Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет
    • Правовой портал «Нормативные правовые акты в Российский Федерации
    • Подключение к личному кабинету на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу
    • Инструкция по работе с ПО Veyon
  • Наука и университеты