НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ "НИНХ" (НГУЭУ)
Контакты и реквизиты
Сведения об образовательной организации
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ "НИНХ" (НГУЭУ)
Eng 中文 De
Контакты и реквизиты
Версия для слабовидящих
Сведения об образовательной организации
Eng 中文 De
priemc@nsuem.ru, +7 (383) 2-110-500 — приёмная комиссия
Сведения об образовательной организации
  • Университет
    • Новости и анонсы
    • Факты и цифры
    • Структура
    • "Точка кипения"
    • Документы
    • Закупки
    • Вакансии НГУЭУ
    • СТОП коррупция
    • Фирменный стиль
    • 3D-тур
  • Образование
    • Организация учебного процесса
    • Образовательные программы
    • Расписание
    • Дополнительное образование
    • Научная библиотека
    • Профессионалы
    • Архив ВКР
    • Качество образования
    • Целевое обучение
    • Лицензирование образовательных программ
  • Наука
    • Объявления
    • Организация научной работы
    • Информация для аспирантов
    • Прикрепление (соискательство)
    • научные предложения университета
    • Научные семинары
    • Диссертационные советы
    • Научные школы
    • Издания НГУЭУ
    • Научные лаборатории
    • Внеучебные траектории
  • Трудоустройство
  • International
  • Медиа
  • Контакты и реквизиты
  • Сведения об образовательной организации
  • Главная
  •  > 
  • Главная
  •  > 
  • Страница ректора
  •  > 
  • Электронная приемная ректора

Блог ректора: XI съезд Российского союза ректоров

07.05.2018
Блог ректора: XI съезд Российского союза ректоров
Ректор НГУЭУ Александр Новиков о том, что запомнилось на XI съезде Российского союза ректоров.


В конце апреля в Санкт-Петербурге состоялся XI съезд Российского союза ректоров, на пленарном заседании которого выступил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.

Предыдущий съезд был в 2015 году, вопросов за этот период накопилось много. Поэтому в работе ХI съезда приняли участие примерно 80% всех ректоров России. Работа проходила по пяти секциям, представители которых также выступили на пленарном заседании после Владимира Владимировича Путина и председателя союза ректоров, ректора МГУ Виктора Антоновича Садовничего.



съезд.jpg

Фото с сайта kremlin.ru



Выступление В.В. Путина, конечно, было самым ожидаемым. Я хочу поделиться тем, что мне запомнилось из выступления Президента РФ.

В.В. Путин регулярно принимает участие в съезде Российского союза ректоров, выступал он и на последнем съезде — в 2015 году. В этот раз от него, возможно, ожидали конкретных цифр (например, по бюджету на образование) или каких-то глобальных заявлений. Но ничего такого не было. Были ли конкретные проблемы, на которые обратил внимание президент?

Аспирантура и наука


Во-первых, на необходимость развития вузовской науки. В частности, он отметил, что в настоящее время только 14% аспирантов защищают диссертации в срок. А если учесть, что молодежь в целом не очень мотивирована поступать в аспирантуру, цифра получается критическая. Еще лет 10-15 назад она была гораздо выше — 25%. Что это значит? Молодые ученые не появляются ни в академической науке, ни в вузах. При этом мы находимся на этапе демографического взрыва: в средней школе сейчас на одной параллели учатся по 5-6 классов, а в младшей эта цифра доходит до 20! Совсем скоро, через 5-10 лет, эти дети будут поступать в вузы — но кто будет их учить? Профессорско-преподавательский состав старшего возраста, имеющий ученые степени и звания, как раз выйдет на пенсию, а на смену прийти практически некому.

Владимир Владимирович Путин отметил, что будет продолжена практика выделения грантов в аспирантуре.


Вообще, к аспирантуре он в своем докладе возвращался несколько раз, поскольку кризис в этой сфере является корнем многих других проблем.



Говорил он и о необходимости формирования актуальных тем диссертаций, которые были бы интересны молодым исследователям, стимулировали их желание написать диссертацию. И тут, по словам В.В. Путина, важен подход вуза. Мы, например, попытались сделать акцент на региональную повестку — и нашим аспирантам это нравится, они понимают, что их работа действительно кому-то нужна. Кроме того, Президент предложил вузам объединяться и создавать научно-образовательные кластеры, как можно больше работать с бизнесом, в том числе и зарубежным — не нужно этого бояться, подчеркнул Владимир Владимирович.

Очень активно на съезде обсуждался вопрос статуса аспирантуры. Было предложено внести изменения в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Сейчас в нем написано, что аспирантура является третьим уровнем высшего образования, сообщество ректоров предложило вернуть ей прежний статус, потому что сейчас многие аспиранты пребывают в заблуждении: они думают, что достаточно посещать занятия, как на бакалавриате или в магистратуре, и не уделяют должного внимания написанию кандидатской диссертации. В итоге получают диплом, подобный диплому после окончания магистратуры, и остаются без ученой степени. Это очень важное замечание, надеюсь, оно будет принято к рассмотрению.

Стоит отметить также выступление председателя Российского союза ректоров Виктора Антоновича Садовничего, в котором он обратил внимание на необходимость переосмысления форм подготовки и методов обучения в условиях цифровой экономики. Он напомнил о том, что в советской системе образования была хорошая форма целевой подготовки аспирантов. Так, например, много преподавателей нархоза старшего поколения учились в институте, например, в Новосибирске, затем уезжали в Москву или Санкт-Петербург, поступали там в аспирантуру и защищали диссертацию, а затем возвращались обратно кандидатами наук и получали звание доцента. Сейчас этого нет, кроме того, произошло значительное сокращение диссертационных советов, часто региональным соискателям, не имеющим возможности защитить диссертацию в столицах, в том числе из-за финансовых условий, просто негде защититься недалеко от места жительства или работы.

Общежития


С позиций демографического взрыва Президент затронул и другую проблему, которая волнует большинство вузов России: нехватку мест в общежитиях. Представьте: уже через 5-6 лет огромное количество абитуриентов захочет учиться, поедет в крупные города — а жить им там негде.


Президент сказал, что будет принята специальная программа строительства общежитий.



Наш университет, в частности, имеет все необходимые документы и площадку для современного общежития, поэтому если государство выделит деньги, мы будем рады.

Развитие вузов и господдержка


Еще одна серьезная проблема, которая была затронута президентом на съезде, — это вопросы развития образования. Подходы к ранжированию вузов были подтверждены: сохраняется деление на национально-исследовательские, федеральные, опорные и «прочие» вузы. Есть понимание, что группа лидирующих вузов, получающих большую государственную поддержку, не должна находиться в неизменном состоянии. В ней будут происходить ротации. В основе ротаций как раз то, о чем я говорил недавно в своем блоге, — оценка эффективности вложений. Но относительно тех вузов, которые не попали в список лидеров, никаких предложений не прозвучало. Хотя именно в этой четвертой группе учится максимальное количество студентов.

Здесь, как мне кажется, главная проблема все-таки в позиции государства. Оно является учредителем и, соответственно, оно должно понимать, каким образом тот или иной государственный вуз должен существовать. Что происходит в настоящее время? Например, для экономических вузов почти нет государственного задания на подготовку экономистов, нет государственного задания на социально-экономические исследования, не хватает средств на оплату коммунальных платежей, не говоря о финансировании развития. 


Позиция учредителя по отношению к вузам четвертой группы: «Сколько заработаете, столько и можете потратить».



Так, по нашему вузу идет стремительное сокращение государственного финансирования, но мы при этом не сокращаем свой бюджет, он даже немного растет. Выходит, наша деятельность выстроена достаточно эффективно. Я не уверен, что у других вузов так же — и в этом серьезная проблема в отношениях между вузами и учредителем.

Что касается поддержки, то Президент предложил развивать предпринимательские идеи, в частности, одобрил технологическое предпринимательство. Это, на мой взгляд, очень важно. Именно по пути формирования предпринимательского университета идет НГУЭУ.

Я — за реализацию решений Съезда ректоров! С акцентом на внятную государственную политику в области образования.

Лента новостей, Блог ректора, Для аспирантов и докторантов, Для преподавателей
1/1
  • ПРОЖИВАНИЕ СТУДЕНТОВ: Нужно ли регистрироваться по месту жительства студентам из стран СНГ?
  • ПОСТУПЛЕНИЕ: Как иностранным абитуриентам и студентам получить визу для поступления/обучения в НГУЭУ?
  • ОПЛАТА ОБУЧЕНИЯ: Можно ли платить за обучение в рассрочку?
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: Куда можно обратиться за медицинской помощью, если не имеешь новосибирской прописки?
  • ОТЧИСЛЕНИЕ: Как можно забрать документы из НГУЭУ?
  • ПОСТУПЛЕНИЕ: Как восстановиться в НГУЭУ?
  • СТИПЕНДИИ И ГРАНТЫ: Может ли первокурсник-внебюджетник, сдавший на «отлично» первую сессию, рассчитывать на стипендию?
  • Личный кабинет студента
  • Выборы ректора
  • Обратная связь
  • Обращения граждан и организаций
  • Политика конфиденциальности
  • Сведения о доходах руководителя
  • Раскрытие информации
  • Сведения о доходах руководящего состава
  • Безопасность и антитеррор
  • Пожарная безопасность
  • Полезные ссылки
    • Министерство образования и науки Российской Федерации
    • Министерство просвещения Российской Федерации
    • Российское образование (Федеральный портал)
    • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
    • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
    • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
    • Справочно-информационный портал «Русский язык»
    • Энциклопедии, словари, справочники
    • Портал информационной поддержки ЕГЭ
    • Русская виртуальная библиотека
    • Наука и образование против террора
    • Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет
    • Правовой портал «Нормативные правовые акты в Российский Федерации
    • Подключение к личному кабинету на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу
    • Инструкция по работе с ПО Veyon
  • Наука и университеты