НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ "НИНХ" (НГУЭУ)
Контакты и реквизиты
Сведения об образовательной организации
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ "НИНХ" (НГУЭУ)
Eng 中文 De
Контакты и реквизиты
Версия для слабовидящих
Сведения об образовательной организации
Eng 中文 De
priemc@nsuem.ru, +7 (383) 2-110-500 — приёмная комиссия
Сведения об образовательной организации
  • Университет
    • Новости и анонсы
    • Факты и цифры
    • Структура
    • "Точка кипения"
    • Документы
    • Закупки
    • Вакансии НГУЭУ
    • СТОП коррупция
    • Фирменный стиль
    • 3D-тур
  • Образование
    • Организация учебного процесса
    • Образовательные программы
    • Расписание
    • Дополнительное образование
    • Научная библиотека
    • WorldSkills
    • Профессионалы
    • Архив ВКР
    • Качество образования
    • Целевое обучение
    • Лицензирование образовательных программ
  • Наука
    • Объявления
    • Организация научной работы
    • Информация для аспирантов
    • Прикрепление (соискательство)
    • научные предложения университета
    • Научные семинары
    • Диссертационные советы
    • Научные школы
    • Издания НГУЭУ
    • Научные лаборатории
    • Внеучебные траектории
  • Трудоустройство
  • International
  • Медиа
  • Контакты и реквизиты
  • Сведения об образовательной организации
  • Главная
  •  > 
  • Главная
  •  > 
  • Страница ректора
  •  > 
  • Ректор в СМИ

Блог ректора: «Нет хороших вузов, есть непроверенные?»

16.12.2019
Блог ректора: «Нет хороших вузов, есть непроверенные?»
Ректор НГУЭУ Александр Новиков о том, почему поддерживает идею отмены аккредитации вузов и введение «дружественных проверок».

Блог ректора 16.12.2019.jpg

Рособрнадзор провел 5 и 6 декабря 2019 года на базе Санкт-Петербургского госуниверситета совещание с ректорами вузов и сообщил новости, которые серьезно всколыхнули вузовскую общественность. На совещании обсуждались вопросы лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации, а также надзора за соблюдением образовательными организациями законодательства в сфере образования.

Предложенная система контроля деятельности вузов вписывается в концепцию «регуляторной гильотины» Правительства РФ, которая касается не только образования, но и других сфер. Суть ее в том, чтобы пересмотреть действующие требования и формы контроля и отсечь все, что не способствует или даже мешает развитию.


Если «регуляторная гильотина» будет реализована, то, на мой взгляд, это будет одно из самых сильных решений последних лет, которое даст реальный толчок, импульс к развитию нашего общества и экономики.



Как было сказано на совещании, за последние три года было осуществлено около 3 000 проверок вузов — это очень много! Практически каждый российский вуз получил свою порцию внимания госорганов.

Взять, например, НГУЭУ. Мы уже полтора года работаем в условиях непрерывных проверок! Сначала мы готовились к аккредитации и проходили ее, потом нас решило проверить казначейство, после этого — Сибирское территориальное управление Министерства науки и высшего образования РФ.

В общем, проверяющие уже стали нам родными — мы даже выделили два кабинета специально для них! Самое неприятное в этой ситуации то, что нам приходится, фактически одни и те же бумаги без конца показывать разным проверяющим. Если какие-то замечания есть, то логично их устранить уже после первой проверки, что мы и сделали, а в дальнейшем почему бы государственным органам не обменяться информацией между собой и не проверять заново то, что уже было проверено и исправлено? Или одни государственные органы другим не доверяют?

Еще один важный момент. Проверки проходят как в старом анекдоте про то, что «не бывает здоровых людей, бывают необследованные»: основная задача — выявить недостатки у вузов. То есть отношение к вузам изначально предполагает, что это такие «плохиши», которые только и ищут, как бы нарушить действующее законодательство. Но ведь не зря считается, что если человеку постоянно говорить, что он глупый, то он рано или поздно в это поверит и будет вести себя глупо. А если действовать наоборот — отмечать хорошее и аккуратно корректировать недостатки — люди раскрываются.

В этом смысле мне понравилась позиция руководителя Рособрнадзора Сергея Сергеевича Кравцова. Конечно, вузы созданы государством, оно же в лице Минобрнауки РФ назначает ректоров и, безусловно, оно должно осуществлять контроль. Но сама тональность этого контроля должна быть другой. Сергей Сергеевич Кравцов отметил, что необходимы «дружественные проверки». Он подчеркнул, что в основе такого контроля должен быть постоянный анализ, мониторинг учебной работы, научной деятельности, воспитательной работы, позиционирования вуза и того, насколько он соответствует стратегии вуза и требуемым показателям эффективности.


В связи с этим на совещании Рособрнадзора с ректорами вузов были озвучены изменения в процедуре аккредитации.



Эта процедура в последние годы превратилась в бумажный контроль: происходит сверка нормативных документов вуза с ФГОСами. Причем чем больше плюсов в названии ФГОС, тем меньше в нем конкретики. По-хорошему это должно дать вузам свободу в формировании собственных образовательных программ, на деле же это дает возможность субъективных оценок при проверках. Рособрнадзор признал, что решения экспертов, проверяющих вуз, основываются не только на объективном анализе ситуации в вузе, а иногда на субъективных мнениях о качестве проверяемых программ.

Было предложено проводить такой анализ в электронной форме: когда накладывается один документ на другой и выявляются несоответствия. И выявленные несоответствия — не повод для немедленного лишения аккредитации, это повод что-то изменить. Как подчеркнул руководитель Рособрнадзора, нужно выявить проблему вуза и понять, насколько она решаема, может ли ее решить действующее руководство вуза и какими способами. Я думаю, это правильный подход.

Первые робкие шаги к «дружественным проверкам» Рособрнадзор уже сделал: теперь известно, кто из чиновников будет курировать процесс аккредитации в том или ином вузе. Раньше узнать это было невозможно, и, если комиссия вела себя некорректно, урегулировать ситуацию законными методами было очень трудно. Кроме того, в ходе проверки эксперты фиксируют замечания разного статуса: как по существу, так и просто технические недостатки в проверяемых документах. Вузам дана возможность заранее получить заключение экспертной комиссии: если какие-то замечания можно устранить в течение пяти дней, вуз может это сделать и проинформировать Рособрнадзор об устранении недостатков — в таком случае замечания не будут учитываться по итогам проверки. Думаю, благодаря этим нововведениям многие вузы усилят свои позиции.


Но самое интересное, предположительно, ждет нас уже через год. Рособрнадзор обсуждает и, как я понял, предлагает отменить саму аккредитацию как понятие с 1 января 2021 года.



Это, конечно, вызвало массу вопросов. Например, если у какого-то вуза аккредитация заканчивается 10 января 2021 года, а у нас — 3 октября 2024 года. Значит ли это, что 11 января 2021 года этот вуз будет считаться неаккредитованным, а НГУЭУ — будет иметь аккредитацию до 3 октября 2024 года? Оказывается, нет. Аккредитацию хотят убрать вообще, такого понятия просто не будет, все вузы 1 января 2021 года окажутся в равных условиях — у всех аккредитации не будет.

Отсюда снова вопрос — а как же тогда абитуриентам и их родителям понять, стоит подавать документы в тот или иной вуз или не стоит? Но эти волнения, на самом деле, преувеличены: до 2017 года вопрос аккредитации мало кого интересовал, и абитуриенты, и родители считали, что если они выбирают высшее учебное заведение, тем более государственное, то с документами и стандартами у него все в порядке. В 2017 году началась волна лишения аккредитации, которая в первую очередь накрыла негосударственные вузы, а потом и некоторые государственные. После этого слово «аккредитация» узнали все, и родители, действительно, первым делом начали интересоваться ее наличием.

Что изменится, если предложение Рособрнадзора вступит в силу? Думаю, для вузов это действительно станет глотком свежего воздуха. А Рособрнадзор разработает новую систему мониторинга, ранжирует вузы на основании определенных показателей эффективности и рейтингов.

Хорошо, если при этом эффективность будут считать в соответствии с объемами государственного финансирования вузов и не забудут, что рейтинги — это понятие относительное (например, в зарубежных рейтингах у большинства российских вузов были и остаются достаточно низкие позиции, потому что долгое время вузы нашей страны не были представлены в Web of Science, SCOPUS и других системах, а зарубежные — были). Важно также, чтобы попытки соответствия рейтинговым показателям не превратились в погоню за фишками. Знаете, как некоторые студенты пытаются за каждое участие в семинаре, мастер-классе, мероприятии получить грамоту или благодарственное письмо? И в итоге формируют портфолио, толщина которого совсем не соответствует качеству. Не хотелось бы, чтобы вузы повторили их путь.


Но в целом я верю, что система станет здоровее, если эти шаги будут сделаны.



Что касается абитуриентов и родителей, то нам в этом смысле проще: даже самым мнительным мы сможем отвечать, что если бы аккредитацию не упразднили, то наша действовала бы до 3 октября 2024 года.

Однако я все же советую абитуриентам и их родителям и сейчас, и в январе 2021 года в первую очередь найти ответы на те же три вопроса, на которые должен ответить каждый вуз: «Чему учит?», «Кто учит?», «Как учит?». Изучите образовательные программы, попытайтесь понять, насколько они современны, обратите внимание не только на количество кандидатов и докторов наук, но и на количество преподавателей, имеющих опыт работы в бизнесе или органах государственного и муниципального управления. Если все устраивает — посетите вуз: пройдитесь по коридорам, загляните в аудитории, зайдите в библиотеку, пообедайте в столовой, подключитесь к Wi-Fi, оцените чистоту и порядок. Я не шучу! Из таких мелочей и складывается общая инфраструктура и атмосфера, в которой вам предстоит учиться. Важно, чтобы среда была комфортной!

Я — за создание системы контроля, позволяющего вузу раскрыть потенциал!

Лента новостей, Блог ректора, Для будущих студентов и слушателей, Для студентов и магистрантов, Для преподавателей, Для СМИ, На главную
1/1
  • 29.04.2021 15:00:00 Ректор Павел Новгородов дал новое интервью о планах развития НГУЭУ
  • 15.04.2021 13:40:00 Ректор НГУЭУ и постдокторант Стэнфорда обсудили форматы сотрудничества
  • 15.01.2021 10:00:00 Врио ректора Павел Новгородов рассказал о будущем НГУЭУ
  • 26.11.2020 19:00:00 Павел Новгородов избран новым ректором НГУЭУ
  • 24.11.2020 10:00:00 Ректор НГУЭУ Александр Новиков стал заслуженным экономистом региона
  • 21.04.2020 Портал «РБК-Новосибирск»: Ректор НГУЭУ назвал позитивные последствия кризиса из-за COVID-19
  • 17.04.2020 18:00:00 «Деловой квартал»: Финансовый рынок – один из главных локомотивов для вывода страны из кризиса
  • 04.02.2020 Канал СТС Мир: Ректор НГУЭУ Александр Новиков принял участие в программе «Узнаваемые лица»
  • 09.01.2020 Портал «Деловой квартал»: Социально значимые итоги-2019 от новосибирских экспертов
  • 27.11.2019 Портал «Деловой квартал»: Опубликован сборник «Профессии будущего и профессионалы будущего. Новосибирская область»
  • 11.11.2019 Портал «Континент Сибирь Online»: В правительстве Новосибирской области прошли публичные слушания по проекту бюджета региона на 2020 год
  • 08.11.2019 10:00:00 Портал «Тайга.инфо»: Новосибирские депутаты начали обсуждать областной бюджет на 2020 год
  • 08.11.2019 Портал InfoPro54: «Область недорабатывает с источниками финансирования»
  • 28.03.2019 Портал «Городская волна»: «В комсомоле были свои неформалы, демократы и трезвенники»
  • 21.01.2019 Портал «Деловой квартал»: НГУЭУ предложил предпринимателям вместе готовить «инженеров бизнеса»
  • Личный кабинет студента
  • Выборы ректора
  • Обратная связь
  • Обращения граждан и организаций
  • Политика конфиденциальности
  • Сведения о доходах руководителя
  • Раскрытие информации
  • Сведения о доходах руководящего состава
  • Безопасность и антитеррор
  • Пожарная безопасность
  • Полезные ссылки
    • Министерство образования и науки Российской Федерации
    • Министерство просвещения Российской Федерации
    • Российское образование (Федеральный портал)
    • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
    • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
    • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
    • Справочно-информационный портал «Русский язык»
    • Энциклопедии, словари, справочники
    • Портал информационной поддержки ЕГЭ
    • Русская виртуальная библиотека
    • Наука и образование против террора
    • Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет
    • Правовой портал «Нормативные правовые акты в Российский Федерации
    • Подключение к личному кабинету на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу
    • Инструкция по работе с ПО Veyon
  • Наука и университеты